Найти в Дзене
Zаписки журналистки

Про вклад учителя и любовь к своему делу

Сегодня замечательный праздник – День учителя. Сама я к нему отношения как такового не имею, разве что очень и очень посредственное – моё образование позволяет мне преподавать информатику, ну и пару раз доводилось побыть репетитором. На написание этой статьи меня натолкнуло недавнее награждение отличников «Тотального диктанта», на котором я в очередной раз вспомнила свою любимую учительницу русского языка и задумалась о том, как важно и здорово, когда учитель умеет привить любовь к своему предмету. Тем более что сегодняшний день располагает к такой публикации. Своих учителей я вспоминаю с теплом. Даже тех немногих, с кем были конфликты, ведь они тоже многому меня научили: тому, что и учитель может быть неправ; тому, что уважают не за стаж и возраст, а за личные качества и дела; тому, что можно и нужно отстаивать свои права вне зависимости от должности и статуса человека, на них посягающего. Возможно, это не то, чему ученик должен учиться в школе благодаря поведению педагогов, однако эт

Сегодня замечательный праздник – День учителя. Сама я к нему отношения как такового не имею, разве что очень и очень посредственное – моё образование позволяет мне преподавать информатику, ну и пару раз доводилось побыть репетитором. На написание этой статьи меня натолкнуло недавнее награждение отличников «Тотального диктанта», на котором я в очередной раз вспомнила свою любимую учительницу русского языка и задумалась о том, как важно и здорово, когда учитель умеет привить любовь к своему предмету. Тем более что сегодняшний день располагает к такой публикации.

Своих учителей я вспоминаю с теплом. Даже тех немногих, с кем были конфликты, ведь они тоже многому меня научили: тому, что и учитель может быть неправ; тому, что уважают не за стаж и возраст, а за личные качества и дела; тому, что можно и нужно отстаивать свои права вне зависимости от должности и статуса человека, на них посягающего. Возможно, это не то, чему ученик должен учиться в школе благодаря поведению педагогов, однако это тоже важно и полезно для взрослой жизни. Отчасти благодаря этому я не боюсь ни чинов, ни должностей – и это мне здорово помогало и помогает во всём: и в дальнейшей учёбе, и в работе, и в жизни. Ведь, например, когда твой начальник случайно допускает ошибку или неправ как-то иначе, а ты не боишься ему об этом сказать и он тебя слышит – это в конечном счёте положительно сказывается на эффективности работы, а тебе в итоге добавляет очков в глазах начальства. Ибо одних компетенций, ума и способностей мало – нужны ещё и смелость, и коммуникативные навыки. И за всё это я отчасти благодарна им – русичке в 5 классе, которая пыталась мне доказать, что слово «теннис» пишется с одной «н», и за моё правильное написание влепила мне четвёрку; и математичке в 7, которая снижала мне оценки за правильное решение только потому, что его ход не расписан пошагово (что не возбранялось и было в ходу в нашем классе – в том числе у отличника, которому я иногда помогала с решениями).

Большинство же учителей были другими. Были среди них и те, которых я упомянула в начале статьи – которые умели вызвать интерес к своему предмету, привить любовь и уважение к нему.

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

…В 6 классе к нам пришла новая учительница русского языка и литературы – методист из пединститута. С первых уроков она буквально подкупила весь класс (даже отъявленных раздолбаев и двоечников) тем, что разговаривала с нами скорее как со студентами, нежели как с шестиклашками, обладала прекрасным чувством юмора, умела пошутить, где это уместно. Чувствовалось, что она любит своё дело, любит нас, своих учеников, всех без исключения. И мы платили ей тем же.

Она поощряла и поддерживала активный интерес к своим предметам и высокий уровень знаний. Нам, отличникам (человек 5 или 6), быстренько разделывавшимся с текущими заданиями, она давала материал посложнее – из программы 8-9 классов. Сначала для изучения, а в 7 классе уже на полном серьёзе спрашивала с нас по программе 9 класса. Например, в 7 в синтаксическом разборе предложения писали «осложнено деепричастным оборотом», а в 9 надо писать «осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом». Если мы ленились и отвечали по программе своего класса – учительница снижала оценку как за ошибку, тем самым поддерживая заданную нам планку. И мы охотно приняли и поддерживали правила этой «игры».

В 6 классе, помимо школьной программы, я увлеклась военной литературой. Не помню точно, говорила ли об этом учительнице (она жила недалеко от школы, иногда мы сталкивались с ней по пути, и тогда дальше шли вместе, о чём-нибудь разговаривая), но в последний день учебного года она подозвала меня к себе и сказала:

- Хочу посоветовать тебе почитать «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Эта книга не входит в список для летнего чтения, но тебе наверняка понравится.

И она оказалась права – эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Для себя я вынесла из неё важнейший урок, который потом неоднократно поможет мне в жизни: сила духа, железная воля, упорство, большое желание способны помочь преодолеть любые трудности, беды и потери. Пример Алексея Маресьева, получившего тяжёлые ранения и лишившегося обеих ног, но не сломавшегося и продолжившего воевать, вдохновил меня на всю жизнь как пример Настоящего Человека – сильного, мужественного, несгибаемого, целеустремлённого, горящего своим делом. Человека, которого невозможно сбить с курса, несмотря даже на его подбитый самолёт.

