Найти в Дзене
Вокруг мира

Главные мифы Первой мировой войны, в которые люди до сих пор верят

Образ Первой мировой войны у рядового обывателя складывается в общем-то верный, но есть несколько моментов, в которых большинство заблуждается. В большей степени массовое сознание сформировано пропагандой, послевоенной литературой и краткими школьными курсами. Поэтому стоит рассказать о главных мифах. Во что верим: все участники боевых действий думали, что они закончатся быстро и к Рождеству 1914 года к ним придёт победа. По сути, этот миф наполовину правдив. Хоть и такой общественный настрой действительно существовал, многие военные главнокомандующие и политики были гораздо менее оптимистично настроены. Они понимали, что Европа пережила долгий период мира, и промышленные державы накопили огромные военные ресурсы. Немецкий генерал Хельмут фон Мольтке ещё в 1905 году предупреждал кайзера, что следующая война будет глобальной и может продлиться годы. Представление о "короткой войне" было скорее пропагандой для поднятия боевого духа и оправдания мобилизации. Во что верим: основное заняти
Оглавление

Образ Первой мировой войны у рядового обывателя складывается в общем-то верный, но есть несколько моментов, в которых большинство заблуждается. В большей степени массовое сознание сформировано пропагандой, послевоенной литературой и краткими школьными курсами. Поэтому стоит рассказать о главных мифах.

Быстрая и победоносная война

Во что верим: все участники боевых действий думали, что они закончатся быстро и к Рождеству 1914 года к ним придёт победа.

По сути, этот миф наполовину правдив. Хоть и такой общественный настрой действительно существовал, многие военные главнокомандующие и политики были гораздо менее оптимистично настроены.

Они понимали, что Европа пережила долгий период мира, и промышленные державы накопили огромные военные ресурсы. Немецкий генерал Хельмут фон Мольтке ещё в 1905 году предупреждал кайзера, что следующая война будет глобальной и может продлиться годы. Представление о "короткой войне" было скорее пропагандой для поднятия боевого духа и оправдания мобилизации.

Солдаты в окопах постоянно шли в атаку

Во что верим: основное занятие солдата – бесконечные, самоубийственные атаки под шквальным огнём пулемётов.

На деле же всё обстояло иначе, такое представление было создано литературой, взять даже «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка.

Типичный день солдата состоял из рутинной работы, скуки и грязи. А атаки были относительно редкими, но ужасающими по своей интенсивности и потерям. 90% времени уходило на:

  • Рытьё и ремонт окопов и блиндажей.
  • Доставку пищи и боеприпасов.
  • Дежурство на посту.
  • Борьбу с крысами, вшами и болезнями (например, "окопная стопа").

Сама угроза смерти от случайного снаряда или снайпера была постоянной, но массовые штыковые атаки были не ежедневным, а эпизодическим кошмаром.

Главный убийца – пулемёт

Во что верим: большая часть потерь во время сражений – результат пулемётного огня.

Хотя пулемёт стал символом бессмысленной бойни и действительно наносил чудовищные потери во время атак, главным убийцей на полях Первой мировой была артиллерия.

По разным оценкам, от 60% до 70% всех боевых потерь были вызваны осколками и взрывной волной артиллерийских снарядов. Артобстрелы длились часами и даже днями, превращая местность в лунный пейзаж и не оставляя шансов укрывшимся в окопах. Кроме того, многие погибали от болезней, а на Восточном фронте — от морозов.

Генералы – бездарные мясники

Во что верим: генералы – глупые аристократы, отсиживаясь в тылу, бессмысленно бросали миллионы солдат на убой.

Это очень эмоциональный и упрощённый взгляд, ведь как ни крути, идёт война. Командование действительно было продуктом своей эпохи и столкнулось с конкретной военной проблемой – позиционная война. Технологии обороны сильно опережали технологии атаки.

Поэтому приходилось отчаянно искать новые решения:

  • Разрабатывали тактику "ползучего артобстрела".
  • Использовали ядовитые газы.
  • Делали ставку на танки.

Проблема была в том, что обучение массовых армий новым тактикам занимало время, а технологический прорыв, который позволил бы обойти укреплённую оборону (как блицкриг во Второй мировой), ещё не произошёл. Их трагедия в том, что они учились воевать в новых условиях ценой огромных потерь.