Найти в Дзене
Питомцы Mail.ru

Как и где учиться на зоопсихолога? Личный опыт

Я живу в Москве, но учиться планировала дистанционно: при наличии нескольких рабочих проектов, семьи и домашних животных поездки на учебу казались испытанием для сверхчеловека. Тем не менее сначала я промониторила столичные предложения. Какие-то безвестные курсы предлагали стать зоопсихологом за месяц, другие — за два. Нашелся и институт (и даже с лицензией на образовательную деятельность), где дополнительное образование давали за три месяца, выдавая потом диплом государственного образца. Еще один вариант — получение специальности за пять месяцев, при этом академических часов там было подозрительно мало. Был и один показавшийся более серьезным вариант, но там требовалось ветеринарное образование. Увы, у меня его нет. Мне показалось странным, что ни одни курсы, да и вузы тоже, не публикуют собственно программы обучения, и я написала во все показавшиеся приличными учебные заведения запрос программы для ознакомления с ней — прислали только из одного. К сожалению, там было мало основ и оче
Оглавление

Выбор места учебы

Я живу в Москве, но учиться планировала дистанционно: при наличии нескольких рабочих проектов, семьи и домашних животных поездки на учебу казались испытанием для сверхчеловека. Тем не менее сначала я промониторила столичные предложения. Какие-то безвестные курсы предлагали стать зоопсихологом за месяц, другие — за два. Нашелся и институт (и даже с лицензией на образовательную деятельность), где дополнительное образование давали за три месяца, выдавая потом диплом государственного образца. Еще один вариант — получение специальности за пять месяцев, при этом академических часов там было подозрительно мало. Был и один показавшийся более серьезным вариант, но там требовалось ветеринарное образование. Увы, у меня его нет. Мне показалось странным, что ни одни курсы, да и вузы тоже, не публикуют собственно программы обучения, и я написала во все показавшиеся приличными учебные заведения запрос программы для ознакомления с ней — прислали только из одного. К сожалению, там было мало основ и очень много — про взаимодействие с сельскохозяйственными животными. Безусловно, это тоже важно и кому-то нужно, но как-то не вдохновляло. Как и перечень преподавателей, ни одного из которых я не смогла идентифицировать как известного специалиста, автора интересных работ, практикующего зоопсихолога с хорошей репутацией. И тут на одном известном видеохостинге мне попалось интервью с Жанной Ильиничной Резниковой, доктором биологических наук, выдающимся мирмекологом, этологом, автором базового российского учебника по зоопсихологии, интереснейшим ученым из Новосибирского государственного университета. Вот у кого хотелось бы учиться, но, кажется, в моем случае это невозможно…

Однако ресерч по теме привел меня на сайт образовательного центра «Велес» — первого частного образовательного заведения, которое дает фундаментальное кинологическое образование, где есть курс зоопсихологии и отдельно — фелинологии и коррекции поведения кошек. В открытом доступе были рассчитанная на восемь месяцев программа по интересующей меня специальности, лицензия и аккредитация, а все преподаватели — имеющие научные степени биологи, этологи, психологи, ученики и коллеги той самой Ж.И.Резниковой, работающие в НГУ. И я сделала выбор в пользу «Велеса».

Как организован учебный процесс

Программа по зоопсихологии разбита на модули, каждый из которых включает в себя лекции (и прямые эфиры, где можно задавать вопросы преподавателю, и записи), семинары и итоговые тестирования по каждому блоку. Занятия проводятся на платформе, к которой дается индивидуальный доступ каждому студенту, и все пропущенные уроки можно потом посмотреть в записи — или же просто пересмотреть, если что-то осталось непонятым. К каждой лекции прилагались подробная презентация и список рекомендованной литературы и видео, для подготовки к семинарам — тоже. Весь процесс координировал специальный сотрудник — куратор группы.

   Эта турецкая кошка тоже могла бы курировать учебный процесс.
Эта турецкая кошка тоже могла бы курировать учебный процесс.

