Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Рафаэль. Из молодого гения в мастера эпохи Возрождения

Даже самые талантливые мастера со временем совершенствуют свое мастерство и оттачивают технику. По мнению Эвана Пущака, творческая эволюция художника лучше всего прослеживается благодаря сравнению произведений, которые посвящены одному и тому же сюжету, но созданных на разных этапах творческого пути художника. Он рассматривает именно этот аспект через призму многочисленных картин Рафаэля "Мадонна". Эван Пущак — американский видеоэссеист и журналист. Ранее он был мультимедийным редактором на MSNBC и ведущим ежедневного шоу Seeker на канале Discovery. В 2017 году Forbes назвал его одним из своих "30 до 30 в СМИ". Наряду с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль признан одним из величайшиз художников эпохи Возрождения. Как и многие его современники, Рафаэль создавал произведения на библейские, религиозные, исторические и мифологические темы. Эти темы отражены в его шедеврах "Афинская школа" (1509–1511) и "Снятие с креста" (1507), а также в многочисленных произв

Даже самые талантливые мастера со временем совершенствуют свое мастерство и оттачивают технику.

По мнению Эвана Пущака, творческая эволюция художника лучше всего прослеживается благодаря сравнению произведений, которые посвящены одному и тому же сюжету, но созданных на разных этапах творческого пути художника.

Он рассматривает именно этот аспект через призму многочисленных картин Рафаэля "Мадонна".

Эван Пущак — американский видеоэссеист и журналист. Ранее он был мультимедийным редактором на MSNBC и ведущим ежедневного шоу Seeker на канале Discovery. В 2017 году Forbes назвал его одним из своих "30 до 30 в СМИ".

Рафаэль, "Снятие с креста", 1507 год (Фото из интернета)
Рафаэль, "Снятие с креста", 1507 год (Фото из интернета)

Наряду с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль признан одним из величайшиз художников эпохи Возрождения. Как и многие его современники, Рафаэль создавал произведения на библейские, религиозные, исторические и мифологические темы. Эти темы отражены в его шедеврах "Афинская школа" (1509–1511) и "Снятие с креста" (1507), а также в многочисленных произведениях, посвященных "Мадонне с младенцем", первую из которых он написал в 1502 году, когда ему было всего 19 лет.

Рафаэль Санти, "Мадонна", ок. 1502 года (Фото из интернета)
Рафаэль Санти, "Мадонна", ок. 1502 года (Фото из интернета)

"Видно, что Рафаэль чувствует трёхмерность тел и умеет сделать их частью пространства, в котором они находятся", — говорит Пущак. "Но в расположении фигур есть некоторая неловкость, особенно святых Иеронима и Франциска. Они будто неотделимы от Богоматери с Младенцем, которые находятся перед ними. Рафаэлю не хватает чёткого владения повествованием, эмоциями и отношениями в этой ранней картине, которая лишь перекликается с тысячами других изображений Мадонны, появившихся в то время. В конце концов, этот сюжет был отличительной чертой религиозного искусства и до, и во время, и после эпохи Возрождения, где Мадонна "восседала на троне и, следуя византийскому стилю, была с золотым нимбом"".

Рафаэль Санти, "Мадонна на лугу", 1505 год (Фото из интернета)
Рафаэль Санти, "Мадонна на лугу", 1505 год (Фото из интернета)

В 1505 году Рафаэль вновь вернулся к этой теме.

Для "Мадонны на лугу" он выбрал пирамидальную структуру композиции, метод, заимствованный у да Винчи. Также он использовал технику сфумато, где переходы между цветами и тонами смягчаются, создавая плавный градиент. В результате получилась более захватывающая сцена.

"Композиция изысканна. Здесь есть повествование", — говорит Пущак.

Рафаэль Санти, "Мадонна Альба" (Фото из интернета)
Рафаэль Санти, "Мадонна Альба" (Фото из интернета)

Также он рассматривает, по его мнению, величайшую Мадонну Рафаэля: "Мадонну Альба" 1511 года. Изображение, вписанное в окружность, создает динамику, усиливая движение трёх фигур и закладывая основу композиции. Детали богаты, позы выразительны и невероятно объёмны. Но самое главное — Рафаэлю наконец удалось создать четкое повествование.

"Всё мастерство Рафаэля соединилось в этом изображении. Изобразительные приемы Леонардо, анатомическая точность Микеланджело, безмятежность и равновесие Перуджино, геометрия Пьеро, ясность пейзажа — всё это здесь переосмыслено и дополнено гением Рафаэля", — утверждает Пущак.

Впечатляет, что между" Мадонной Альба" Рафаэля и его первой картиной" Мадонна" прошло меньше десяти лет. Сопоставить эти две картины — значит проиллюстрировать радикальные улучшения в его творчестве, одновременно демонстрируя то, что сделало его одним из величайших мастеров прошлого.