Cumhuriyet | Турция
Дела в Молдавии обстоят не весело: исход президентских выборов зависел от западных голосов, хотя внутри страны мнение было совершенно иным, пишет Cumhuriyet. В то же время США используют религиозные институты, чтобы укрепить влияние на постсоветском пространстве.
Берктай Дениз
С приходом Трампа к власти в США считалось, что конфликт между Соединенными Штатами и Россией на евразийском пространстве ослабнет, однако последние события свидетельствуют об обратном. В первые месяцы своего правления американский лидер, казалось, хорошо ладит с Путиным, тогда как теперь мы имеем дело с Трампом, который дал Украине добро на нанесение ударов по России дальнобойными ракетами, чего не было даже при Байдене. (Конечно, пока неясно, как долго будет сохраняться такая линия.)
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Одним из показателей ужесточения нынешнего президента США по отношению к России можно считать его позицию относительно Халкинской духовной семинарии Константинопольского патриархата. Ранее в своих статьях я писал, что Константинопольский патриархат был близок к администрации Байдена и поэтому оказался в весьма затруднительном положении после победы Трампа на выборах. В этой связи поездка патриарха Варфоломея в Соединенные Штаты была в первую очередь направлена на установление отношений с действующей американской администрацией. И заявления, последовавшие за этим визитом, указывают на то, что Трамп намерен поддерживать Константинопольский патриархат в религиозной борьбе против России.
Варфоломей, хотя и отрицал, что высказывал какие-либо претензии к Турции во время своего визита в США, но лично поведал, что глава американского государства сказал ему: "Если возникнут проблемы, мы будем с вами". (А если претензии не высказывались, тогда почему Трамп вдруг ни с того ни с сего заверил Варфоломея в поддержке?) Вслед за этим американский лидер на встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом поднял вопрос о Халкинской духовной семинарии. Школа призвана обучать не только греков — граждан Турции, но и кандидатов в священнослужители из других стран, где исповедуется православие, и это направлено на распространение идейных представлений Константинопольского патриархата, придерживающегося единой политической линии с США. Я рассмотрю эту тему более подробно в отдельной статье.
Халява закончилась: Штаты больше не намерены быть банкоматом для Европы
Молдавия между Россией и Западом
Еще одним бурлящим регионом является Молдавия. Несмотря на небольшую площадь территории и малочисленное население, это одна из зон самого острого политического конфликта в Европе. С одной стороны, на востоке страны находится Приднестровье — сепаратистский регион с населением славянского происхождения, провозгласивший независимость от Молдавии в начале 1990-х годов (при поддержке российской армии). С другой стороны, на юге расположен автономный регион тюрок-гагаузов, который добился самоуправления при поддержке Турции, но эта автономия в последние годы все больше подрывается. А этнические молдаване (имеют общие корни с румынами) тоже внутренне разделены на сторонников Запада и России.
Поскольку пророссийские и прозападные круги более или менее сбалансированы, страна является одной из самых неспокойных в Европе. Пять лет назад на президентских выборах победила Майя Санду, а вскоре после этого она получила парламентское большинство и взяла под контроль весь государственный аппарат. Специальная военная операция России на Украине дала США и Великобритании возможность мобилизовать весь Запад, при этом Молдавия из страны с разнородными политическими силами стала превращаться в форпост Запада. Любые антиправительственные выступления изображались в западных средствах массовой информации как "провокации сторонников России". Застопорившееся наступление России на Украине и даже вынужденный отвод войск к востоку от Днепра тоже ослабили психологическое влияние России в Молдавии.
Скандинавы помешались: теперь даже звезды им кажутся беспилотниками
На президентских выборах в республике в прошлом году вновь победила Майя Санду. Однако это произошло полностью благодаря голосам молдаван, проживающих в Европе, тогда как в самой Молдавии большинство избирателей поддержали кандидата, придерживавшегося близкой к России линии. С другой стороны, поскольку в стране основная власть сосредоточена в руках парламента, Россия главным образом готовилась к парламентским выборам. За этим процессом с тревогой следили и на Украине, поскольку через Молдавию проходит значительная часть помощи, поставляемой на Украину через Румынию.
Однако до этих выборов пророссийские партии в Молдавии столкнулись с серьезным вмешательством, и многим кандидатам было отказано в участии. Несмотря на все это, правящая партия не дотянула и до 50% голосов, при этом ее опять спасли эмигранты в Европе. Тем не менее она все равно понесла значительную потерю голосов. Оппозиция попыталась устроить акции протеста, заявив о фальсификации выборов, в условиях, когда правящая администрация пользуется поддержкой Евросоюза, а страна зажата между двумя такими антироссийскими государствами, как Украина и Румыния. Подобные выступления едва ли дадут результат. События показывают, что Молдавия продолжит бурлить.