В международном прокате вовсю идет новый фильм Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой», где ключевую роль сыграл Леонардо ДиКаприо. Уникальный дуэт поколения чуть не случился четверть века назад — на съемках «Ночей в стиле буги», но тогда молодой актер предпочел «Титаник», о чем якобы сожалеет. Для ПТА рокировка вряд ли бы радикально что-то изменила, а вот как бы сложилась тогда карьера Леонардо Вильгельма ДиКаприо — неизвестно. Тем интереснее вспомнить другие его яркие роли, постаравшись не перечислить их все.
В итоге пришлось ограничиться XXI веком, чтобы текст не превратился в бесконечный, хотя за «Что гложет Гилберта Грейпа» тезка да Винчи получил дебютную номинацию на «Оскар» — их потом будет еще пять, причем два-три выдающихся перфоманса проигнорируют. Вообще до «Титаника» Лео снялся в ряде ярких фильмов, среди которых особенно хочется выделить «Полное затмение» Агнешки Холланд, где молодой артист сыграл Артюра Рэмбо и не затерялся в дуэте с более мастеровитым Дэвидом Тьюлисом. Также из 90-х можно выделить вестерн Сэма Рэйми «Быстрый и мертвый», где ДиКаприо оттенял Рассела Кроу и Шэрон Стоун, или «Дневник баскетболиста», затрагивающий особенно болезненную для десятилетия тему зависимости (плюс тут они снялись с Марком Уолбергом, который и сыграл ту самую роль в «Ночах в стиле буги»).
НУЛЕВЫЕ
Как ни крути, «Титаник» расколол карьеру ДиКаприо на «до» и «после»: чтобы напомнить о себе как серьезном актере, ему повезло «встретить» Мартина Скорсезе, у которого он снялся уже в шести с половиной фильмах (камео в «Пробах» оставляем за скобкой). Всё еще почти в два раза меньше, чем у тандема Скорсезе — Де Ниро, и на уровне Харви Кейтеля, но всё равно почетно. Тогда ходили разговоры, что так Лео пытается кому-то что-то доказать, но, присмотревшись к выбору ролей 90-х, станет очевидно, что он и так двигался в этом направлении.
Примечательно, как мало среди ролей ЛДК сюжетов про современность (особенно в последние годы), но еще меньше — фантастики, вообще нет фэнтези и супергероики, которые добрались, казалось бы, до 90% звезд категории А. Как-то он прокомментировал это, мол, ему сложно подключаться к историям, разворачивающимся в вымышленных мирах. Так что все слухи о «Бэтмене навсегда» и «Человеке-пауке» в итоге остались слухами, зато в резюме актера появились остросюжетный «туристический» «Пляж» (2000) Дэнни Бойла по сценарию Алекса Гарленда, который написал роман-первоисточник, эмоциональное драмеди «Кафе «Донс Плам» (2000), ретро-авантюра «Поймай меня, если сможешь» (2002) Стивена Спилберга и сразу два политических боевика — принесший актеру вторую оскаровскую номинацию «Кровавый алмаз» (2006) Эдварда Цвика и «Совокупность лжи» (2008) Ридли Скотта, где ДиКаприо вновь сошелся в одном кадре с Кроу.
Чуть особняком стоят две криминальные драмы Скорсезе — «Банды Нью-Йорка» (2002) и «Отступники» (2006). У первого десять номинаций на «Оскар» без единой премии (обошли даже гениального Дэниэла Дэй-Льюиса), у второго — статуэтки за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и монтаж (в прессе зубоскалили, что мэтра награждают, опасаясь, что он скоро умрет, но МС, к счастью, снимает до сих пор). Очень жаль, что такому скепсису — и среди киноманов, кажется, тоже — подвергся масштабный роман о «рождении» условно современной Америки, где также снялись Кэмерон Диас, Джим Бродбент, Лиам Нисон и Брендан Глисон. Что касается «Отступников», несмотря на мастерское исполнение и одну из последних ролей Джека Николсона, хочется посоветовать оригинальную «Двойную рокировку» — фильм куда более изобретательный и витальный.
