Российские банки продают заемщикам страхование жизни, здоровья и финансовых рисков с наценкой в 18 раз. Об этом говорится в материалах Службы финансового уполномоченного (финомбудсмена) по неприемлемым практикам за II квартал 2025 года. «Известия» ознакомились с ними.
По данным службы, такие продукты часто оформляют вместе с потребительским кредитом. Так, банк «Ак Барс» при заключении кредитного договора подключил заемщика к подобной программе стоимостью 490 тыс. рублей. При этом страховщику (для оплаты этого полиса) финорганизация передала лишь 43,6 тыс. Клиент СНГБ (АО «Сургутнефтегазбанк») за присоединение к программе коллективного страхования заплатил 905 тыс. рублей при фактической стоимости услуги 60,4 тыс. Похожая практика зафиксирована в АКБ «Металлинвестбанк» (61,1 тыс. против 3,3 тыс.). Аналогичные случаи выявлены в РСХБ, ПСБ и других.
Среди неприемлемых практик отмечается и склонение к приобретению услуг третьих лиц. В частности, автомобилистам навязывали программы техподдержки, эвакуации, мелкого ремонта стоимостью от 100 до 360 тыс. рублей. Если же клиент решал, что передумал и просил вернуть деньги, ему отказывали, ссылаясь на факт оказания услуги в момент подписания договора.
Кроме того, в таких кейсах оказывающие услуги компании не упоминаются в договоре с банком, который продал пакет. В результате на просьбу заемщика вернуть деньги за продукт кредитор отказывается, заявляя, что он не сторона той сделки, теперь он отвечает только за кредит.
Финансовый уполномоченный Светлана Максимова подчеркнула «Известиям», что в январе–июне 2025 года количество жалоб на банки выросло на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Опрошенные «Известиями» эксперты выступают за ужесточение санкций.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»:
Получите — расплатитесь: банки навязывают страховки с 18-кратной наценкой