Помните, мы разбирали, как русские казаки ловко использовали реки как "скоростные" магистрали для освоения Сибири? Реки для них были не преградами, а наоборот – помощниками.
Однако за несколько веков до этого на просторах Сибири шел "обратный" процесс – с востока на запад в сторону Европы двигались полчища монгольских завоевателей.
Для них Обь, Иртыш и Волга были не дорогами, а суровыми, а иногда и смертельными препятствиями. Сами понимаете, десятки тысяч всадников, табуны лошадей, обозы и т.д. – все это на плотах и лодках не переправишь.
Как же они справлялись?
В отличие от славян, монголы не были прирожденными корабелами.
Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что по одной из главных версий даже сам корень "рус" (Русь, Россия, русские) родственен слову "русло" – то есть река ("Русалка" – тоже из той же серии).
Славяне очень активно пользовались реками, были искусными гребцами. Поэтому возможно называли себя "речным народом", то есть "русским".
Так вот, монголы с реками не особо дружили. Строить флотилию стругов у них не было ни времени, ни навыков. Поэтому их стратегия была иной.
1. Метод «Жди зимы»
Самый простой и эффективный способ переправить конницу через любую реку – дождаться, когда она будет скована льдом.
Монгольские военачальники блестяще рассчитывали время походов, используя мороз как своего союзника. Ледяной покров превращал водную преграду в идеальный мост. Это было их первое и самое надежное решение.
2. Использование бродов
Если ждать зиму было нельзя, в дело вступала разведка. Монголы тратили огромные силы на поиск бродов – мелководных участков реки.
Их разведчики допрашивали местных жителей, захватывали проводников и внимательно изучали местность. Найденный брод был на вес золота, ведь он позволял сохранить высокий темп наступления, что было особенно важно.
Конечно, этот метод годился только в отношении мелких рек. Обь или Волгу вброд никак не перейдешь.
3. Плавание... по-монгольски
Когда ни льда, ни брода не было, монголы пускали в ход своё «ноу-хау» – кожаные бурдюки.
Бурдюк - кожаный мешок, заполненный воздухом, как шарик.
Для его изготовления с животного (например барана) снимали шкуру единым целым ("чулком"). Затем отверстия (в ногах и шее) зашивались и получался бурдюк.
Далее бурдюк просто привязывался к седлу лошади и помогал ей плыть. Всадник мог плыть рядом, также держась за бурдюк.
А вот грузы переправляли на бурдючных плотах (см. выше). Это примитивно, но эффективно и не требует особых инженерных навыков.
4. Мосты
Кое-какие примитивные мосты монголы все же строили.
Чаще всего это были временные дамбы через мелкие реки. Камни, бревна, валежник, грунт – все это сваливалось в реку и помогало перебраться через нее.
Есть даже свидетельства, что для строительства переправ монголы использовали даже тела убитых врагов.
Практического толку от этого было мало, а вот как элемент запугивания (психологическая война) для деморализации противника – в самый раз.