В последние годы школьное образование в России сильно изменилось: появились инициативы по внедрению кино в процесс обучения. В отличие от книг, которые требуют воображения и внимательного чтения, фильмы сразу дают зрительный образ и быстро увлекают. Школьники смотрят интересные фильмы и обсуждают эмоции и поступки героев, что помогает им лучше понимать себя и других. Особенно это важно для детей, выросших в мире мультфильмов и визуального контента. Так появилось новое направление — к инопедагогика.
История кинопедагогики. Как кино стало учителем?
Сегодня кинопедагоги разрабатывают специальные методики: они помогают подбирать подходящие фильмы, разбирать их сюжеты и героев, искать скрытые смыслы и учиться выражать своё мнение. По словам Ивана Козлова, директора Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, это направление возникло на заре экранного искусства. Ещё до революции в царской России кино уже использовали в школах, чтобы помочь детям лучше усваивать учебный материал. Но по-настоящему серьёзно к этому методу стали относиться только в последние годы.
Точного определения термина «кинопедагогика» пока не существует: каждый специалист понимает его по-своему. По словам Петра Агеева, директора направления «Кинопедагогика» на платформе «Ноль Плюс», это прежде всего способ сделать обучение живым и интересным как для учеников, так и для учителей. Он подчёркивает: современное поколение растёт в мире визуального контента, поэтому, если мы хотим, чтобы дети нас понимали, нужно говорить с ними на понятном им языке — кинематографическом.
На первый взгляд кинопедагогика кажется простым способом обучения, но на практике с ней не всё так легко. Нужно понимать, как правильно встроить фильмы в школьные занятия, где учителю получить нужные навыки и насколько такой подход действительно полезен детям. Именно этим и занимаются кинопедагоги: они помогают выстроить процесс обучения так, чтобы кино было понятным и полезным и для детей, и для взрослых. Об этом рассказал продюсер и основатель онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс» Николай Данн.
Сначала кинопедагогику использовали в основном в школах — для обучения и воспитания детей. Но со временем её возможности стали шире. Сегодня приёмы и подходы кинопедагогики применяют не только учителя, но и психологи, аналитики, учёные и специалисты из других сфер.
Образование через экран: новый подход к обучению
Главная цель стратегии воспитания в России до 2030 года — развить собственную учебную систему, направленную не только на образование, но и на воспитание ребёнка. Вместе с тем многие российские школы сталкиваются с рядом трудностей, которые не позволяют грамотно внедрять предписания Министерства просвещения: нехватка квалифицированных педагогов, ограниченные ресурсы и дефицит учебного времени. Особенно остро проблема ощущается в регионах, где возможностей для полноценной организации образовательного и воспитательного процессов зачастую недостаточно.
Одним из вариантов решения этой проблемы стала кинопедагогика. Многие учителя уже интуитивно используют кино в своей работе. Так, Юлия Подкорытова из Челябинской области применяет принципы кинопедагогики на уроках английского, делая занятия современнее и эффективнее.
Когда Юлия переехала работать в деревню, ей захотелось найти людей с похожими интересами. Тогда она решила увлечь местных школьников искусством. Для неё было важно не просто учить детей английскому, а показать, что язык — это способ узнать себя и лучше понимать других.
Показывать фильмы на уроках — дело добровольное. Таких занятий нет в расписании, и за них не платят. Юлия Подкорытова рассказала, что начала использовать кино по своей инициативе из-за желания сделать уроки интереснее. При этом она старается не отставать от основной программы. По её опыту, лучше всего для таких занятий подходит немое кино: оно не отвлекает от темы и легко вписывается в урок.
После таких уроков многие ребята создали проекты, связанные с кино и основным предметом Юлии. Так в сельской школе появился театр на английском языке. Ученики вместе с педагогом придумывают альтернативные концовки к фильмам, которые посмотрели на уроках.
