Начнем со странностей в фильме. Понятное дело, что подобные фильмы уже есть, я имею в виду «Мы из будущего» 2008 года и продолжение 2010, но этот фильм куда как более качественный с точки зрения работы режиссера, операторов и главное — компьютерная обработка. Но основная его странность в том, что немца — друга русского парня из 2024 года показывают в положительном свете, ведь он спас своего друга через своего внука. Немец то остался в прошлом, а его русский товарищ вернулся назад — в 2024 год, хотя и раненым. Причем ранение было серьезным и вряд ли бы он смог выжить, поскольку с таким ранением в Geländewagen он за руль вряд ли бы сел. А если бы и сел, то вряд ли доехал бы до больницы, - слишком далеко через леса и поля… Здесь к режиссеру нет претензий. Претензия в том, что немец остался в прошлом, а значит точно принимал участие в Великой Отечественной войне, ведь он надел форму майора Вермахта. С другой стороны, он мог бы и «слиться», чтоб не принимать участие в войне, но… это не так то и просто. Свои бы нашли и расстреляли, как дезертира. Да и где ему было скрываться? В Швейцарии, разве что, но и там разведка немцев работала хорошо. Поэтому воспринимать немца в фильме, как персонажа положительного я бы не стал.
Очень интересно показан момент выбора. Когда они остались вдвоем возле разбитого немецкого кортежа, где всюду валялись трупы и труп в том числе немецкого офицера, немец сразу же решил одеть его форму, ведь это 1941 год, рядом с будущей Саур-Могилой, где погибли очень многие воины Союза… А назад войска Красной армии смогли вернуться только в 1943 году… Соответственно, единственный способ выжить в таких условиях, это быстренько переметнуться в стан немцев — наступающей армии. Но так думает немецкий товарищ, а его русский товарищ полностью отверг такой вариант спасения. Он почти не колебался. Умирать, так вместе со своими. И они были вынуждены разойтись. Каждый по свою линию фронта.
При этом, что самое любопытное, немец несколько раз спасал своего товарища, а один раз даже напрямую — в фильме четко видно, как он застрелил одного из «своих», поскольку тот целился в русского. Но и русский тоже спасал немца: например, когда у них произошел диалог насчет его акцента. Немец правильно сказал, что знает русский язык лучше даже, чем его русский товарищ, а тот даже спорить не стал, но заявил: «все верно, но тебя выдает акцент который ты сам не слышишь, поэтому тебе надо перевязать горло бинтом, и после этого говори односложно и шепотом, словно тебе тяжело говорить из-за ранения в горло». Если бы русский не позаботился об этом — советские солдаты точно бы его убили, как шпиона в их окопах.
Что всем этим хотел сказать нам режиссер? Что все сильно напутанно на любой войне, особенно тогда, когда ты оказываешься на ней через какое-то время и знаешь, чем все в результате закончилось, ведь если бы ситуация была более однозначной, как в фильмах «Мы из будущего», психологически не было бы настолько интересно смотреть этот фильм. Чего воевали, за что? Большая часть участников любой войны, если ты у них спросишь, даже толком и не сможет ответить — а за что они, собственно, воюют и ради чего и зачем вообще это нужно. О целях любой войны знают только в штабах, да и то не все офицеры. Это касается и всех современных войн и конфликтов. Простым то людям какой смысл конфликтовать между собой, разве только в местных мафиозных разборках? То есть режиссер с одной стороны против войны как бессмысленной траты времени жизни, а с другой стороны у режиссера была и прямо противоположная задача — показать то, насколько генетически и родственно связаны те, кто живут в настоящее время с теми своими предками, кто погиб во время ВОВ в период с 1941 по 1945 годы, - насколько все они к нам, ныне живущим и здравствующим, ближе и роднее. И реализация этой трудной задачи у режиссера получилась на все пять баллов. А задача не из простых. Особенно ярко выглядит тот момент в фильме, когда русский из будущего разговаривает в блиндаже со своим дедом, хотя дед его немного помладше и спрашивает его: «как там сейчас мой сын, я его даже и не успел увидеть, из под Минска перебросили сюда — на Донбасс». А сын этот — получается так — это ни кто иной, как отец парня из будущего. Он вот только недавно родился здесь - в 1941 году. Дед умрет через несколько дней вместе со многими остальными. Предстоят очень жестокие бои. Не зря же такой величественный мемориальный комплекс поставили рядом с Донецком в 1967 году. Хотя изначально в 1959 году там был готов всего лишь скромный обелиск…
С другой стороны, кстати, тут наблюдается оплошность режиссера. Считаем без эмоций, чистая математика. Отец родился в 1941 году, а значит родил сына никак не позднее, чем в 1971 году (тогда все рано женились и выходили замуж), а значит он родил сына никак не позднее, чем в 2000 году… А события в фильме — это современность, - 2024 год. А молодому человеку никак не более 25 лет. А значит он является не внуком, а правнуком… Это не дед его был в траншее в 1941 году, а прадед.
Интересен и тот факт, как оставшийся в живых русский будет объяснять людям о том, как он оказался в лесу с тяжелым осколочным ранением и к тому же куда пропал владелец дорогой машины Geländewagen… Он может, конечно, рассказать полиции о том, что попал на мину со второй мировой войны, но… а где тогда его друг? В общем в полиции запарят вопросами, на которые нельзя дать нормального ответа. Единственный человек, который может понять оставшегося в живых русского — это внук немца, который открыл письмо от деда в точно назначенное время и получил точные инструкции по дальнейшим шагам — ехать в Россию на определенное место. Этот сюжетный момент мы с вами уже неоднократно наблюдали в фильмах «Назад в будущее».
Фильм за атмосферность в передаче военных действий с помощью компьютерных современных технологий и работы камер в разных самых сложных технически условиях я оценил в 7,5 баллов — серебряная серия, но никак не золотая. Зритель действительно при его просмотре словно побывает на реальной войне, где одна лишь грязь, боль, кровь, и напряженность, но с другой стороны единый дух товарищества и родства, которого никак не добиться в мирных условиях, где каждый сам по себе. Хотя в фильме хорошо показано и то, как умирают то все в конечном итоге по одиночке.
П.С. Я, кстати, так и не понял режиссера, когда он показал то, как немец за рулем кидает пустую бутылку из-под пива прямо на асфальт трассы. Что он этим хотел сказать? Зачем было показывать такую сцену?
П.П.С. Наши зрители оценили фильм в среднем с 7,2 баллов, а вот зарубежные всего в 5,4 балла. Интересно, почему?
личный телеграм канал автора