И еще о трех фильмах — отдельно.
«Авиатор» (2004)
1935 год. У магната Говарда Хьюза (ДиКаприо) две страсти — девушки и самолеты, которых еще недавно он пытался поженить в масштабном кинополотне «Ангелы ада» (1930). Недовольный амбициозным и дорогостоящим дебютом он целиком переключается на авиацию, где вовсю реализует фантазии и комплексы. В байопике противоречивого и эксцентричного новатора Скорсезе возводит макет американской мечты, которую не ограничивают финансовые или житейские трудности. Хьюз в блестящем исполнении Лео (еще одна проигранная номинация на «Оскар») неугомонный мальчишка, чьи запал и страхи тянутся из детства, когда мама, перепуганная вспышкой холеры, приучает сына к тщательнейшей гигиене. Тот запоминает урок навсегда, но погоня за совершенством выливается в ОКР и тотальное одиночество. Фильм снят в традиции классического Голливуда, а одна из самых эффектных сцен — где через монтажную склейку рифмуются спина любимой женщины и борт новенького самолета, которых Хью касается с одинаковым трепетом. Всё еще, кажется, лучшая роль ЛДК.
«Дорога перемен» (2008)
Середина 1950-х, Фрэнк (ДиКаприо) и Эйприл (Кейт Уинслет) живут в пригороде и мечтают о прекрасной активной жизни — как они представляли её до двух детей, скучной работы и театральных неудач. Окружающие не слишком понимают желание четы порвать с рутиной — разве что записной безумец (Майкл Шеннон) способен оценить ловушку обыденности, какую заготовила большинству гонка за американской мечтой. Одноименный роман Ричарда Йэтса экранизировал Сэм Мендес — театральный режиссер, дебютировавший в конце 90-х с «Красотой по-американски» — разоблачением идиллии одноэтажной Америки, где нет места запретной любви. Теперь британец фокусируется не на социальной несправедливости и самодовольстве обывателей, но магии пригорода — места, чья умеренность оказывается разрушительна для мечт, брака и личности. Воссоединение ДиКаприо и Уинслет через 11 лет после «Титаника» добавляет щемящих обертонов их парной игре.
«Остров проклятых» (2009)
Напрочь проигнорированный на «Оскаре» эпический детектив Мартина Скорсезе, где послевоенные травмы эпохи отразились в диагнозах разномастных пациентов. В основе фильме — роман современного мастера нуара Денниса Лихэйна, также известного по киноверсиям «Таинственной реки», «Прощай, детка, прощай» и «Общака». 1954 год, маршал США Тедди Дэниэлс (Ди Каприо) с напарником Чаком (Марк Руффало) отправляются на неприветливый остров Шаттер, что неподалеку от Бостона, где расположена лечебница для душевнобольных преступников. Их задача — разыскать беглую детоубийцу, однако мрачное заведение и его порядки заставляют детективов подозревать неладное, а также будят в Дэниэлсе болезненные воспоминания о смерти родных и концентрационных лагерях, куда он вошел в составе ВС США. Продираясь через ужасы истории и искалеченной психики Лихейн и Скорсезе задаются нетривиальным вопросом: что лучше — жить монстром или умереть человеком?
ДЕСЯТЫЕ
В новое десятилетие ДиКаприо ворвался если не в статусе актера №1, то точно в числе звезд первого ряда. Никто не сомневался, что вот-вот он встретится с «Оскаром» — после трех-то номинаций, — но вскоре эта коллизия превратилась в гонку и мем. Киноакадемия почти десять лет игнорировала актера после «Кровавого алмаза», выписав талончик на посещение театра «Кодак», где объявляют победителей, только в 2014-м — за роль в «Волке с Уолл-стрит» (2013), где Скорсезе с черным юмором рассказывает правдивую историю жулика Джордана Белфорта, который сам же и написал о провернутых махинациях.