Ребята пишут сценарии на английском языке и выступают с новыми интерпретациями перед сверстниками. Помимо этого, ученики пробуют ставить народные сказки в разных жанр. Так, ребята изменили структуру произведения «Морозко» и представили его сначала как хоррор, а затем как комедию. Также ученики пробовали себя в записи подкастов о просмотренных новинках. Юлия считает, что всё это повышает мотивацию учеников к изучению языка.
Также педагог рассказала, что не видит необходимости делать такие методы обучения обязательными. Педагогическая деятельность требует индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретных классов и личные предпочтения преподавателей. Поэтому она признаёт, что, несмотря на успешные показатели её учеников, не всем учителям подойдёт такой педагогический приём.
Сегодня многие изучают иностранные языки с помощью фильмов. Этот способ даже стал частью современных учебных методик. Один из сторонников изучения английского языка через фильмы — режиссёр Егор Кончаловский. С помощью кинематографа он научился правильному произношению и заметил разницу между красивым британским акцентом и упрощённой американской речью. Для педагогов режиссёр рекомендует фильм «Time Bandits» Терри Гиллиама.
Егор Кончаловский уже много лет возглавляет жюри любительского кино. Режиссёр уверен: каждому педагогу важно хотя бы немного разбираться в кино. Он считает, что фильмы — нужный инструмент в обучении, и объяснил, почему учителям стоит использовать кино на уроках. По его мнению, особенно хорошо для этого подходит именно российский кинематограф.
Применять кинопедагогику в гуманитарных предметах довольно просто. А вот в технических дисциплинах, таких как математика или физика, это вызывает трудности: здесь нужен особый подход. Мнения учителей разделились: одни считают методику эффективной, другие сомневаются. Преподаватель математики Владислав Исаев относится ко вторым. Он признаёт, что кино действительно увлекает учеников, но уверен: нужно тщательно продумать, как именно применять такие материалы на уроках.
Владислав узнал о кинопедагогике на форуме «Таврида.Арт». Лектор показывал фрагменты известных мультфильмов, обращая внимание на использование определённых эпизодов в воспитательных целях. Например, была показана сцена из фильма Disney «Русалочка», где родители сталкиваются с последствиями необдуманных решений своих детей. Именно тогда Владислав задумался о потенциальной связи между сюжетом мультфильма и вопросами финансовой грамотности. «Если главная героиня допустила ошибку, подписав неверный договор, значит, мы можем обсудить с детьми важность внимательного прочтения документов перед их подписанием», — делится опытом Владислав Исаев.
Педагог всерьёз задумался о создании собственной учебной программы, в основе которой лежали бы примеры из кино: «Мне кажется, что разработка подобной программы с современными примерами могла бы значительно повысить интерес школьников к математике и другим дисциплинам». При этом Владислав уверен, что новые методики нужно внедрять только на основе надёжных и проверенных исследований. По его мнению, только глубокое и всестороннее изучение вопроса может показать, насколько кинопедагогика действительно полезна в школьном обучении.
Некоторые преподаватели используют это направление не только на занятиях, но и во внешкольной деятельности. Так, учитель информатики Ерлан Аймаганбетов из русско-татарской СОШ №129 города Казани пользуется методом кинопедагогики как на уроке (например, объясняет сложную тему с помощью мультфильма «38 попугаев»), так и на родительских собраниях, показывая фильмы семьям учеников, чтобы наглядно пояснить, через что сейчас проходит их ребёнок.
Ерлан позитивно относится к кинопедагогике, однако считает, что в школьную программу вводить это направление не нужно: педагоги сильно загружены, а дополнительная обязанность подбирать видеоматериалы к каждой теме только усложнит образовательный процесс.
Для того, чтобы учителям было легче внедрять кинопедагогику в образовательный процесс, появился проект «Киноуроки в школах России». Он создан на основе международной программы «О будущем», цель которой — воспитание социально ответственных молодых людей с помощью кино.
Главная задача проекта — создать единую систему воспитания во всей стране, объединяющую ценности русской культуры и достижения современного кинематографа. «Искусство отвечает за внутренний мир человека, формирование образов, смыслов, моделей его поведения. Надо просто поставить его на службу воспитанию», — рассказал продюсер, автор проекта «Киноуроки в школах России» Виктор Меркулов.