В трудный период своей жизни я иногда вспоминала «Повесть»: если её Герой справился даже с такими обстоятельствами – то уж мне-то справиться с моими сам Бог велел.

…Моя первая учительница немецкого языка – точнее, первая школьная (так как первой по сути была мама, неплохо помнящая немецкий со школы и учившая меня ему ещё в младших классах). Она открыла нам не просто грамматику, орфографию и прочие особенности, но и мелодику баллад Шиллера, глубину поэзии Гёте и Гейне на их родном языке. Она учила нас не просто учить (простите за тавтологию), но ощущать чужой язык, его душу, его звучание, самую его суть, думать на нём. Думаю, именно благодаря этому мне было легче уже самостоятельно учить английский и парочку скандинавских языков (которые я, правда, благополучно забросила из-за загруженности и бралась потом лишь периодически).

Спустя годы, когда я случайно увидела учительницу в театре, подошла и из уважения заговорила с ней по-немецки. Она как ни в чём ни бывало ответила мне тем же. Далее уже по-русски мы поболтали о том, о сём, как старые добрые знакомые.

Картинка с просторов Интернета.
Картинка с просторов Интернета.

…Учитель музыки в 5 классе – как я узнала лет 9-10 спустя, клавишник местной метал-группы. Его уроки представляли собой знакомство с разными жанрами и творчеством композиторов разных эпох и стран. Каждый урок состоял из двух частей – сначала мы записывали вкратце биографию композитора и его знаковые произведения, а затем слушали 1-2 композиции и разбирали их – пытались понять, анализировали, интерпретировали. Мы обсуждали, какие средства выразительности используются, что пытался передать автор, какие образы раскрываются в его произведении и т.п. Поначалу нам, 11-12-леткам родом из 90-х, классика казалась чем-то непонятным и далеким, но довольно быстро мы (если не все, то многие) втянулись. Как настоящий музыкант старой школы, он учил нас не только слушать, но и слышать, понимать, чувствовать музыку, проникаться тем настроением, которое она создаёт. Но больше всего нас удивило, когда однажды учитель включил нам песни «Арии» и рассказал о влиянии классики на современный метал. Думаю, его уроки тоже сказались на моих музыкальных предпочтениях.

…Учительница информатики в 10 классе в колледже при вузе – преподаватель оного вуза. Мы проходили не только программирование и формулы в Экселе, но и компьютерную графику. Это было больше, чем просто изучение инструментария и приёмов, основы рисования и обработка готовых изображений – учительница развивала в нас вкус, эстетическое чувство и насмотренность.

Её уроки и заразили меня любовью к цифровому творчеству. Это сейчас дизайнеров и ретушёров пруд пруди, а тогда, в нулевых, «верхом» дизайна у непрофессионалов были фотка с приляпанной на неё в фотошопе картинкой или рамкой а-ля «тётка из Одноклассников», коллаж из плохенько вырезанных картинок с разнокалиберным текстом вырвиглазного цвета и заблюренное до потери черт лицо (чтоб кожа была «гладкая, как у голливудских звёзд») и замена фона с бабушкиного ковра на багамский пляж с огромной разницей в качестве фото. Приличный дизайн, графика, ретушь были прерогативой тогда ещё не очень большого количества профильных специалистов, работавших или хотя бы учившихся в этой сфере. В таких реалиях знания и навыки, приобретённые нами в колледже, были попросту бесценны.

В 11 классе учительница предложила мне поучаствовать в вузовском творческом конкурсе для абитуриентов – победителям гарантировалось зачисление на физмат на любое направление, связанное с информатикой. Я согласилась. Её предложение во многом определило моё будущее – я заняла на конкурсе второе место и автоматически поступила в вуз. В итоге моё образование помогло и помогает мне как в жизни, так и в работе (хоть я работаю и не по специальности), ибо определённые знания и навыки порой давали мне бОльшие профессиональные возможности и некоторое преимущество при трудоустройстве в диджитале.

Конечно, это далеко не всё, что можно было бы рассказать по этой теме. Я вспомнила лишь своих любимых учителей, чей талант и опыт оказал заметное влияние на меня и мою жизнь. Немало было и просто хороших. Встречались и посредственные, чьи уроки просто отбывались от звонка до звонка, а домашка откладывалась на самый последний момент. А был ещё и вуз, но я не пишу о нём потому, что это уже сознательный выбор профессии, в то время как здесь идёт речь о том учебном периоде, в котором человек – практически чистый лист (за исключением разве что уже имеющихся склонностей и талантов), и многое зависит от тех, кто заполняет этот лист знаниями и прописывает на нём духовно-нравственные ценности и ориентиры.

Но фраза одного из вузовских преподов запала мне в душу – «Мы учим вас учиться».

Помимо разных предметов, есть кое-что общее, чему научили все эти педагоги личным примером – любовь к своему делу. И этот урок, на мой взгляд, важнейший.

Побольше бы таких учителей!