Фильм и актер остались без наград, но «Волка...» очень любят за угар, избыточность и эффектный выход Марго Робби, которую многие для себя и открыли почти десять лет назад. Одновременно на многих вечеринках звучали песни и тосты из «Великого Гэтсби» (2013) База Лурмана, где Лео сыграл роль, будто сшитую для него. Правда, воссоединившись с режиссером «Ромео + Джульетты», актер тоже не показал ничего сверх ожиданий (роль у Скорсезе, как можно догадаться, чересчур успешной не могу назвать).
Зато в это десятилетие было еще пять отличных перфомансов — и один наконец принес долгожданного болванчика (номинировали только два, хотя могли четыре минимум).
«Начало» (2010)
Дом Кобб (ДиКаприо) вместе с напарником Артуром (Джозеф Гордон-Левитт) занимаются корпоративным шпионажем, проникая в подсознание жертв. Японский бизнесмен Сайто (Кэн Ватанабэ) заказывает им надоумить сына конкурента, чтобы тот развалил фирму смертельно больного отца. Взамен с Кобба снимут обвинения в убийстве жены и позволят воссоединиться с детями. Разумеется, нырки в чужие сны не проходят бесследно. Союз Кристофера Нолана и Леонардо ДиКаприо — идея, которая у всех тогда вертелась в голове, но в равной степени могла выгореть или не осуществиться (помните, что актер говорил о фантастике?). Шарада британского режиссера всё же увлекла Лео, но украшением его карьеры вряд ли стала — годом позже и раньше он сыграл роли куда многослойнее (тем более Нолан не совсем про глубокие образы). Скептики могут добавить сюда, что самые яркие визуальные решения британец явно позаимствовал из «Паприки» Сатоси Кона.
«Дж. Эдгар» (2011)
1919-й, времена «красной угрозы». В неспокойный период начинается карьера Джона Эдгара Гувера (ДиКаприо) в разведке Министерства юстиций. ФБР параноик Гувер возглавил только в 1935-м и занимал этот пост до самой смерти, оберегая страну в меру своих представлений. Клинт Иствуд, легенда вестерна и консерватор, снял подробный байопик, где дал довольно объемный портрет охранителя, затрагивая и его детство, и личную жизнь, которые лишь способствовали невозможности кому-либо доверять. ДиКаприо сыграл главу ФБР сквозь года — в том числе при помощи пластического грима — и явно метил на «Оскар», но, увы, не получил даже номинации.
«Джанго Освобожденный» (2012)
1858-й, до Гражданской войны в США остается еще три года. Экс-дантист из Германии Кинг Шульц (Кристоф Вальц) зарабатывает на жизнь как охотник за головами. Освободив своенравного раба Джанго (Джейми Фокс), он предлагает тому стать напарниками и соглашается помочь в освобождении возлюбленной нового партнера Брумхильды (Керри Вашингтон). Для этого придется сразиться с плантатором-садистом Кэлвином Кэнди (ДиКаприо). Давняя мечта Квентина Тарантино что-то сделать с вестерном обрела форму саркастического памфлета на тему рабства, расизма и вообще предубеждений прошлого. Как и в «Бесславных ублюдках», режиссер несколько подредактировал историю, что далеко не всех привело в восторг (например, гуру черного кино Спайк Ли посчитал всю коллизию с «Джанго» оскорбительной). Еще любопытно, что в кадре встретились Фокс и Лео: первого наградили «Оскаром» за роль Рэя Чарльза в тот год, когда второго номинировали за «Авиатора».
«Выживший» (2015)
XIX век, Миссури. Траппер Хью Гласс (Ди Каприо) оказывается ранен коренными американцами в походе за пушниной. Нечистый на руку соратник (Том Харди) бросает его умирать, но Гласс не сдается — и раненный переживает невероятные приключения. Спит в лошади, ест сырую рыбу, а в конце вступает в поединок с обидчиком. «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту принес долгожданный «Оскар» Ди Каприо, а также очередную статуэтку оператору-виртуозу Эммануэлю Любецки, который завораживающе снял красоты Северной Америки и напряженные поединки людей друг с другом и природой. Другой вопрос, что вся эта одиссея по местам человеческих несовершенств — абсолютно механистическое сафари, эдакий Парк юрского периода с роботизированными динозаврами. Драматический узор быстро становится ясен и, увы, не меняется.