В рамках программы подготовлены специальные пособия для учителей: они помогают проводить содержательные занятия с использованием российских и зарубежных фильмов. В таких фильмах с детьми обсуждаются важные темы: мечты, дружба, доброта, смелость, взаимопомощь, воображение и любовь к Родине. Кроме того, на сайте проекта есть фильмы с сурдопереводом и субтитрами — для иностранных учащихся и ребят с нарушениями слуха.
Некоторые сомневаются, все ли темы подходят детям. Однако организаторы проекта уверены: патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше. Руководитель проекта Виктор Меркулов считает, что формировать такие ценности в зрелом возрасте уже поздно — всё закладывается в начальной школе. Он подчёркивает: «Патриотизм без нравственности легко превращается в национализм. Эти две вещи должны идти вместе — только тогда возникает настоящая гармония».
В программе используется только новое кино, снятое проектом самостоятельно. Виктор Меркулов рассказал, что новые киноработы отражают вечные ценности в современных условиях: «Фильмы, которые были сняты ранее, уже, честно говоря, отработали своё. Они в своё время принесли большую пользу нашей стране в воспитании людей, культуры и общества, но были эффективны на тот момент».
Кроме того, сейчас действует проект «Московское кино в школе», созданный департаментами образования и культуры. Чтобы приобщать детей к киноискусству, в школах столицы регулярно показывают советские и современные российские ленты, которые предварительно отбираются участниками голосования на специально организованном портале.
Проект входит в обязательную школьную программу. Как рассказала куратор «Московского кино в школе» Кристина Кузнецова, кроме самих показов, в программу включены встречи с людьми из мира кино, интерактивные тесты и конкурсы — всё это помогает поддерживать интерес у школьников. «У нас большая школа, — говорит она. — Поэтому фильм смотрит сразу вся параллель. Показ устраиваем раз в месяц, заранее вывешиваем объявление. Кино выбирают организаторы, они же присылают нам готовую афишу».
Хотя появляется всё больше проектов, продвигающих кинопедагогику, чёткого плана по её внедрению в школы до сих пор нет. Учителя действуют по собственной инициативе — без методичек, инструкций и официальной поддержки, которая помогла бы грамотно использовать фильмы на уроках. О причинах такой ситуации рассказал Николай Данн, генеральный директор Института развития кино и медиа и член Экспертного совета при Минкультуре РФ.
Формально профессии «кинопедагог» в российских школах тоже нет. Вместе с тем есть учителя, которые хотят уделять больше внимания в первую очередь развитию личности учеников, считая это своей главной задачей. В их числе и педагог иностранных языков Пётр Агеев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года». Видя недостатки традиционных методов, он исследовал потенциал кино и создал уникальный подход, положенный в основу отдела «Кинопедагогика» в проекте «Ноль Плюс». Теперь Пётр возглавляет это направление и делится опытом с другими учителями.
Пётр Агеев отмечает, что измерить воспитательный эффект кинопедагогики намного сложнее, чем успехи в точных науках. Личностные качества и мировоззрение ребёнка формируются постепенно и незаметно, проявляясь лишь со временем. Оценить это с помощью тестов невозможно. Воспитание через искусство требует времени и не даёт мгновенных результатов, но помогает заложить прочную основу для будущей жизни.
Пётр Агеев проводит курсы для педагогов, где учит, как обсуждать фильмы с детьми и проводить киномероприятия. Отдельная тема — создание семейных киноклубов, где проходят совместные просмотры и обсуждения.
В рамках курса педагоги также изучают методы анализа фильмов и способы работы с их содержанием. Пётр подробно объясняет, как подобрать подходящее кино под возраст и тему урока и как провести разбор так, чтобы детям было интересно и понятно.
Тем не менее Пётр Агеев с осторожностью относится к идее сделать кинопедагогику обязательной. Он хорошо понимает, насколько перегружены учителя, и считает, что новые требования могут обернуться формальностью. В таком случае кино в школе будет «для галочки» и не даст полноценного результата.
