В труднодоступном урочище Сальджар на Алтае находится одна из самых обширных «картинных галерей» древности. Здесь, на западном склоне одноименного хребта, учёные обнаружили тысячи наскальных рисунков. Некоторые из них появились тогда, когда египтяне ещё не начали строить свои пирамиды.
Профессор Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Андрей Бородовский обнаружил удивительную историческую преемственность в этих изображениях. А также нашёл их связь с рисунками Дальнего Востока.
Женщина с косами и грибовидной шляпой
оры Алтая и суровая тундра Чукотки разделены тысячами километров, но оказалось, у них есть кое-что общее. И оно обнаружилось в наскальных рисунках — петроглифах.
На Алтае находится одна из самых больших галерей таких рисунков на территории Евразии. Их изучают давно, на протяжении 150 лет. При всей многочисленности этих изображений встречаются они вовсе не повсеместно. Есть обширные территории, где петроглифы вообще не находили, в то время как на других скальных участках алтайских гор отмечена необычайная плотность их размещения.
Одним из мест, богатых на древние наскальные изображения, является труднодоступное урочище Сальджар на правом берегу Катуни — у западного склона одноимённого хребта. Там, например, есть уникальное изображение колесницы. А также загадочные антропоморфные фигуры в массивных грибовидных головных уборах.
А теперь перенесёмся на Дальний Восток. Вдоль берегов реки Пегтымель на Чукотке находятся петроглифы, которые признаны самым северным памятником наскального искусства в Евразии. Их в 1965 году обнаружил геолог Николай Саморуков.
Всего там сохранилось 104 группы изображений. На Пегтымельских скалах можно увидеть сцены охоты на диких оленей, фигуры песцов, волков морских животных и ...людей с головами, похожими на грибы. Самым большим является 35-сантиметровое изображение женщины с двумя косами, чья голова увенчана грибовидной фигурой. Она окружена группой антропоморфных существ, также с грибами над головами, исполняющих ритуальный танец вокруг поверженного оленя.
Женские фигуры детализированы: у них прорисованы косы, грудь и меховой комбинезон — керкер. А грибовидные фигуры над их головами изображены намеренно огромными.
Символ плодородия
Каждый год на Пегтымеле находят всё новые петроглифы. С 2021 года их изучают специалисты Института археологии РАН. Они провели их съёмку и оцифровку, в результате были созданы интерактивные 3D-модели рисунков, задокументировано 555 поверхностей из 596 известных.
На недавно прошедшем международном археологическом симпозиуме, посвящённом 100-летию со дня рождения советского и российского археолога Николая Дикова результаты своих исследований алтайских и чукотских петроглифов представил профессор Новосибирского государственного педагогического университета Андрей Бородовский.
Он отметил, что наскальные изображения людей-грибов являются своеобразными культурно-хронологическими маркёрами. Они появлялись по всей Сибири в строго определённый период времени — в эпоху бронзы или, как на Дальнем Востоке, в самого начале раннего железного века. А затем их рисовать перестали.
Но что же они означают?
Тот же Николай Диков предлагал трактовать эти изображения как часть шаманского ритуала. Наскальные рисунки — это антропоморфные мухоморы, утверждал учёный, и древние люди выбивали их с магической целью — вызвать урожай ядовитых грибов в тундре, поскольку известно, что они использовались как галлюциногенное средство.
Была и другая версия. Она предполагала, что пегтымельские петроглифы соединяют женщину и мужчину в единое целое: гриб во многих культурах трактовался как мужской символ, и его сочетание с женской фигурой могло символизировать плодородие.
Колесница похожа на китайскую
«Есть несколько интерпретаций этих фигур, — рассказал Андрей Бородовский. — Одни считают, что это просто необычная шляпа, другие — что это изображение шаманов, которые после употребления грибов впадали в транс и общались с духами. Я считаю, что необходимо ещё доказать ритуальную принадлежность шляп, тем более, что алтайцы никогда не изображали грибы на петроглифах, и мы не знаем, на что в действительности были похожи эти шляпы».
Учёный добавил, что петроглифы на западном склоне хребта Сальджар «демонстрируют историческую преемственность на протяжении почти пяти тысячелетий». Также он обратил внимание, что имеющееся в Сальджаре изображение колесницы отличается от рисунков колесниц в других урочищах Южного Алтая.
Сальджарская повозка — одноколёсная и имеет определённое сходство с китайскими повозками ханьского времени, объяснил Бородовский. Это отодвигает появление рисунка в более позднюю эпоху, в I тысячелетие до нашей эры.
«Петроглифы этой культурной традиции крайне редко выявляют на Горном Алтае», — сказал учёный.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo