После первых страниц я подумал, что увижу нечто вроде "Странных дел" или "Оно" Кинга, но оказалось, что я даже не мог представить весь ужас, который меня ожидает. Симмонс написал "Лето ночи" сразу после успеха "Гипериона" и ожидания были по идее огромными, но он решил написать "свою" историю с примесью воспоминаний о детстве, страхах ребят и тому подобном. То есть как бы "Оно" (вышедшее на 5 лет раньше), но нет. При всех претензиях в этой книге я бы выделил две наиболее травмирующие читателя - перенасыщенность и затянутость. Автор умудрился запихнуть в одну книгу (пусть и огромную) древних богов, культистов, зомби, непонятных существ, истории из далекого прошлого, расизм и суд Линча, католическую церковь и оккультные практики. В общем история, когда сомневаешься, по какому пути пойти, и выбираешь сразу все. Из-за этого не получилось логично выписать причинно-следственные связи и многие вещи так и остались белыми пятнами. Да и он сам не потрудился в конце хотя бы объяснить связь между всем происходящим. Сами персонажи получились довольно бесцветными, мы мало что узнаем того, о чем думают ребята, как переживают невероятные события, с которыми столкнулись, как находят в себе силы продолжать бороться. Местами они действуют просто механически, особенно во второй части книги, где они туда-сюда разгуливают с ружьями. Симмонс в предисловии многословно выводил тему разделения детского и взрослого мира и то, как "времена изменились", но в самой книге это разделение выглядит по большей части искусственно, а в контексте антагонистов так вообще вырвиглазово. Кажется странным, что вываливая на читателя такой грузовик ненужных подробностей автор не смог достаточно раскрыть каждого из детей и за исключением Дуэйна все остальные просто временами смешиваются в восприятии. Что касается именно ужаса, то,конечно, в кино это, наверное, было бы страшнее, но то, как получилось в книге совершенно не страшно, а во время большинства "страшных" моментов, особенно во второй половине, хватаешься за голову. Отдельно отмечу тяжеловесный стиль (особенно в первой половине) с большим количеством описаний, ненужных подробностей, минимумом диалогов, что усложняет восприятие еще больше. В принципе Симмонс мог не вставлять тему про культистов и прочие ужасы, а просто рассказать о своем детстве в таком стиле и уже было бы страшно. Единственный плюс - во второй половине темп РЕЗКО ускоряется и события летят с калейдоскопической скоростью и ты уже не особенно следишь за происходящим. Естественно финал получился малообъясняющим и невнятным. Иногда, когда читаешь книгу, жалеешь, что она заканчивается, а здесь радуешься. В общем, Симмонса мы любим за "Гиперион" и "Террор", а не за "Лето ночи".
https://i.postimg.cc/FKQB7xPf/6013366511.jpg
#Литература
t.me/Cepeshland - мой основной канал о фильмах, сериалах, аниме, мультсериалах, музыке, книгах - подпишись, тебе пустяк, а мне приятно. Да и на Дзен подпишись, чего два раза вставать.