Помимо различных проектов, Министерство просвещения каждый год публикует список рекомендованных фильмов для школьников. В него входит 100 картин разных жанров и времён — в основном советских. Лишь около десяти фильмов сняты уже в постсоветское время. Такой список помогает учителям выбирать кино под возраст и тему урока.
Однако важно учитывать возрастные особенности детей, отмечает президент Ассоциации кинообразования Елена Бондаренко, По её словам, перед просмотром нужно не просто включить фильм, а ввести учеников в «оптимальное эмоциональное состояние» — настроить их на правильное восприятие и обсуждение. Это бывает непросто даже для опытных педагогов, особенно если речь идёт о классических советских фильмах. Современным детям, привыкшим к быстрой смене сцен и насыщенным сюжетам, такое кино может показаться медленным. Как помочь школьникам глубже понять такие фильмы и преодолеть разницу в восприятии, объяснил Николай Данн, генеральный директор Института развития кино и медиа и эксперт Минкультуры России.
Помимо общих рекомендаций, есть методисты, создающие детальные разработки по внедрению кино в образовательный процесс. Эти методики основаны на анализе практического опыта и статистических данных, накопленных за несколько лет работы. Один из таких методистов — Артём Гаспаров, руководитель методического отдела Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ. Убедившись в нехватке готовых решений, он составил собственные практические рекомендации для коллег по внедрению кино в обучение.
Артём Гаспаров также рассказал о том, как, работая в школе, он пытался внедрить новые методики и почему это подходит далеко не всем.
Массовое введение кинопедагогики в школы опасно в том числе из-за риска неправильной подачи материала. По мнению Елены Бондаренко, главы Ассоциации кинообразования, кино, использованное неграмотно, способно принести больше вреда, чем пользы («фильмом можно ударить, как молотом»). Поэтому важно помнить, что необходима осторожная, продуманная работа с применением киноискусства и только там, где это действительно целесообразно и оправданно.
Искусство видеть другого. Кинопедагогика как инструмент знакомства с инклюзивной средой
Одно из направлений, где кинопедагогика может быть действительно полезна и необходима — это инклюзивное образование. Сегодня в России более 1,5 млн детей с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с обычными учениками в детских садах, школах и колледжах.
Использование художественных фильмов, показывающих трудности и достижения детей с особенными потребностями, способствует формированию понимания и сочувствия у сверстников. Современный кинематограф предлагает много сюжетов, демонстрирующих разные стороны жизни детей с ОВЗ. Об инклюзивной педагогике и опыте её внедрения в школе рассказал директор развития направления «Кинопедагогика» Пётр Агеев.
Кинопедагогика давно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями. По словам Елены Бондаренко, президента Ассоциации кинообразования, такой подход помогает детям лучше понимать мир, справляться с эмоциями и адаптироваться. Она вспоминает, как ещё в 1997 году работала с группой детей на колясках — несмотря на сложности, съёмочный процесс стал для них настоящей творческой лабораторией. Однако специалистов, работающих в сфере инклюзивного кинообразования, до сих пор очень мало.
Сейчас создаются новые инструменты, которые помогают учителям говорить с детьми об инклюзивности. Один из таких проектов — платформа инклюзивного кино на сайте детского кинотеатра «Ноль Плюс», представленная на форуме «Сильные идеи для нового времени».
Идею проекта представил режиссёр Николай Данн. Платформа нацелена на продвижение социально значимого кино и развитие инклюзивной кинопедагогики. Уже сейчас учителя могут пользоваться проектом «(Не) такой, как все», предлагающим два формата работы: онлайн-клуб на платформе «Ноль Плюс» и очные киносеансы.
Раздел предлагает широкий спектр материалов разных жанров: мультфильмы, короткометражные и полнометражные фильмы, а также документальные ленты. «Главный акцент мы делаем на выстраивании отношений, на коммуникации. Здоровым людям нужно постараться понять и принять людей с ограничениями, а им, в свою очередь, необходимо попробовать понять и принять здоровых людей», — пояснил руководитель платформы «Ноль Плюс» Николай Данн.