Собственно, учеба

Было неожиданно трудно. Вот ты взрослый человек с высшим образованием, говорящий на нескольких языках, умеющий анализировать и никогда особенно не жаловавшийся на память. И вдруг чувствуешь себя даже не первокурсником, а семиклашкой, не выучившей домашку по биологии. Хотела основ — получи! И про головоногих моллюсков, и про летучих мышей, и про дарвиновских вьюрков, и про самого Дарвина, который, кстати, впервые описал мимику животных и связал ее с их эмоциями. А вот до знаменитой книги Тюрид Ругас о сигналах примирения у собак мы добрались только в финальном курсе доместикации (одомашнивания), который тоже начали с глубокой древности.

Что это дает, кроме диплома

Постепенно выветривались из головы стереотипы и понятия «народной зоопсихологии», хотя мне казалось, что я не страдаю ее главным злом — антропоморфизмом, все правильно понимаю, умею читать язык тела животных и вообще молодец. Вместе с народной зоопсихологией мозг покинули и некоторые представления популярной человеческой психологии: в этом здорово помог курс психофизиологии — самый, пожалуй, сложный и отрезвляющий, про те самые нейроны, устройство и взаимное влияние коры головного мозга и всей нервной системы высших животных, к которым мы, люди, тоже относимся.

Все полученные знания я тут же могла отрабатывать на своих кошках и не без некоторого удивления обнаружила: работает! Не всегда, не идеально, иногда занимает много времени, но… вот эта кошка больше не орет перед холодильником, потому что получает лакомство только при спокойном поведении, а не во время психологической атаки и давления на человека, вот эта — перестала бояться гостей, потому что ей дают время привыкнуть и самой проявить инициативу, а приучить кошку и собаку к переноске или стрижке когтей действительно реально.

И главное: животное невозможно отучить от чего-либо, а ведь «как отучить» — едва ли не самый популярный запрос к специалистам по поведению животных и в поисковиках. Можно только переучить, предложив и подкрепив желаемую модель поведения, создав необходимые условия для формирования нового поведенческого сценария. И делая это даже не регулярно, а постоянно, без варианта сделать иначе. И без насилия.

   Собак можно и нужно обучать без насилия. Пес по кличке Норд ищет дом в приюте «Домашний»
Собак можно и нужно обучать без насилия. Пес по кличке Норд ищет дом в приюте «Домашний»

Где и как работает зоопсихолог

По идее, это может быть любое заведение, связанное с животными — от зоопарка или научно-исследовательского центра до ветклиники, если она откроет такую штатную единицу. Но все же основной хлеб всех известных мне специалистов — это частная практика: консультирование и помощь в адаптации, коррекции поведения, налаживании отношений с человека с животным или питомцев друг с другом, работа со страхами, канис- и фелинотерапия.

Зоопсихолог может вести блог и заниматься просвещением, писать статьи и вести подкасты — простор для творчества огромный. Главное — понимать, что это не та сфера, где можно заработать огромные деньги, и это отчасти защищает ее от мошенников и непрофессионалов, но лишь отчасти. А вот крутых специалистов, которые еще и хорошо на этом зарабатывают, единицы: тут надо быть не только зоопсихологом, но и маркетологом, и самопрезентатором, и лектором, и писателем и много кем еще.

Вместо заключения

Я завершила обучение и поделилась этой радостной новостью с подругой — кинологом и практикующим специалистом по поведению собак. И после поздравлений она немного грустно сказала: «Надеюсь, это не я тебя подбила на такое дело. Ведь зоопсихолог… он всем только мешает. Все знают, как обращаться с собакой или кошкой. У всех опыт, и ничего, что те же проблемы уже с третьей собакой, и ничего, что в ней не видят животное, а видят ребенка, которому то стыдно, то грустно и который все-все понимает, ты только посмотри на его морду».

   Кошки способны формировать привязанность
Кошки способны формировать привязанность

Да, работа зоопсихолога — это про людей, прежде всего про них, с ними и в их интересах. Так уж устроен наш антропоцентричный мир. И только знания в области зоопсихологии (кстати, устаревшее понятие, правильнее называть эту науку сравнительной психологией) отчасти лишают взгляда на мир, в котором человек — пуп земли и венец творенья. Когда знаешь, что у пчел есть язык, а летучим мышам свойственен альтруизм, что у многих — и не только высших животных — есть рассудочная деятельность, а не только рефлексы и инстинкты, что животные способны устанавливать с людьми и между собой прочные эмоциональные связи, то корона на голове начинает немного шататься. И если к такому готов, то можно учиться на зоопсихолога. А уж где — вопрос доверия и приоритетов.