На протяжении столетий загадка древней цивилизации майя не давала покоя ученым всего мира. Иероглифические тексты, высеченные на стенах древних храмов, оставались немыми, а три уцелевших рукописи — Дрезденский, Мадидский и Парижский кодексы — считались совершенно не поддающимися прочтению. Многие исследователи приходили к выводу, что эта проблема неразрешима. Однако в середине XX века в тихом кабинете ленинградского Музея этнографии, в тысячах километров от пирамид Юкатана, советский ученый Юрий Кнорозов совершил, казалось бы, невозможное. Он нашел ключ к письменности майя, не ступая на землю древней цивилизации, и открыл миру голос забытого народа.
Детство, опаленное войной
Юрий Кнорозов родился 19 ноября 1922 года в поселке Южный под Харьковом в интеллигентной семье . С детства он проявлял разнообразные таланты: играл на скрипке, писал романтические стихи, прекрасно рисовал и даже увлекался гипнозом, пытаясь «лечить» соседей . Несмотря на отличные оценки в школе, он не был примерным учеником и его едва не исключили за хулиганство .
Он мечтал стать психиатром, но судьба распорядилась иначе. Не пройдя по здоровью в медицинский, он поступил на исторический факультет Харьковского университета, где начал изучать древние языки и этнографию . Его обучение прервала Великая Отечественная война. Признанный негодным к строевой службе, Кнорозов оказался на оккупированной территории, где провел полтора года, скитаясь и добывая пропитание для матери и сестры . Этот факт его биографии позже станет клеймом и надолго закроет ему путь к зарубежным поездкам и карьере в аспирантуре .
В 1943 году ему удалось перебраться с семьей в Москву, где он восстановился на историческом факультете МГУ . Именно здесь, в Ленинской библиотеке, ему на глаза попалась статья немецкого исследователя Пауля Шельхаса «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема?» . Этот вызов Кнорозов принял со свойственным ему азартом. «То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!» — заявил он .
Гений в «пенале»: как это было
После блестящего окончания МГУ Кнорозов не смог поступить в аспирантуру — помешало пребывание на оккупированных территориях . С помощью руководителей ему удалось устроиться младшим научным сотрудником в ленинградский Музей этнографии народов СССР . Он поселился в крошечной комнате-пенале, где едва помещались стол и кровать. Его соседом по коммуналке был Лев Гумилев, сын Анны Ахматовой, которая, по легенде, подарила Кнорозову зимнюю шапку .
Именно в этих аскетичных условиях, окруженный книгами и рукописями, Кнорозов начал свою титаническую работу. Его главными инструментами стали:
- «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды. Этот труд испанского епископа XVI века, который сам уничтожил множество рукописей майя, и как не парадоксально, стал ключом к их расшифровке. Де Ланда составил «алфавит» из 29 знаков майя, но считал, что они передают буквы .
- Копии трех уцелевших кодексов майя (Дрезденского, Мадридского и Парижского) .
Кнорозов совершил гениальную догадку. Он понял, что знаки, записанные де Ландой, — это не буквы, а слоги. Индеец, помогавший епископу, записывал не звуки испанских букв, а их названия, которые состояли из слогов . Например, испанская буква «b» называется «be», и именно этот слог — «бе» — и был записан соответствующим иероглифом майя.
Первым делом Кнорозов определил тип письменности. Подсчитав количество уникальных знаков в дошедших текстах (их оказалось около 355), он отверг идею алфавитного (30-40 знаков) или идеографического (тысячи знаков) письма и доказал, что письмо майя было слоговым (силлабическим) .
Используя «алфавит» де Ланды в качестве ключа, он начал чтение. Первым успехом стало прочтение слога «ле» . Правильность дешифровки проверялась методом «перекрестного чтения»: один и тот же знак должен был одинаково читаться в разных словах, складываясь в осмысленные предложения, не противоречащие общему смыслу текста и сопровождающим их рисункам .
Триумф и непризнание
В 1952 году в журнале «Советская этнография» вышла революционная статья «Древняя письменность Центральной Америки» . В 1955 году Кнорозов блестяще защитил диссертацию, основанную на исследовании труда де Ланды. Ученый совет был настолько потрясен, что присудил ему сразу степень доктора исторических наук, минуя кандидатскую .
Однако на Западе открытие советского ученого было встречено скептически. Глава американской школы майянистики Эрик Томпсон, считавший, что иероглифы майя передают целые понятия, а не звуки, яростно критиковал работу Кнорозова, обвиняя его даже в пропаганде марксизма . Только после смерти Томпсона в 1970-х годах и благодаря поддержке авторитетного исследователя Майкла Ко метод Кнорозова получил всеобщее признание . В 1975 году Кнорозов опубликовал полный перевод иероглифических рукописей майя, а в 1977 году был удостоен Государственной премии СССР .
Ученый и его демоны
Кнорозов был личностью крайне противоречивой и сложной. Коллеги описывали его как интроверта с саркастическим чувством юмора, который доверял лишь немногим . Его знаменитые сапфировые глаза, глубоко посаженные под кустистыми бровями, могли как притягивать, так и отпугивать собеседника .
Одной из его слабостей был алкоголь. В состоянии опьянения его характер резко менялся, он мог становиться агрессивным . Многие связывали это с давлением системы, невозможностью свободно заниматься наукой и выезжать за рубеж — пьянство было для многих советских интеллектуалов своего рода формой эскапизма .
Верным спутником ученого была его кошка Ася (Аспид). Кнорозов души не чаял в питомице, называл ее своим главным соавтором и даже пытался вписать ее имя в научные публикации . Сегодня памятники Кнорозову в Мексике и России изображают его с кошкой на руках.
Мечта, сбывшаяся слишком поздно
Долгие годы Кнорозов был «невыездным». Его знаменитая фраза: «Я — кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам» — была скорее защитной реакцией на невозможность увидеть землю майя собственными глазами .
Только в 1990 году, после распада СССР, 68-летний ученый впервые ступил на землю Гватемалы, где его встретили как настоящую звезду . Затем были поездки в Мексику в 1995 и 1997 годах. В Мериде ему был установлен памятник, а правительство Мексики наградило его орденом Ацтекского орла . По легенде, получая награду, Кнорозов произнес по-испански: «Mi corazon siempre ha sido mexicano» («В своем сердце я всегда остаюсь мексиканцем») .
Юрий Валентинович Кнорозов скончался в Санкт-Петербурге 30 марта 1999 года от последствий инсульта . Он ушел из жизни на пороге нового тысячелетия, оставив после себя не просто расшифрованную письменность, а целый новый мир, который продолжает открываться благодаря его гению.
А как вы думаете - заслуженно Юрию Кнорозову воздвигли памятник?
А чтобы и вас когда - нибудь поставили на постамент истории, необходимо быть начитанным и обладать недюжинными ораторскими способностями, среди которых и чувство юмора. А для этого вам непременно надо чаще заглядывать на наши каналы
ТГ Юмор и точка (канал для тех, кому хочется улыбнуться и расслабиться):
Мы в ТГ:
Мы в Одноклассниках:
#ЮрийКнорозов #Майя #ДешифровкаПисьменностиМайя #ИсторияНауки #ГенийИзЛенинграда #КнорозовИКошка #ЗагадкиИстории #Археология #Лингвистика #СоветскаяНаука #ЦивилизацияМайя #НаследиеКнорозова