Николай Данн сам участвует в создании фильмов на тему инвалидности. Это сложная и чувствительная тема, которая часто вызывает сильные эмоции у людей с особыми потребностями. Универсальных правил, как снимать такие фильмы, не существует — ведь причины инвалидности бывают разными: кто-то рождается с особенностями, а кто-то сталкивается с ними позже. В фильме «На линии старта» Николай и его команда показали истории людей с ОВЗ, у каждого из которых — свой путь и опыт.
При создании картины команде пришлось решать этические вопросы и выбирать формат проекта. Николай Данн подчеркнул важность темы: «Показывая фильмы, мы стали анализировать, есть ли в нашей стране подобное кино. И пришли к выводу, что несмотря на развитие киноиндустрии и фильмов, которые бы представляли таких людей не с точки зрения жалости, а с точки зрения их достоинства и побед, крайне недостаточно. Это очень важно для нас». Он также рассказал о процессе работы над фильмом и отклике аудитории.
Детская кинотерапия
С помощью кино можно не только воспитывать школьников, но и помогать переживать им сложный период. Научиться управлять эмоциями крайне важно для полноценного взросления. Эффективным помощником в решении внутренних конфликтов становится кинотерапия — метод, построенный на подборе специальных фильмов. О том, что такое кинотерапия рассказала семейный психолог Светлана Елакова.
Просматривая фильм, подросток погружается в историю героя, сравнивает увиденное с собственными переживаниями и находит решения проблем. Правильно выбранное кино уменьшает стресс, улучшает настроение и укрепляет уверенность подростка, подчеркнул режиссёр, сценарист и продюсер Егор Кончаловский.
Кинотерапия популярна больше в западных странах, в России она только начала приобретать популярность. Современные специалисты сходятся во мнении, что правильные фильмы способны мягко и бережно привести ребёнка к внутреннему равновесию и восстановлению отношений внутри семьи, о чём рассказала семейный психолог Светлана Елакова.
Современные подростки нередко страдают от так называемого «клипового мышления», которое затрудняет концентрацию внимания и способность к длительному восприятию информации. Это создаёт трудности, когда речь заходит о классических фильмах, идущих час или больше. Светлана Елакова рассказала, как можно применять кинотерапию, учитывая эти особенности.
Эффективность кинотерапии зависит от меры. Детский нейропсихолог Станислав Осипов предупреждает: слишком много фильмов может навредить. Для каждого ребёнка «много» — своё, но одна-две серии в день — безопасно. Важно следить за общим экранным временем, особенно у детей до пяти лет.
Осипов советует родителям обсуждать с детьми просмотр: спрашивать, что они поняли, что почувствовали. Но если ребёнок устал, достаточно просто быть рядом. Он также отмечает: чрезмерное увлечение экраном может говорить о внутренних проблемах, и в таких случаях кино уже не помогает, а мешает.
Создание кино вместе с детьми
Сегодня в школах детей знакомят не только с культурой кино, но и с практическими навыками создания фильмов. Во многих образовательных учреждениях появляется новый предмет — медиаобразование, на котором ученики не только анализируют видеоконтент, но и создают его сами.
Однако в регионах профильные медиаклассы пока редкость, и работа по созданию видео часто полностью ложится на плечи учителей. Один из таких примеров — ростовский медиапедагог и учитель истории Светлана Маргесь. Она помогает детям снимать собственные фильмы, а также ведёт блог «Нетипичный учитель», где делится своим опытом, берёт интервью у коллег и изучает современные методы преподавания медиаграмотности, в том числе с опорой на кинопедагогику.
Светлана подчёркивает, что развитие медиаобразования становится необходимым условием успешности молодого поколения. Сегодня владение современными технологиями, способность быстро ориентироваться в потоке информации и умение коммуницировать через мультимедийные каналы обеспечивают конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Детский кинематограф успешно развивается и в Нижнем Новгороде, правда, пока лишь на уровне дополнительного образования. Примером служит работа педагога и режиссёра Александра Башарина, который за свою карьеру вместе с детьми создал десятки фильмов, получивших признание на российских и международных конкурсах.
