Ранее я оставил не самый восторженный отзыв об «Августе» — большом проекте, куда Константин Эрнст вложил немало денег и амбиций. Думал: может, это я вредничаю, придираюсь, «старпёрствую». Увы (или к счастью для моего вкуса), зрители подтвердили: дело не в моей «киноаллергии». Фильм многим не зашёл — и они очень подробно объяснили, почему.
Когда "Август" в сентябре
Начну с главного: «Август» задумывался как новое прочтение романа Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого». Что же зритель увидел на экране - кроме Безрукова, Кологривого и Табакова?
Клип, при чем «одноразовый». Как заметил один из читателей "Киноамнезии": красиво, глянцево, с вылизанными кадрами, но "без позвоночника".
Картина настолько не айс, что нестыковки даже в мелочах.
«Хижняк на задержании диверсантов — что???» — возмущаются люди, хорошо знающие первоисточник.
Там, где у Богомолова точность, в «Августе» — инфошум. Диалоги часто звучат так, словно их придумал зумер после провального сочинения на ЕГЭ.
Вопрос кастинга — отдельная боль. Герой Богомолова — молодой мужчина с нервами из стали. На экране — звёздный возрастной и усталый.
«После слов “работает СМЕРШ” дальше можно не смотреть», — пишут читатели "Киноамнезии".
Сравнение с «В августе 44-го» (2001) неизбежно. Тот фильм не идеален, но он хотя бы снимался с уважением к первоисточнику. В "Августе" — громкая музыка и агрессивный маркетинг.
«Чем агрессивнее реклама, тем хуже кино, — пишут комментаторы. - Реклама из каждого утюга создаёт ощущение, что нас убеждают любить фильм вместо того, чтобы дать возможность ему убедить нас самих".
Ещё одно раздражение — «обновление для молодёжи».
«Фильм снят под клиповое мышление», — пишут зрители.
Молодёжь, конечно, разная. Но когда сложный материал переводят на язык комикса, теряются смыслы, ради которых вообще стоило трогать классику. Отсюда и общий приговор:
"Лучше перечитать книгу".
Зачем снимать «по мотивам», если мотив выжжен спецэффектами а-ля Marvel? Зачем ставить себе планку «переплюнуть» уже удачную экранизацию, если ты в итоге перепрыгиваешь в жанр "Испанский стыд"?
Вердикт. «Август» — это дорогой, старательно вылизанный пересказ, который путает серьёзность темы с громкостью подачи. Если хочется кино о работе СМЕРШ — «В августе 44-го» ближе к нерву книги; если хочется понять, почему эта история до сих пор важна — откройте Богомолова.
А «Август» оставьте для стриминга: где можно поставить на паузу не только кадр, но и сомнение — и спросить себя, чего мы ждём от военной драмы: вспышек и хэштегов или правды, которую не выкрикивают, а докладывают шёпотом.
Давайте спорить в комментариях: кто что увидел, где я не прав, и была ли хоть одна сцена, которая пробила вашу броню скепсиса?