«Однажды в... Голливуде» (2019)
1969 год. В городе ангелов намечаются большие перемены. Звезда популярного в 1950-е ковбойского сериала Рик Далтон (ДиКаприо) вот-вот выйдет в тираж, а то и хуже — начнет сниматься в итальянских спагетти-вестернах. Несмотря на тугие времена, звезде все еще хватает денег, чтобы жить в роскошном доме на голливудских холмах и содержать друга-каскадера Клиффа Бута (Брэд Питт), у которого трудности с работой, а потому он возит Далтона по пробам, наводит дома порядок и еще по мелочи. Двум сбитым летчикам предстоит сыграть важную роль в жизни новых соседей — Романа Полански (Рафаль Заверуха) и Шэрон Тейт (Робби), на которых уже положил зловещий глаз Чарльз Мэнсон (Дэймон Херримэн) с его сектантами из «Семьи». Девятый фильм Квентина Тарантино населен не просто копиями реальных людей или собирательными образами, но в каком-то смысле их каскадерами-двойниками, то есть «Однажды в… Голливуде» — еще один дубль для истории, которая не знает сослагательного наклонения. Так Тарантино снова демонстрирует, что кинематограф способен победить всё и вся.
ДВАДЦАТЫЕ
Убийцы цветочной Луны (2023)
1919 год. В округ Осейдж, штат Оклахома, приезжает Эрнест Беркхарт (ДиКаприо), прошедший Первую мировую поваром во Франции. Здесь, в местечке Грейхорс, он будет выполнять мелкие поручения дяди Уильяма Хэйла (Роберт Де Ниро) и подрабатывать извозом. Заполучив в постоянные клиентки Молли Кайл (Лили Глэдстоун) из народа осейджей, Эрнест проникается к ней симпатией — и женится. Вокруг тем временем набирает обороты «период террора»: гибнут коренные американцы, разбогатевшие благодаря сдаче в аренду земли, богатой нефтью, — часто при подозрительных обстоятельствах. Скорсезе продолжает летопись американской истории преступлений: если 209-минутный «Ирландец» стал апофеозом его гангстерского кино — массовым разоблачением криминального мифа, к которому во многом приложил руку и Голливуд, то «Убийцы...» — 206-минутная хроника, где юридические уловки и дисбаланс власти становятся удобными инструментами для истребления даже зажиточных осейджей.
«Битва за битвой» (2025)
Расплывчатые 2020-е. Боб Фергюсон (ДиКаприо) воспитывает дочь Уиллу (Чэйс Инфинити) в городе-убежище Бактан Кросс, на границе с Мексикой. Последние 16 лет он сжигал мозг паранойей и разными зависимостями, опасаясь, что о себе напомнит былое: когда-то с её матерью Перфидией Беверли-Хиллз (Тейана Тейлор) они состояли в революционной ячейке «Френч 75», боровшейся за права мигрантов, женщин и не только. С тех пор жена-валькирия пропала, жажда перемен в крови остыла, но человек из прошлого действительно объявляется. Полковник-расист Стивен Локджо (Шон Пенн), с которым их пути несколько раз пересеклись, объявляет охоту на бывших подпольщиков. В халате и смятении Фергюсон отправляется в бега. 55-летний Пол Томас Андерсон предпринимает хулиганский 140-милионный спринт: режиссер монументальных «Нефти», «Мастера» и «Магнолии» снял нестыдное и духоподъемное «папочкино кино», заодно обозначая позицию по ряду острых вопросов. Дальнейшие перемены в мире он завещает уже следующему поколению. Очень вероятно, что на следующий год ПТА, ЛДК и Пенн будут в оскаровских номинациях (дальше загадывать трудно, но кто-то наверняка получит — у Лео как раз прошло десять лет с награды).
Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».