Найти в Дзене
Кириллица

«Неправдивый фильм»: чем «Калина красная» так возмутил воров в законе

Оглавление

В 1974 году советский зритель впервые увидел на экране то, о чем официально не принято было говорить — тюремную субкультуру и сложный путь бывшего заключенного. Фильм Василия Шукшина «Калина красная» стал откровением, за которое режиссеру пришлось заплатить высокую цену — конфликтом и с властями, и с криминальным миром.

Съемки на натуре

Шукшин, мечтавший снять историческую картину о Степане Разине, был вынужден согласиться на современную драму. Студия «Мосфильм» выделила на фильм мизерный бюджет — 289 тысяч рублей, в шесть раз меньше необходимого количества пленки и устаревшую технику.

Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть

Съемки проходили в Вологодской области, в том числе в знаменитой колонии «Вологодский пятак». Сценарий рассказывал о рецидивисте Егоре Прокудине по кличке Горе, который пытается начать новую жизнь в деревне, но становится жертвой своего прошлого.

Актерский состав и гонорары

Главного героя Василий Шукшин сыграл сам, роль Любы дал жене — Лидии Федосеевой, роль Губы отдал Георгию Буркову, роли отца и матери Любы сыграли Иван Рыжов и Мария Скворцова. Мать самого Прокудина сыграла местная жительница Ефимия Быстрова, а Алексей Ванин стал убедительным в роли молчаливого брата Любы Петра.

Любопытно, что среди исполнителей главных ролей меньше всего заплатили Федосеевой-Шукшиной – она получила 965 рублей, Рыжов получил 1 102 рубля, Ванин — 547 рублей, Бурков – только 285 рублей, а Шукшин получил 2 250 рублей за режиссуру и 4 912 рублей за роль.

Странные случаи на площадке

Лев Дуров вспоминал в интервью, что во время съемок Шукшин два раза оказывался на волосок от смерти. В первый раз его едва не застрелил конвоир ИК-256/5.

Дуров с Шукшиным и местным мальчишкой гуляли по берегу озера. В этот момент к причалу подошел катер из колонии: заключенные приехали за продуктами. Мальчик увидел среди них своего отца и с побежал к катеру, следом бросился Шукшин. Конвоир проявил бдительность, вскинул оружие и закричал: «Стой! Стрелять буду!»

Последнее слово Берии: что он сказал перед расстрелом

Но Шукшин не принял окрик всерьез и продолжил бежать. Его спас Дуров, сбивший его с ног за миг до выстрела.

А когда снимали сцену с Ваниным, в которой тот вел грузовик, актер не справился с управлением, машина пошла в занос и едва не сбила Шукшина, который стоял за камерой. Режиссера спасло чудо.

Жизнь после съемки

После съемок худсовет «Мосфильма» написал такую рецензию, что прочитав ее, Шукшин в тапочках, зимой, сбежал дорабатывать фильм из больницы, куда лег из-за язвы желудка. За несколько недель он перемонтировал картину, сделав акцент на нравственном переломе в сознании Егора. Убрал «лишние» кадры и даже героев. Но далось ему это нелегко. Свидетели говорили, что каждый день ему становилось плохо, он бледнел и замирал, уткнувшись лбом в стол. Ему давали отдохнуть, а потом он выходил ко всем и говорил, что можно снова работать.

Фильм быстро стал популярным, взял главный приз на бакинском Всесоюзном кинофестивале 1974 года и приз «Варшавская сирена», присужденный критиками Польши, а журнал «Советский экран» назвал «Калину…» лучшей картиной 1974 года.

Тем не менее, картину старались «задвинуть», а на одном из фестивалей даже отдали первое место драма «В бой идут одни старики», что вызвало возмущение режиссера Леонида Быкова. Только после этого жюри согласилось поделить первое место между этой лентой и «Калиной…».

А воры в законе не согласны

Но были и другие недовольные. Как пишет в книге «Гибель советского кино. Тайна закулисной войны» автор Федор Раззаков, горячий отклик картина нашла «в местах не столь отдаленных». Осужденные обсуждали фильм, а самые активные писали Шукшину, что в картине показана неправда. По мнению воров неправдой стало то, что за отход от воровской жизни Егора убили. «Воровской кодекс не позволят карать отошедших смертью», – учили Шукшина воры в законе.

А один из осужденных написал целую рецензию: «Режиссер хорошо снял картину, – признавал «сиделец», – но в финале показана неправда. Якобы Губошлеп захотел отомстить Егору за то, что тот решил прожить остаток жизни «мужиком». Это ложь! Не бывает так среди воров. Тем более, что при убийстве присутствует женщина. Если бы такое произошло в настоящей жизни, Губу самого зарезали бы воры – чтобы не беспредельничал».

Как видите, талант Шукшина настолько погрузил людей в фильм, что они уже не отличали жизнь от искусства. Разумеется, можно сослаться на то, что Шукшин показал в фильме некий частый случай, однако философ Юлия Всеволодовна Михеева в работе «Кинематограф Василия Шукшина», обращает внимание на притчевый характер фильма, а значит героя настигает прошлое, как расплата за уже совершенные им проступки и ошибки.

Низшие касты на Руси: чем холоп отличался от смерда

Животные-неадекваты: 10 самых опасных

«Волкодавы Сталина»: почему бойцы СМЕРШа были непобедимыми