Найти в Дзене
BSP

Подборка простых и потрясающих фотографий эпохи СССР. 20 раскрашенных фотографий. Часть 35

Приветствую всех подписчиков и читателей канала! Пока готовятся новые подборки на разные темы, решил выпустить очередную часть, посвящённую Советскому Союзу. В ней, как всегда, собрал и раскрасил самые интересные и необычные фотографии из разных десятилетий жизни страны Советов. Приятного просмотра и погружения в атмосферу прошлого! В ЗАГСе. Братск, 1967 год. На фотографии запечатлён момент, наполненный иронией юмором: свидетель свадьбы, сидя рядом с молодожёнами, демонстрирует явное облегчение, будто говорит: «Пока это не моя голова в петле!» Этот снимок можно увидеть в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — он висит над диваном героя Бена Стиллера. Дети. Бурятская АССР, 1959 год.
На заднем плане ред­кий ав­то­мо­биль ГАЗ М-72. Все­го вы­пу­ще­но ме­нее 5000 экз. Появление этой машины стало следствием увлечения одного из высших советских руководителей — Никиты Сергеевича Хрущёва — охотой. Генсек любил выезжать на охоту, но стандартный представительский лимузин туда добраться не м

Приветствую всех подписчиков и читателей канала!

Пока готовятся новые подборки на разные темы, решил выпустить очередную часть, посвящённую Советскому Союзу. В ней, как всегда, собрал и раскрасил самые интересные и необычные фотографии из разных десятилетий жизни страны Советов.

Приятного просмотра и погружения в атмосферу прошлого!

В ЗАГСе. Братск, 1967 год.

Фотограф: Эллиотт Эрвитт
Фотограф: Эллиотт Эрвитт

На фотографии запечатлён момент, наполненный иронией юмором: свидетель свадьбы, сидя рядом с молодожёнами, демонстрирует явное облегчение, будто говорит: «Пока это не моя голова в петле!»

Этот снимок можно увидеть в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — он висит над диваном героя Бена Стиллера.

Дети. Бурятская АССР, 1959 год.

На заднем плане ред­кий ав­то­мо­биль ГАЗ М-72. Все­го вы­пу­ще­но ме­нее 5000 экз.

Фотограф: Всеволод Тарасевич
Фотограф: Всеволод Тарасевич

Появление этой машины стало следствием увлечения одного из высших советских руководителей — Никиты Сергеевича Хрущёва — охотой. Генсек любил выезжать на охоту, но стандартный представительский лимузин туда добраться не мог, а ездить на простом «козлике» ГАЗ-69 было несолидно для главы государства.

Хрущёв мог, конечно, заказать любой западный люксовый внедорожник и использовать его в личных целях, но выбор в 1950-е годы был крайне скудным: комфортабельных легковых автомобилей с высокой проходимостью как класса ещё просто не существовало. Западные внедорожники того времени по уровню комфорта мало чем превосходили советский ГАЗ-69.

К тому же руководство СССР осознавало: нужна не просто машина для охоты, а универсальный служебный автомобиль — чтобы партийные работники могли добираться до глухих районов, а секретари обкомов и передовики сельского хозяйства имели достойное средство передвижения.

Так родилось задание на создание машины с салоном, как у легкового автомобиля, и проходимостью близкой к тракторной. Разработка была поручена Министерству машиностроения, которое передало задачу Горьковскому автозаводу. В 1954 году конструкторский коллектив получил техническое задание, опережавшее своё время.

За основу взяли легковой автомобиль ГАЗ-М20 «Победа», дополнив его внедорожными решениями от ГАЗ-69. От классической рамы отказались — чтобы не увеличивать габариты и массу. Вместо этого применили несущий кузов с интегрированной силовой рамой (Frame-in-body) — конструкцию, схожую с современными внедорожниками, такими как Suzuki Grand Vitara третьего поколения.

