Евгений Лансере (1875—1946) после окончания гимназии в Санкт-Петербурге получил художественное образование в императорской России — рисовальная школа Общества поощрения художеств (1892—1895) — и Франции — Академии Жюлиана и Коларосси и студии Лорана и Бенжамен-Констана в Париже (1895—1898). С таким багажом он рано завоевал профессиональное признание, был одним из организаторов творческого объединения «Мир искусства» (09.11.1898), занимал пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения Кабинета Его Императорского Величества в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге (1911—1916), в 1913 г. был избран академиком и в 1916 г. — действительным членом Императорской Академии художеств.
Лансере работал как портретист, пейзажист и автор исторических и жанровых картин и натюрмортов, как книжный иллюстратор, театральный декоратор и плакатист, расписывал различные интерьеры, писал белилами, углём, тушью, пастелью, акварелью, темперой, гуашью и масляными красками, создавал литографии и майоликовые панно.
Лансере много путешествовал и побывал в разных странах и регионах Евразии — Париж и Бретань (1895—1898), свадебное путешествие на Кавказ (1904), Сибирь, Маньчжурия и Япония (1902), Псковская и Киевская губернии (1903), Италия (1899; 1907), конный объезд Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Азербайджана и Грузии (1912), служба военным художником-корреспондентом на Кавказском фронте (1914—1915), Дагестан (1917—1919). Изначально Лансере не принял большевизма, что отразилось в его работе в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ) в 1919 г. и выезде в меньшевистскую Грузию в 1920 г. Здесь Лансере работал преподавателем Тбилисской Академии Художеств и выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом в качестве рисовальщика Музея этнографии (1920—1922). Но в 1921 г. советская власть сама пришла к Лансере в Грузию и на этот раз художник от неё убегать не стал. Он стал профессором кафедры монументальной и станковой живописи Академии художеств Грузинской ССР (1922—1934), в 1927 г. — вступил в Ассоциацию художников революционной России, совершил более 20 выездов в различные области Закавказья. При желании Лансере мог несколько раз бежать из СССР, т.к. сначала по приглашению Полномочного представителя РСФСР при Большом национальном собрании Турции побывал в Анатолии (1922), а потом получил разрешение на выезд в творческую командировку в Париж на шесть месяцев в 1927 г. И всё-таки Лансере вернулся в Советский Союз — сначала обратно в Тбилиси, но в 1934 г. по приглашению великого архитектора Щусева переехал на постоянное место жительства в Москву и стал работать профессором Московского архитектурного института на Рождественке и преподавателем Академии Художеств СССР в Ленинграде (1934—1938).
Сталинское советское правительство высоко ценило творчество Евгения Евгеньевича Лансере и удостоило его целого ряда почётных наград и званий — Заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР (1933), Сталинской премии II степени (19.03.1943) за серию «Трофеи русского оружия» из пяти исторических полотен («После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и «Бойцы у трофейных орудий»), ордена Трудового Красного Знамени (15.06.1943), Народного художника РСФСР (26.02.1945) и второго ордена Трудового Красного Знамени (04.09.1945).
Многогранное творчество Евгения Евгеньевича Лансере стало ещё одной прочной связующей нитью преемственности между имперской и советской эпохами развития русской цивилизации и не позволило прерваться выдающимся традициям отечественной художественной культуры.