"... - Я, собственно, звоню тебе по делу. У нас ведь в этом году было двадцать лет со дня окончания школы, если ты, конечно, не забыл, - раздалось на том конце провода. - В общем, наша классная Тамара Васильевна хочет нас всех собрать. Точнее, попросила лично тебе передать, чтобы ты обязательно приехал. Остальные все на месте. Кто в деревне живёт, кто за её пределами, но постоянно приезжает в родные места. Только ты как уехал в город, так и дорогу сюда забыл..."
ОТ АВТОРА: Дорогие друзья! Новый рассказ, который я хочу предложить вашему вниманию, будет не слишком большим. В его основе судьба одного человека, которому много лет не удавалось расстаться со своим прошлым.
Юрий возвращался после ночного дежурства домой на электричке, когда погожий летний день уже разлился над землёй мягким теплом и безмятежным покоем. Он смотрел в окно на мелькающие луга и леса, утопающие в зелени, но сегодня красивые пейзажи его не особо радовали... Один звонок на станцию, где он работал дежурным, невольно вернул его в прошлое... Когда он по привычке поднял трубку, то подумал, что, наверное, звонят кому-то из местных жителей небольшой деревушки, где он работал. В станции был единственный телефон, и очень часто кому-нибудь звонили. Юра по громкой связи просил подойти к телефону и старался не вмешиваться в разговор, но просил долго не задерживаться, ведь телефон предназначался для служебных разговоров.
Однако оказалось, что звонили ему. Голос своего школьного приятеля Никиты он узнал бы из тысячи и был очень удивлён, что тот позвонил на рабочий телефон.
- Привет, дружище! Сколько лет, сколько зим! - начал Никита. - Я с трудом тебя нашёл. Звонил тебе домой, но дозвониться не смог.
- Нашу линию отключали из-за ремонта, - ответил Юрий. - Да и нас на станции сейчас трое, приезжаю домой только для того, чтобы выспаться.
- А-а-а, ну, тогда понятно, а то я грешным делом подумал, что у тебя наконец-то зазноба появилась и решила изменить твою жизнь, превратив холостяка в семейного мужчину, - с подтекстом произнёс приятель. В его голосе была слышен намёк, но Юрий сделал вид, что ничего не понял.
- Никита, если ты что-то хотел сказать, то говори быстрее, ведь я на работе.
- Я, собственно, звоню тебе по делу. У нас ведь в этом году было двадцать лет со дня окончания школы, если ты, конечно, не забыл, - раздалось на том конце провода. - В общем, наша классная Тамара Васильевна хочет нас всех собрать. Точнее, попросила лично тебе передать, чтобы ты обязательно приехал. Остальные все на месте. Кто в деревне живёт, кто за её пределами, но постоянно приезжает в родные места. Только ты как уехал в город, так и дорогу сюда забыл.
- Мы с мамой переехали в город, и приезжать мне было не к кому, ты сам это знаешь, - напомнил Юрий Никите.
- Помню, конечно, помню. Я сейчас не об этом. Тамара Васильевна решила всех нас увидеть захотела. Она ведь в почтенном возрасте. Когда мы учились, она на пенсии уже была. Сам понимаешь, что каждый день для неё может стать последним. Надеюсь, что не откажешь и приедешь, хотя бы ради неё. Что скажешь?
Юра пару минут молчал. Ехать в Малиновку, где прошли его детство и юность, не хотел. Не слишком приятные воспоминания у него были связаны с этим местом. Он уже много лет жил в городе, в Малиновку не приезжал. Единственным связующим звеном был Никита, с которым Юрий иногда созванивался. Да и когда приезжал приятель в город, мог зайти в гости на часок-другой. Но случалось это крайне редко.
- Даже не знаю, что тебе, Никита, ответить, - сказал Юрий. - Говорю, что работа у меня, напарница в отпуске. Мы втроем, работаем не день, ночь, два дома, а через день, так что времени особо нет. Но Тамару Васильевну увидеть мне, конечно, хотелось бы.
- Ну, я же говорю, что тебе надо обязательно приехать. Если ты переживаешь из-за Катьки, не хочешь с ней встречаться, то напрасно. Давно пора отпустить прошлое. Или всё вернуть назад. Сам знаешь, что Катька свободная уже год, живёт с дочкой. Интересовалась, приедешь ли ты на встречу. Так что есть возможность наконец-то выяснить все недомолвки, забыть обиды и начать совсем другую жизнь.
- Дай мне пару дней. Нужно кое-что решить. Договориться с напарницей, той, что в отпуске, чтобы подменила меня, вышла на работу на одно дежурство.
- Нет, Юрик, попроси, чтобы вышла сразу на несколько дежурств. Здесь такое дело... - замялся Никита. - Я ведь бычков на откорм в колхозе взял. Сено косим, сушить не справляемся. Я надеюсь, что ты не забыл, как косу в руках держать? Поможешь по старой дружбе? Я думаю, что дня за два-три справимся. В общем. в выходные жду тебя. Вернее, мы все ждём, а в первую очередь Тамара Васильевна.