Несмотря на слухи, будто ГАЗ-М72 — это просто «Победа» на мостах от ГАЗ-69, реальная работа конструкторов была гораздо масштабнее: пришлось переработать подвеску, усиленную трансмиссию, изменить компоновку и обеспечить полный привод. В результате получился настоящий полноценный внедорожник, а не просто предтеча кроссоверов.

Так родился ГАЗ М-72 — редкий пример советской инженерной смелости, где практичность, статус и проходимость соединились в одной необычной машине.

Моряки на борту судна с уловом. 1963 год.

Фотограф: Садовников Юрий
Фотограф: Садовников Юрий

Мальчик держит помидор в колхозном поле. Украинская ССР, 1947 год.

Фотограф: Роберт Капа
Фотограф: Роберт Капа

День строителя в стройотряде. Верховья Ишима, 1966 год.

-5

В 1960-е годы в СССР развернулось масштабное студенческое трудовое движение — появились студенческие строительные отряды (ССО). По всей стране, от Сибири до Кавказа, над местами их дислокации развевались вымпелы и флаги с гордыми названиями бригад.

Студенты летом вместо отдыха отправлялись на крупнейшие стройки страны, участвуя в возведении промышленных объектов, жилья, школ, больниц и культурных учреждений. За два месяца каникул, при хорошей организации, стабильном снабжении материалами и техникой, отряды успевали выполнить огромный объём работ и освоить значительные объёмы капиталовложений.

Это было не просто строительство — это был подвиг молодости, сочетавший труд, патриотизм и дух товарищества. ССО стали настоящей школой жизни для целого поколения.

На фотографии исток реки Ишим в Карагандинской области. Именно здесь, в окрестных совхозах, трудились первые студенческие строительные отряды (ССО). В то же время велось масштабное строительство канала Иртыш–Караганда.

Прием в комсомол. Норильск, 1963-1969 гг.

Фотограф: Всеволод Тарасевич
Фотограф: Всеволод Тарасевич

В комсомол вступали с 14 лет. Приём был строго индивидуальным и проходил по рекомендации — требовалась характеристика от одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После подачи заявления школьная комсомольская организация могла как одобрить кандидатуру, так и отказать, если сочтёт юношу или девушку недостойной.

Тем, чьё заявление приняли, предстояло собеседование с комитетом комсомола — советом комсоргов и представителем райкома. Чтобы пройти его, нужно было выучить устав ВЛКСМ, знать имена ключевых лидеров партии и комсомола, важные исторические даты и чётко ответить на главный вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?»

На испытательном этапе члены комитета нередко задавали каверзные вопросы, проверяя идеологическую зрелость и убеждённость кандидата. Успешно прошедшим собеседование вручали комсомольский билет, в который заносились сведения об уплате взносов: школьники и студенты платили по 2 копейки в месяц, работающие — 1% от зарплаты.

Исключение из комсомола грозило за халатность, неуплату взносов, посещение церкви, аморальное поведение или семейные конфликты. Это было серьёзным ударом: бывший комсомолец терял шансы на карьерный рост, поступление в вуз, возможность вступить в КПСС или поехать за границу. Во многих случаях исключение означало и угрозу потери работы.

В коровнике, 1950-е.

-7

Сбор яблок в колхозном саду, 1974 год.

Фотограф: Сергей Петрухин
Фотограф: Сергей Петрухин

Студенческий отряд Башкирского государственного педагогического института на сельскохозяйственных работах в Астраханской области. Такие выезды не только способствовали сплочению студентов, но и давали возможность увидеть разные уголки страны, закалить характер и внести реальный вклад в её развитие.

"Диксонские диогены". Диксон. Красноярский край, 1989 год.

Многие жители Диксона жили в таких вот бочках-времянках.

Фотограф: Медведев Владимир
Фотограф: Медведев Владимир

Одним из немногих советских утопических проектов, воплощённых в жизнь, стали инновационные металлические жилые блоки — ЦУБ-2М, или, как их ласково называли, «цубики». Эти футуристичные цилиндрические домики появились на фоне масштабного строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), возобновлённой в 1974 году. Тысячи молодых людей — комсомольцев, добровольцев, рабочих — отправились на Крайний Север, чтобы проложить железную дорогу сквозь тайгу и вечную мерзлоту.

