Найти в Дзене
Максим Титов

ВАЗ 2101

ВАЗ-2101, он же «Жигули», «Копейка» — это легенда советского и российского автопрома. По сути, это был первый массовый легковой автомобиль для советских людей. Вот подробная информация об этой иконе. Основная информация · Модель: ВАЗ-2101 «Жигули» · Народное название: «Копейка» · Годы выпуска: 1970 — 1988 · Класс: Малый (субкомпактный) · Тип кузова: 4-дверный седан · Производитель: Волжский автомобильный завод (ВАЗ), г. Тольятти История и происхождение ВАЗ-2101 — это не просто самостоятельная разработка, а лицензионная версия итальянского Fiat 124. В 1966 году СССР заключил соглашение с компанией Fiat, и итальянцы помогли построить завод в Тольятти. Ключевые изменения, внесенные советскими инженерами в фиатскую конструкцию: 1. Усиление кузова и подвески: Учитывая плохое состояние советских дорог, кузов сделали более прочным, а заднюю подвеску заменили с рессорной на более современную на пружинах и пяти рычагах. 2. Двигатель: Вместо нижневального двигателя Fiat был разработан новый верх

ВАЗ-2101, он же «Жигули», «Копейка» — это легенда советского и российского автопрома. По сути, это был первый массовый легковой автомобиль для советских людей.

Вот подробная информация об этой иконе.

Основная информация

· Модель: ВАЗ-2101 «Жигули»

· Народное название: «Копейка»

· Годы выпуска: 1970 — 1988

· Класс: Малый (субкомпактный)

· Тип кузова: 4-дверный седан

· Производитель: Волжский автомобильный завод (ВАЗ), г. Тольятти

История и происхождение

ВАЗ-2101 — это не просто самостоятельная разработка, а лицензионная версия итальянского Fiat 124. В 1966 году СССР заключил соглашение с компанией Fiat, и итальянцы помогли построить завод в Тольятти.

Ключевые изменения, внесенные советскими инженерами в фиатскую конструкцию:

1. Усиление кузова и подвески: Учитывая плохое состояние советских дорог, кузов сделали более прочным, а заднюю подвеску заменили с рессорной на более современную на пружинах и пяти рычагах.

2. Двигатель: Вместо нижневального двигателя Fiat был разработан новый верхневальный (SOHC) двигатель. Это сделало «Копейку» более современной по меркам того времени.

3. Безопасность: Рулевое управление было изменено на более безопасное (рулевой вал стал разбиваться при лобовом столкновении).

4. Адаптация к климату: Были усилены стартер и аккумулятор для надежного пуска в холодные зимы. Появился отверстие в бампере для «кривого стартера» (пусковой рукоятки).

Благодаря этим изменениям ВАЗ-2101 во многом превзошел своего итальянского предка по надежности и долговечности.

Технические характеристики

· Двигатель:

 · Тип: Бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный

 · Рабочий объем: 1.2 л (1198 см³)

 · Мощность: 62 л.с. при 5600 об/мин

 · Крутящий момент: 87 Н·м при 3400 об/мин

· Трансмиссия:

 · Привод: Задний

 · КПП: 4-ступенчатая механическая

· Габариты и вес:

 · Длина: 4073 мм

 · Ширина: 1611 мм

 · Высота: 1382 мм

 · Колесная база: 2424 мм

 · Снаряженная масса: 955 кг

· Динамика:

 · Максимальная скорость: 140 км/ч

 · Разгон 0-100 км/ч: ~20 секунд

· Расход топлива:

 · ~8-10 л на 100 км (в смешанном цикле)

Почему ВАЗ-2101 стал легендой?

1. Доступность: Это был первый по-настоящему массовый автомобиль, который могла приобрести обычная советская семья (хотя и после многолетней очереди).

2. Надежность и ремонтопригодность: Конструкция была очень простой и продуманной. Автомобиль мог быть отремонтирован буквально «на коленке» гаечным ключом и молотком.

3. Хорошие ходовые качества: По сравнению с «Москвичами» и «Волгами» «Копейка» была более комфортной, динамичной и управляемой.

4. Основа для целого семейства: На базе ВАЗ-2101 было создано огромное количество модификаций: универсал (ВАЗ-2102), последующие модели «классики» (2103, 2105, 2106, 2107), а также специальные версии.

Культурное значение

ВАЗ-2101 — это символ целой эпохи. Он снимался в десятках советских фильмов, был мечтой миллионов и остался в памяти как один из самых любимых народом автомобилей. Сегодня ухоженная «Копейка» — желанный экземпляр для коллекционеров и участников ретро-ралли.

Интересные факты

· Всего было выпущено более 4.8 миллиона автомобилей семейства ВАЗ-2101/2102.

· В 2000 году журнал «За рулем» признал ВАЗ-2101 «лучшим российским автомобилем века».

· В 1971 году ВАЗ-2101 успешно прошел испытания на трассе Нюрбургринг, доказав свою надежность.

· На базе «Копейки» создавались гоночные автомобили для советских кольцевых гонок и ралли.

В итоге, ВАЗ-2101 — это не просто старая машина. Это важная часть истории, промышленный и культурный феномен, который навсегда изменил автомобильный ландшафт огромной страны.