- Что с тобой будешь делать, Никита, ты кого угодно уговорить сможешь, - ответил Юрий, потом попрощался и положил трубку.
Приятелю он, конечно, говорить не стал, что собирается покончить со своим холостяцким положением. Правда, пока своей Зинаиде он предложение руки и сердца не сделал, но чувствовал, что она этого очень ждёт. Его же, тридцатисемилетнего холостяка, что-то останавливало. Не решался он позвать добрую и скромную Зинаиду в ЗАГС. Пока они просто встречались и общались очень близко. Иногда Юрий сам себя спрашивал, почему медлит, и не мог дать ответа на свой вопрос. Сейчас, когда позвонил Никита, понял, в чём причина. Катька, его одноклассница, в которую он был влюблен с первого класса, до сих пор занимала место в его сердце. Не смог он её забыть, не смог вычеркнуть из своей жизни. Сидела она занозой и не давала покоя. Вроде и Зина ему нравилась, но сказать, что он в неё влюблен так, как когда-то был влюблен в Катю, не мог. А сейчас ещё им предстояло встретиться. Юрик понимал, что разговор между ними неизбежен. Он представлял, как хрупкая Екатерина подойдёт к нему, как начнёт рассказывать о своей жизни... Юрику хотелось увидеть её. Было интересно, какой она стала, изменилась ли за те двадцать лет, что они не виделись...
С такими мыслями он приехал в город и отправился прямой наводкой домой. Ему очень хотелось спать. Хоть он давно привык работать по ночам и хоть мог не спать после смены, после разговора со школьным приятелем отдых ему был просто необходим.
...Вечером того же дня Юрик шёл на свидание к Зине. Хотя свидания были формальностью. Каждое заканчивалось тем, что Зина оставалась ночевать у него. Она жила с родителями, а он уже пять лет был один после того, как не стало его мамы, которую тоже звали Зинаидой. Она всегда мечтала дожить до дня, когда у её единственного сына родятся дети, но не смогла, подвело сердце. Работала она, как и Юрик, дежурной по станции. Была до сорока лет старой девой. Так вышло, что не встретился ей тот единственный, которого она ждала. Родила сына от одного женатого машиниста, с которым однажды познакомилась. Тот, узнав о том, что Зинаида в положении, исчез и больше в Малиновке не появлялся.
Спустя много лет мама Юре призналась, что она однолюб. В пионерском лагере влюбилась в мальчика по имени Юрка. Переписывалась с ним и даже несколько раз встречалась, а потом он ушёл в армию. Что точно случилось, неизвестно, но только её любимый домой не вернулся. Женился и остался служить, а она получила сердечную рану, от которой не могла оправиться. Время пролетело незаметно, и Зинаида поняла, что осталась совсем одна. Поэтому рождение сыночка стало для неё отрадой. Хоть и предал её Юрка, а сына назвала в его честь, как память о своей чистой первой любви.
Юрию было семнадцать, а мама уже вышла на пенсию, когда им в городе выделили квартиру от железной дороги, которой мать посвятила всю свою сознательную жизнь. Юра пошёл по её стопам и пошёл учиться в железнодорожный техникум. В детстве ему частенько доводилось находиться на работе у матери, смотрел он как заворожённый на огромный пульт управления. Ему нравилось наблюдать за тем, как мама одним движением руки, нажав кнопку, переводит стрелки или включает прожекторы. Зинаида говорила сыну, что от её добросовестной работы зависит порядок на доверенном ей железнодорожном участке. Юрик знал, что и он станет дежурным, потому так ему очень нравилась эта работа. В другой профессии он себя не видел.
... Проснувшись в обед, Юрий принялся за уборку. В своей холостяцкой берлоге он наводил порядок регулярно. Нравилось ему, чтобы все вещи лежали на своих местах. Терпеть не мог пыль и принялся вытирать её со всех горизонтальных поверхностей. Хотелось, чтобы Зинаида, которая, наверняка, сегодня приедёт к нему домой, снова с восхищением сказала, что он чистюля. Она тоже была приучена к порядку. Любила, когда вымыты полы и вытерта пыль. Зина в свои тридцать пять лет хорошо готовила. По мнению Юрия, она должна стать для него идеальной женой. Вот только одно останавливало его: не мог он никак понять своих чувств к ней. Поначалу просто пожалел, когда узнал не слишком весёлую историю её жизни, а затем привык к этой доброй, мягкой и скромной женщине. Она нравилась ему как человек, как друг, как симпатичная женщина. Но стоило ему подумать о Кате, как земля уходила из-под ног. Вот и сейчас, после звонка Никиты, Юрий пребывал в смятении. Он несколько раз словил себя на мысли, что даже на свидание к Зинаиде сегодня идти не хочется.
"Скорей бы наступил день встречи с одноклассниками, - подумал Юрик. - Может, когда мы увидимся с Катей и поговорим, всё изменится? Или я выброшу её из своего сердца, или..." Юрий предполагал и другое развитие событий. Несмотря на то что прошло много лет, не смог он забыть свою первую любовь. Считал, что он, наверное, как и его мама, однолюб.