Процесс создания фильмов начинается с выбора темы и распределения ролей. По словам Александра, многие дети мечтают стать режиссёрами, а вот девочки чаще всего выбирают профессию оператора, что его искренне удивляет. Тематика будущих работ формируется исходя из интересов и переживаний самих ребят. После отбора наиболее интересной идеи школьники приступают непосредственно к съёмкам фильма.
Александр Башарин рассказал, что одним из принципов его работы является привлечение родителей к созданию фильмов. Они участвуют в подготовке сюжетов, помогают детям разбираться в сложных вопросах и делятся собственным опытом. Многие родители отмечают перемены в своём ребёнке после завершения съёмочного процесса. Кто-то стал заметно спокойнее и терпеливее, научился заботиться о близких, другие загорелись новыми увлечениями.
Особенно заметно проявилось изменение поведения детей после съёмок фильма о взаимопонимании между поколениями, отметил Александр. Родители признались, что отношения в семье улучшились, появилось больше уважения и тепла. Другая группа учеников, поучаствовав в картине о важности саморазвития, вернулась домой с просьбой записывать их в новые кружки и секции, почувствовав вдохновение и стремление расти. Александр Башарин признался: «Для меня главный урок нашего кино — показать, как творчество способно менять жизнь и формировать ценности. Фильм — это не просто зрелище, а действенный инструмент для личного роста».
Кино для детей и с детьми: как адаптируются к новым реалиям
Президент России Владимир Путин утвердил закон о защите традиционных ценностей в кино, подписав соответствующий документ 31 июля 2025 года. Норма вступит в силу с 1 марта и направлена на ограничение демонстрации фильмов, которые нарушают духовно-нравственные основы российского общества.
Согласно документу, показ фильмов, дискредитирующих традиционные ценности, будет запрещён. Фильмы, нарушающие указанные критерии, будут подлежать обязательной блокировке. Содержание кинолент должно соответствовать 17 традиционным ценностям, названным в указе. Среди них — жизнь, достоинство, права и свободы человека, гуманизм, патриотизм, крепкая семья и другие. О том, как этот процесс развивается внутри отрасли, рассказал режиссёр Егор Кончаловский.
Иногда в российском кино появляются низкосортные ленты. Подобные проекты играют важную роль в формировании рынка и культуры потребления. Продюсер и основатель образовательного онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс» Николай Данн поделился своим мнением о том, почему иногда важен просмотр даже откровенно слабых фильмов.
Одна из заметных тенденций в российском кино сегодня — рост числа авторских фильмов. До принятия закона о защите традиционных ценностей в индустрии преобладал тренд на свободу самовыражения, даже если это сказывалось на качестве. Об этом рассказал кинокритик и руководитель методического кабинета Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ Артём Гаспаров. По его мнению, даже неудачные художественные фильмы не представляют серьёзной угрозы для молодёжи.
От теории к практике: лучшие вузы для обучения кинопедагогике в России
Университеты постепенно открывают новые программы по подготовке кинопедагогов, но количество направлений остаётся ограниченным. Об этом рассказала старший научный сотрудник МГПУ Екатерина Якушина, подчеркнув необходимость расширения возможностей для тех, кто хочет профессионально развиваться в области кинообразования.
Хотя кинопедагогика в России пока только начинает развиваться как отдельная отрасль, уже предпринимаются важные шаги в этом направлении. Одним из первопроходцев стал Московский педагогический государственный университет, где было открыто новое направление, специально посвящённое кинопедагогике. Инициатором выступил ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков, который подчёркивает важность этой профессии: «Кино — это не просто изображение, это мощнейший инструмент передачи идей и чувств, несущий важные ценности и смыслы».
