Если бы у роскоши, дерзости и гедонизма было имя, оно бы звучало как Версаче. Его показы напоминали рок-концерты, его одежда была гимном человеческому телу, а его жизнь — ослепительной вспышкой, оборвавшейся на самом пике. Он не просто шил платья, он создавал богинь, дружил с принцессами и рок-звездами и навсегда изменил саму суть моды, превратив ее из закрытого клуба для избранных в главное шоу на планете.
Это история Джанни Версаче — мальчика из бедной южной Италии, который построил империю на золоте, шелке и своей несгибаемой вере в то, что скромность — это скучно.
Мальчик из ателье: где рождаются гении
Все началось не в блестящем Милане, а в Реджо-ди-Калабрия, пыльном и бедном городке на самом «носке» итальянского сапога. Джанни рос не в окружении роскоши, а в ателье своей матери, Франчески. Она была лучшей портнихой в городе, и ее мастерская стала для мальчика волшебным миром. Пока его сверстники гоняли мяч, он часами пропадал среди рулонов ткани, катушек ниток и манекенов.
Мать была его первым и главным учителем. Она научила его чувствовать ткань, понимать крой и, самое главное, видеть красоту и силу женского тела. Он наблюдал, как она одним движением ножниц превращает кусок шелка в произведение искусства, как она общается с клиентками, даря им уверенность в себе. «Все, что я знаю о моде, я узнал там, в том ателье», — скажет он позже.
Другим его вдохновением были руины Древней Греции, которыми была усеяна вся Калабрия. Он бродил среди остатков античных храмов, вглядываясь в орнаменты и изображения мифических существ. Именно оттуда, из детства, он принесет в свою моду знаменитый греческий меандр и свой главный символ — голову Медузы Горгоны.
Семейное дело: гений, мозг и муза
В 25 лет Джанни переезжает в Милан, столицу итальянской моды. Он не сразу запускает свой бренд. Несколько лет он работает как «наемный убийца» — так в индустрии называют дизайнеров, которых приглашают для создания хитовых коллекций для других марок. Его талант был настолько очевиден, что скоро весь Милан говорил о дерзком парне с юга.
В 1978 году он решает, что готов к сольному плаванию. Но это с самого начала была не история одного гения. Это была история семьи, настоящего итальянского клана. Джанни позвал на помощь старшего брата Санто, рассудительного и прагматичного бухгалтера, который стал «мозгом» компании и взял на себя все финансы и управление. Младшая сестра Донателла, его главная соратница и критик, стала его «музой». Она была воплощением женщины Versace — яркая, смелая, платиновая блондинка. Джанни доверял только ей, она была первым человеком, которому он показывал свои эскизы.
Так родилась непобедимая троица: Джанни — гений-творец, Санто — финансовый стратег, Донателла — живое воплощение бренда.
Философия Медузы: «Мода не должна быть вежливой»
В 80-е, когда на подиумах царил минимализм и сдержанная элегантность Джорджио Армани, Версаче ворвался в этот мир как ураган. Он был полной противоположностью. Его философия — максимализм во всем.
- Цвет и Принты: Он ненавидел бежевый и серый. Его коллекции взрывались леопардовыми принтами, золотыми цепями, яркими цветами и барочными узорами.
- Материалы: Он был экспериментатором. Он придумал Oroton — инновационный материал, похожий на металлическую кольчугу, который струился по телу, как шелк. Он сочетал кожу с кружевом, деним с шелком, создавая невероятные фактуры.
- Сексуальность: Он не скрывал тело, он его прославлял. Глубокие декольте, высокие разрезы, облегающие силуэты. Его одежда кричала об уверенности и силе. «Я не думаю, что задача дизайнера — быть скромным», — говорил он.
Своим символом он выбрал голову Медузы Горгоны. На вопрос «почему?» он отвечал: «Тот, кто влюбляется в Медузу, уже не может от нее убежать». Это был идеальный символ его моды — гипнотической, опасной и неотразимой.
Рождение Богинь: как Версаче создал Супермоделей
До Версаче модели были просто безымянными вешалками для одежды. Он все изменил. Он решил, что его божественные наряды должны носить богини. Он нашел самых красивых девушек мира — Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Линду Евангелисту, Клаудию Шиффер — и сделал их звездами планетарного масштаба.
Он платил им неслыханные гонорары (знаменитая фраза Линды Евангелисты «Я не встану с постели меньше чем за 10 000 долларов» родилась именно в ту эпоху). Он требовал, чтобы на показах они улыбались, флиртовали с публикой, были личностями. Он селил их в лучших отелях, возил на частных самолетах и превратил в настоящих рок-звезд.
Кульминацией стал его показ осень-зима 1991 года. В финале на подиум вышли Синди, Наоми, Кристи и Линда и, обнявшись, прошли по подиуму, подпевая хиту Джорджа Майкла «Freedom! '90» (в клипе на который они же и снялись). Этот момент вошел в историю как рождение феномена «супермоделей».
Одно платье, которое взорвало мир
1994 год. Премьера фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Хью Грант — уже звезда, а его спутница, актриса Элизабет Херли, никому не известна. Она появляется на красной дорожке в черном платье Versace. Это было не просто платье. Это была бомба. Оно состояло из нескольких кусков ткани, соединенных между собой огромными золотыми булавками. Оно было настолько откровенным и дерзким, что на следующее утро все газеты мира вышли с ее фото на первой полосе.
Платье, которое позже войдет в историю как «THAT dress» («ТО самое платье»), в одночасье сделало Лиз Херли мировой звездой, а бренд Versace — символом абсолютной провокации и гламура.
Последнее утро: выстрелы на Оушен-Драйв
К середине 90-х Джанни Версаче был на вершине мира. Он был не просто дизайнером, он был императором стиля. Он жил так же роскошно, как и его одежда. Его вилла на озере Комо и знаменитая Casa Casuarina в Майами-Бич были дворцами, наполненными антиквариатом и произведениями искусства. Он дружил с принцессой Дианой, Мадонной, Стингом и Элтоном Джоном, для которого создавал невероятные сценические костюмы. Он 15 лет прожил в любви и согласии со своим партнером Антонио Д'Амико.
Утро 15 июля 1997 года было обычным. Джанни, как всегда, вышел из своей виллы в Майами, чтобы прогуляться до любимого кафе за свежими газетами. Когда он возвращался и поднимался по мраморным ступеням своего дома, раздались два выстрела. 50-летний дизайнер был убит на месте.
Мир был в шоке. Убийцей оказался серийный маньяк Эндрю Кьюненен, который покончил с собой через несколько дней, так и не раскрыв мотивов своего поступка. Трагическая и бессмысленная смерть оборвала жизнь гения на самом взлете. Его похороны в Миланском соборе собрали весь свет — от принцессы Дианы (которая сама погибнет через месяц) и Элтона Джона до его вечного конкурента Джорджио Армани.
Джанни Версаче ушел, но его империя выжила. У руля встала его сестра Донателла, которая смогла сохранить и пронести через десятилетия тот самый дерзкий и яркий дух бренда.
Он оставил после себя нечто большее, чем просто одежду. Он оставил философию. Он научил мир не бояться быть собой, не бояться быть ярким, громким, сексуальным. Он соединил моду, музыку и искусство, превратив подиум в главную сцену мира.
Однажды он сказал: «Я не верю в хороший вкус». И в этой фразе — весь он. Джанни Версаче верил не в тихую и правильную элегантность, а в страсть, энергию и радость жизни. И именно этот праздник жизни он и дарил миру.