Найти в Дзене
Infinita Book

Элизабет Виже-Лебрен: любимая художница опальной королевы + 10 картин

Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) стала последней великой портретисткой французского королевского двора. Её выдающийся талант позволил ей не только передавать изысканную моду своего времени, но и раскрывать внутренний мир тех, кого она писала — а среди её моделей были самые влиятельные и знаменитые люди Европы. Будущая художница родилась в Париже в семье мастера пастельных портретов, и с детства была окружена искусством. Уже в юные годы она начала собственную творческую карьеру, проявив поразительное мастерство в изображении человеческих лиц. Как и многим женщинам-художницам XVIII века, ей было отказано в академическом образовании, но это не остановило её: Элизабет училась, наблюдая за другими мастерами и перенимая опыт у тех, кто был готов помочь. Среди её наставников был знаменитый живописец Жозеф Верне, чьи советы помогли ей развить собственный, неповторимый стиль. В двадцать лет Элизабет Виже-Лебрен вышла замуж за торговца картинами и вскоре начала устраивать выставки собственных р
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782 г., Лондонская национальная галерея
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782 г., Лондонская национальная галерея

Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) стала последней великой портретисткой французского королевского двора. Её выдающийся талант позволил ей не только передавать изысканную моду своего времени, но и раскрывать внутренний мир тех, кого она писала — а среди её моделей были самые влиятельные и знаменитые люди Европы.

Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773 г., Художественный музей Сент-Луиса, США
Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773 г., Художественный музей Сент-Луиса, США

Будущая художница родилась в Париже в семье мастера пастельных портретов, и с детства была окружена искусством. Уже в юные годы она начала собственную творческую карьеру, проявив поразительное мастерство в изображении человеческих лиц.

Как и многим женщинам-художницам XVIII века, ей было отказано в академическом образовании, но это не остановило её: Элизабет училась, наблюдая за другими мастерами и перенимая опыт у тех, кто был готов помочь. Среди её наставников был знаменитый живописец Жозеф Верне, чьи советы помогли ей развить собственный, неповторимый стиль.

Портрет Марии Антуанетты, 1778 г., Музей истории искусств, Вена
Портрет Марии Антуанетты, 1778 г., Музей истории искусств, Вена

В двадцать лет Элизабет Виже-Лебрен вышла замуж за торговца картинами и вскоре начала устраивать выставки собственных работ прямо в его доме. Здесь она принимала гостей, вела оживлённые беседы и знакомилась с влиятельными покровителями.

Виже-Лебрен предпочитала создавать атмосферу естественности во время сеансов: она просила моделей позировать в непринуждённых позах, разговаривала с ними и даже напевала — всё это помогало передать на полотне ощущение живости и душевного тепла.

Портрет мадам Гранд, 1783 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Портрет мадам Гранд, 1783 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В 1783 году Элизабет Виже-Лебрен была принята во Французскую академию живописи и скульптуры, заняв одно из четырёх мест, доступных женщинам — редчайшее достижение для своего времени. К этому моменту она уже пользовалась широкой известностью среди аристократии, а благосклонность самой королевы Марии-Антуанетты сделала её одной из самых востребованных портретисток двора.

Портрет Марии-Антуанетты в муслиновом платье, 1783 г., Замок Вольфсгартен, Гессен
Портрет Марии-Антуанетты в муслиновом платье, 1783 г., Замок Вольфсгартен, Гессен

Знакомство Элизабет Виже-Лебрен с королевой Марией-Антуанеттой состоялось в 1778 году и стало началом тесного творческого сотрудничества, продлившегося около десяти лет. За это время художница создала более тридцати портретов королевы, запечатлев её в разных образах — от торжественных до по-домашнему мягких и женственных.

Мария-Антуанетта и её дети, 1787 г., Версальский дворец, Версаль
Мария-Антуанетта и её дети, 1787 г., Версальский дворец, Версаль

В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась о грации и осанке Марии-Антуанетты, но почти не упоминала её черты лица, которые, по мнению современников, не были особенно выразительными. На полотнах же художницы королева выглядела утончённой и доброжелательной, словно воплощала идеал эпохи.

Однако наступившая Французская революция поставила трагическую точку в этой истории: Мария-Антуанетта была арестована, а в 1793 году — казнена. Для Виже-Лебрен это стало не только личным ударом, но и началом вынужденного изгнания.

Автопортрет с дочерью, 1786 г., Лувр, Париж
Автопортрет с дочерью, 1786 г., Лувр, Париж

Эта близость к королевской семье обернулась для художницы трагедией. После начала Французской революции в 1789 году имя Виже-Лебрен оказалось под угрозой: её связь с монархией вызвала враждебность со стороны новых властей.

Спасаясь от преследований, она была вынуждена бежать из Франции вместе с дочерью Жюли. Её имущество было конфисковано, а её саму лишили гражданства. Следующие двенадцать лет Виже-Лебрен провела в изгнании, странствуя по Европе и продолжая писать портреты, которые принесли ей признание далеко за пределами родины.

Портрет графини Скавронской, 1790 г., Музей Жакмар-Андре, Париж
Портрет графини Скавронской, 1790 г., Музей Жакмар-Андре, Париж

В 1791 году художница совершила поездку по Нидерландам и Фландрии, где глубоко вдохновилась творчеством Питера Пауля Рубенса. Под его влиянием она стала применять более тёплую палитру, накладывать краску множеством прозрачных слоёв, придавая коже и тканям мягкое внутреннее свечение. Чтобы ещё сильнее подчеркнуть выразительность лиц и красоту костюмов своих моделей (некоторые из которых она придумывала сама), Виже-Лебрен нередко помещала их на спокойный, приглушённый фон.

Портрет дочерей императора Павла I, 1796 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет дочерей императора Павла I, 1796 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Во время своего долгого изгнания Элизабет Виже-Лебрен путешествовала по всей Европе, завоёвывая признание в каждом крупном культурном центре. Она побывала в Турине, Риме, Неаполе, Вене, Праге, Дрездене, Берлине, Москве и Санкт-Петербурге, где её талант был встречен с восхищением. Среди заказчиков художницы оказались знатнейшие особы Европы — в том числе сама императрица Екатерина II. Виже-Лебрен написала портреты её внучек, но императрице они не понравились, и сама она отказалась позировать для Элизабет.

Женский портрет (Леонтина де Ривьера), 1831 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Женский портрет (Леонтина де Ривьера), 1831 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1802 году она отправилась в Лондон, где писала портреты принца Уэльского и поэта лорда Байрона. Лишь в 1805 году художница вернулась во Францию, где продолжила активно работать, создавая новые картины и занимаясь мемуарами, ставшими ценным свидетельством блистательной эпохи и её собственного необыкновенного пути.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: