Найти в Дзене

Как понять, что катализатор умирает, и не угробить мотор?

Я вас умоляю, катализатор — это не «банка, которую можно выбить и поехать дальше», а один из самых важных узлов выхлопной системы. Его задача проста: пока вы жмёте тапку в пол и мотор дышит как кузнечный мех, он превращает угарный газ, несгоревшие углеводороды и оксиды азота во что-то менее смертельное. Проще говоря — это ваш личный мини-химзавод под днищем, без которого воздух в городе был бы похож на выхлоп автобуса из 90-х. Кстати, катализаторы ставят не только на машины, но даже на мотоциклы — экология нынче для всех. Внутри него скрыта структура из керамических или металлических сот. На эти соты нанесён слой драгоценных металлов (платина, палладий, родий). Именно они и заставляют молекулы выхлопа распадаться и окисляться. Но тут есть нюанс: работает эта химия только при высоких температурах. То есть первые пару минут после запуска двигателя катализатор почти бесполезен — пока не прогреется. А вот когда он раскален добела — начинается магия. Причин несколько: * плохое топливо с
Оглавление

Я вас умоляю, катализатор — это не «банка, которую можно выбить и поехать дальше», а один из самых важных узлов выхлопной системы. Его задача проста: пока вы жмёте тапку в пол и мотор дышит как кузнечный мех, он превращает угарный газ, несгоревшие углеводороды и оксиды азота во что-то менее смертельное.

Проще говоря — это ваш личный мини-химзавод под днищем, без которого воздух в городе был бы похож на выхлоп автобуса из 90-х.

Кстати, катализаторы ставят не только на машины, но даже на мотоциклы — экология нынче для всех.

Как работает катализатор?

Внутри него скрыта структура из керамических или металлических сот. На эти соты нанесён слой драгоценных металлов (платина, палладий, родий). Именно они и заставляют молекулы выхлопа распадаться и окисляться.

Но тут есть нюанс: работает эта химия только при высоких температурах. То есть первые пару минут после запуска двигателя катализатор почти бесполезен — пока не прогреется. А вот когда он раскален добела — начинается магия.

Как умирает катализатор?

Причин несколько:

* плохое топливо с серой и присадками;

* пропуски зажигания (недогоревший бензин прожигает соты);

* перегрев (гонки «в отсечку» и вечные тапки в пол);

* расход масла (сажей забиваются соты).

Итог всегда один: соты трескаются, спекаются или начинают осыпаться.

Чем грозит?

Тут всё весело и грустно одновременно:

* машина тупеет, разгон как у трамвая с полной посадкой;

* растёт расход топлива, ЭБУ заливает больше, пытаясь компенсировать;

* появляется запах тухлых яиц (сернистые соединения, которые катализатор уже не дожигает);

* ошибки на панели — классика жанра P0420 («низкая эффективность катализатора»);

* крошка из сот может улететь в цилиндры и устроить пескоструй поршням.

Если игнорировать проблему, вместо недорогой замены катализатора можно попасть на капитальный ремонт мотора. И это не страшилки, а грустные факты.

Когда вообще стоит проверять катализатор?

Если говорить «по науке», то срок службы катализатора — не бесконечен.

- На новых авто (особенно с прямым впрыском и нормальным топливом) он живёт 150–200 тысяч км.

- На старых или обслуживаемых «на авось» — может начать сдавать позиции уже к 80–100 тысячам км.

- А если двигатель любит «поесть» масла — то и к 60 тысячам можно услышать первый звон «погремушки».

Проверять состояние катализатора стоит каждые 60–80 тыс. км или при первых признаках — потере тяги, повышенном расходе, ошибках по лямбдам. Это как визит к стоматологу: если делать вовремя, потом не придётся ставить импланты.

Как проверить катализатор по уму?

Стук по корпусу монтировкой оставим гаражным умельцам. Вот методы посерьёзнее:

* Диагностика сканером. Смотрим графики лямбда-зондов до и после катализатора. Совпадают? Значит, фильтрации нет — умер.

* Измерение давления/разрежения. Забитый катализатор не даёт выхлопу выйти. Давление растёт, мотор захлёбывается. Проверяют манометром через резьбу под датчик кислорода.

* Температурный метод. Перед катализатором температура должна быть выше, чем после. Если одинаковая или наоборот — проблема.

* Снятие и осмотр. Классика: выкрутил, посмотрел соты. Целые? Молодец. Рассыпались? Пиши пропало.

* Мотор-тестер / осциллограф. Для гурманов — по графику выпуска видно, задыхается ли мотор.

Что делать?

Тут три пути:

1. Оригинал. Дорого, качественно, как по заводу. Максимальная экология и ресурс.

2. Универсальный катализатор. Вставка в трубу, дешевле раза в три. Работает, но ресурс меньше, а вот на сколько, зависит от конкретного авто и водителя.

3. Пламегаситель. Пустая банка + прошивка ЭБУ. Экологию убивает, но машина едет бодро.

Как продлить жизнь катализатора?

* Заправляйтесь нормальным топливом, не экономьте на бензине.

* Следите за системой зажигания — пропуски убивают соты мгновенно.

* Контролируйте расход масла.

* Не игнорируйте Check Engine. Лампочка — не украшение на панели, а крик о помощи.

Итог.

Катализатор — не лишняя железяка, а реальный защитник и мотора, и ваших лёгких. Если он начал умирать, лучше вовремя проверить и заменить, чем потом удивляться дыре в кошельке от капремонта.

Подписывайтесь — впереди ещё много историй о том, как маленькая деталь может превратить вашу машину либо в красавца, либо в дорогую печку на колёсах.

Дентайр. Кратко и по делу.

#dentyre_авто #dentyre_шины #dentyre_диски #tpms