Для них возводили временные деревянные бараки, но они быстро оказались неэффективны: прямоугольные постройки заносило снегом за одну ночь, и порой жильцы с трудом выбирались наружу.

На помощь пришли инженеры. Был разработан Цельнометаллический унифицированный блок (ЦУБ-2М) — прочный, мобильный, легко транспортируемый модуль длиной 9 метров и диаметром 3 метра. Его цилиндрическая форма стала гениальным решением: снег не задерживался на крыше, а просто сдувался ветром. Металлическая оболочка отлично удерживала тепло, а внутри было всё необходимое: спальные зоны, кухня с электроплитой, столовая, сухой туалет, система подогрева воды и тамбур для защиты от холода.

«Цубики» быстро стали настоящим спасением. Из них выстраивали целые улицы, соединяли между собой, подводили централизованное отопление. На БАМе их насчитывались сотни — они были повсюду.

Несмотря на простоту, такие блоки воспринимались как шаг в будущее. В 1970–1980-е о них писали советские журналы, называя «диогенами XX века» — с иронией, но и с уважением.

Проект оказался настолько успешным, что ЦУБы начали использовать в других суровых регионах: на Чукотке, в Якутии, в Красноярском крае. Некоторые семьи жили в них не месяцы, а годы — пока не началось строительство постоянного жилья.

Планировалось даже размещать эти модули в труднодоступных местах — например, на склонах Эльбруса, для туристов и спасателей.

С распадом СССР производство ЦУБов остановилось. Со временем конструкции пришли в негодность, многие были отправлены на металлолом. Однако сегодня на дачах, в лесных посёлках, у трасс можно до сих пор встретить ржавые цилиндры — кто-то переделал их в гаражи, мастерские, а кто-то и вовсе использует как временное жильё.

Студенты города Джамбул (ныне Тараз, Казахстан) на старте перед велогонкой, 1986 год.

Фотограф: Владимир Воротников
Фотограф: Владимир Воротников

Дрессировка медведя. Аджарская АССР, 1973 год.

Фотограф: Анастасьев Н.
Фотограф: Анастасьев Н.

Дрессировщик поселка Хелвачаури во время работы с прирученной медведицей Нелли.

Институт онкологии и радиологии Минздрава КазССР (ныне Казахский НИИ онкологии и радиологии) - центр по оказанию диагностической и лечебной помощи онкологическим больным в Казахстане. Алматы, 1973 год.

Фотограф: Юрий Куйдин
Фотограф: Юрий Куйдин

Уборка картофеля на полях имени М.И. Калинина Тамбовской области, 1943 год.

-13

В начале войны на комбайнеров и трактористов действовала бронь — их не призывали в армию, чтобы сохранить урожай. Всю остальную сельскохозяйственную работу выполняли женщины, подростки и дети, ставшие невидимым фронтом тыла, обеспечивавшим страну хлебом в годы испытаний.

Ансамбль бального танца ГПТУ № 58 «Кадриль», город Артёмовский, Свердловская область, 1976 год.

-14

Регулировщик движения. Киев, 1947 год.

Фотограф: Роберт Капа
Фотограф: Роберт Капа

Две девочки, читающие книжку. СССР, 1940 год.

-16

«Пастушки», 1976 год.

Фотограф: Валерий Бысов
Фотограф: Валерий Бысов

Работница домостроительного комбината. Ленинград, 1961 год.

-18

Весна на дворе, 1961 год.

-19

Ростовские красавицы. Краснодарский край, Гизель-Дере, 1972 год.

-20

Предыдущий материал:

Понравилась статья, подпишитесь, это сильно помогает развитию канала!

Мой канал есть в Одноклассниках и ВК. Если вам нравится тематика моего канала, то буду рад видеть вас в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира. Часть больших материалов не могу опубликовать в Дзене, так как много ограничений и цензуры. Спасибо!