МПГУ стал первым российским вузом, предложившим кинопедагогику не только как курс дополнительного образования, но и как полноценную магистерскую программу. Специальность «Аксиология кинопедагогики», открытая на базе Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, готовит педагогов, которые смогут интегрировать кино в образовательный процесс, и не формально, а по-настоящему эффективно: для воспитания, обучения и развития творческих способностей школьников. В рамках программы студентов обучают истории и теории кино, методам анализа фильмов, созданию авторских образовательных сценариев и практическому применению кино в педагогике.
Процесс обучения проходит в три этапа: знакомство с историей кино и принципами его анализа, освоение приёмов работы с видеоматериалами и создание эффективных образовательных программ. Основная цель — выпустить педагогов, способных развивать культурные и нравственные ценности у молодого поколения через искусство.
После окончания программы студенты смогут продолжить академическую карьеру в аспирантуре, заниматься преподавательской деятельностью в школах, вузах, колледжах, учреждениях дополнительного образования, создавать авторские курсы и проекты, основанные на принципах кинопедагогики. Об этом рассказал руководитель программы, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков: «Программа даст вам механизмы формирования ценностей (нравственных, эстетических, социальных) через кино и методики реализации его образовательного потенциала. Вы освоите педагогический анализ фильмов, разработку киноуроков и современные технологии кинопедагогики».
В МПГУ помимо основной образовательной программы действует Центр кинопедагогики и медиакультуры. Его ключевая задача – объединение научной и практической деятельности университета в сфере кинопедагогики. Центр также формирует у студентов патриотические и гражданские убеждения, знакомя их с отечественным и зарубежным кинематографом. О зарождении программы и причинах её кардинального обновления в 2023 году рассказал директор Центра Иван Иванович Козлов.
Для успешной работы кинопедагогу необходимы знания истории и теории кино, понимание технических аспектов кинопроизводства и владение актуальными методиками преподавания. Руководитель методического кабинета Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ Артём Гаспаров поделился подробностями о деятельности центра, его особенностях и ключевых направлениях.
Занятия в киношколе МПГУ проходят в синем зале корпуса гуманитарных факультетов дважды в неделю — во вторник и четверг вечером. Если возникает необходимость, педагог может перевести занятие в онлайн-формат. Этот курс доступен бесплатно исключительно для студентов МПГУ, однако внешние слушатели тоже имеют возможность присоединиться. Часто здесь оказываются новички совершенно разных профессий, не имеющие опыта в киноиндустрии.
Для профессионалов и тех, кто уже знаком с кинопедагогикой и хочет улучшить свои знания в этой области, действует программа для опытных преподавателей «Кинопедагогика в системе общего и среднего профессионального образования: воспитательный потенциал кинопедагогики». О том, что это за программа и для кого она подойдёт, рассказал директор центра кинопедагогики Иван Козлов.
Директор Центра кинопедагогики рассказал о бывшем студенте-выпускнике, ныне исследователе затонувших судов Балтики, который обратился в киношколу с просьбой показать свой документальный фильм своим коллегам-студентам. Узнав, что преподавателем стал известный режиссёр и оператор Дмитрий Кабаков, студент захотел лично посетить занятие и послушать мнение мастера. Иван Козлов рассказал о реакции автора фильма: «Выпускник внимательно выслушивал каждую рекомендацию педагога, хотя фильм уже имел свою аудиторию. Для него это стало знаковой встречей, и отношение к замечаниям было уважительным и благодарным».
Многие учащиеся продолжают сотрудничество с центром и после окончания курса, поддерживая связь с наставниками и участвуя в мероприятиях.
Кинопедагогика — это мост между поколениями, который помогает выстраивать понимание между детьми и взрослыми, педагогами и учениками. Через анализ сюжетов, поступков героев и обсуждение актуальных тем дети учатся думать, чувствовать и высказывать собственное мнение. Все новые проекты, программы и инициативы в школе — не ради формальностей. Их цель — воспитать поколение, которое умеет отличать настоящее от фальшивого, умеет сочувствовать и не боится защищать добро, справедливость и человеческие ценности.
Автор: Дарья Абрарова.