Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Не так давно мне вдруг отчётливо вспомнилась поездка полувековой давности. Мама моя не работала, я хорошо училась. И мы могли позволить себе уезжать в отпуск раньше общеустановленных каникул. Но мои законопослушные родители не позволяли этого. Исключение было сделано один раз. 1976 год. В начале мая папе на работе от профсоюза выделяют две "горящие" путёвки – одну бесплатно, другую за полцены. Третью мы купили за полную стоимость. Мы едем в Псковскую область.
Путешествие наше началось с приключений. Уезжали мы 9 мая. Проезжая на автобусе мимо памятника 6-й героической батареи и увидев пионеров в парадной форме, стоящих в карауле, я вспомнила, что меня тоже выдвигали на этот почётный пост. Но я уже была в отпуске.
Аэропорта в Мурмашах (пригород Мурманска) тогда ещё не было. Гражданские самолёты летали с военного аэродрома Килпъявр, расположенного в 30 км к северо-западу от Мурманска. Наш путь совпал с дорогой в Долину Славы. Именно туда в День Победы направляется огромная колонна автобусов, останавливаясь у каждого памятника. Мы поневоле оказались в этой колонне. И к времени отправления нашего самолёта безнадёжно опаздывали. Но таких автобусов, как наш, следовавших на аэродром, было несколько. Поэтому на рейс нас всех посадили благополучно.
В Ленинграде нам предстояла пересадка на маленький самолетик типа Ан-24.
Самолёт был старенький с пропитавшимися пылью креслами.
Летел он очень низко, что позволило нам насладиться созерцанием окрестностей Питера с высоты птичьего полёта. И бесконечные поля ровной геометрической формы...
Подобная картина предстала перед нами и на подлёте к Пскову.
Именно там начинался наш маршрут. Три дня нам предстояло прожить в центре города в гостинице "Турист" на берегу реки Великой напротив Кремля.
Здесь и далее все снимки будут из Интернета. В то время мы фотографировали на немецкую диапозитивную плёнку. И когда я решила оцифровать те, которые мы снимали в Псковской области, оказалось, что там, где они лежали много лет, их нет. Возможно, мама, когда была жива, переложила их на другое место. Но меня об этом не предупредила. Когда-нибудь случайно, может, и найду. А пока ищу в Интернете что-нибудь подобное.
В городе мы побывали в Кремле, Поганкиных палатах (там был музей).
Честно говоря, не помню, где ещё. Видимо, в душу мне этот город не запал.
Наша группа была совсем небольшая. Я с родителями, две молодые женщины (одна из Мурманска, другая из Москвы) и два мужчины, не помню откуда. То ли из Москвы, то ли из Мурманска, то ли пополам. Во время экскурсий нас объединяли с другими группами. А вот во время переезда из Пскова в Пушкинские горы нам предоставили большой автобус. И мы всемером скакали с места на место, чтобы спрятаться от палящего за окном солнца. В Пушкинских горах мы находились шесть дней. И эта точка нашего маршрута мне запомнилась больше.
Нас поселили на турбазе в благоустроенных двухэтажных домиках. Номера с душем были двухкомнатные. В одной комнате жили мужчины из нашей группы. В другой мы. Комнаты были с лоджиями.
Недалеко располагалось большое здание столовой. Кормили там очень хорошо. Помимо обычной еды давали печень и сердце, которых в магазинах тогда было не купить.
Однажды, по дороге на завтрак, мы увидели людей, несущих из расположенного рядом киоска одинаковые книги. Мы ринулись туда и купили двухтомник "Путешествие в страну Поэзия".
Эти книги и сейчас у меня есть. Я их даже вижу. Но доставать не хочу – сверху лежат ещё книги, которым не хватило места в шкафу.
Нам предстояло несколько экскурсий по пушкинским местам. Перед "дальним" походом в несколько километров нам рекомендовали в пункте проката взять кеды. Как законопослушные граждане, мы их взяли. До сих пор помню, как нелепо я в них выглядела. И вот, нас встречает экскурсовод – эффектная женщина в накинутой на плечи кофте и туфлях на высоких, но устойчивых, каблуках. Мне так стало обидно, что я в дурацких полукедах. Мама оказалась умнее, она кеды не взяла. Сказала, что у неё и так удобная обувь.
Побывали мы и в Михайловском,
и в Петровском,
и в Тригорском.
Помню Савкину Горку на берегу реки Сороть,
скамью Онегина.
Но больше всего меня поразили домики для птиц. Даже в интернете я таких не нашла. Лишь жалкое подобие. Там же были настоящие произведения искусства.
В Пушкинских Горах мы посетили Святогорский монастырь
на горке
и могилу А. С. Пушкина.
Сейчас ведутся споры насчёт точного места захоронения поэта. Но тогда мы верили, что это именно его могила. Я даже тюльпанчики на неё возложила. День был пасмурный и дождливый, но на снимке могила словно солнцем была освещена. Мама долго удивлялась такому чуду.
Помню посмертную гипсовую маску поэта, находящуюся в монастыре.
Из Пушкинских гор мы поехали на турбазу Алоль (15 км от Пустошки) в сосновом лесу на берегу озера.
Жили мы в маленьких домиках. Удобства, скорее всего, были на улице, этого я не помню.
Зато хорошо помню, что на территории турбазы стояла клетка с трёхлетним медведем Филей.
Ухаживал за ним местный повар, который рассказал, что маленького мишку, оставшегося без матери, принесли туристы. Так он здесь и прижился, за решёткой, в тесной клетке. Ещё он сказал, что Филя очень любит апельсины. И тут, на наше счастье, на обед нам выдали по апельсину. Мы сразу же понесли их медведю. Отдыхающие крутили пальцем у виска. Но мы ответили, что без апельсинов как-нибудь проживём, а животное порадуем.
Мне разрешили подойти к клетке и самой угостить медведя. Никогда не забуду это нежное прикосновение кожаной мордочки (губ и носика). Кто бы мог подумать, что передо мной огромный зверь. Апельсин он ел очень аккуратно. Разорвав когтями кожицу, положил апельсин на лапку и съел мякоть. При этом все зёрнышки были выплюнуты.
Каждый вечер мы ходили в деревню за молоком. Название не помню, но чётко помню, что шли мы по обочине дороги 4 км. Из посуды у нас оказалась только бутылка из-под шампанского. В неё нам и наливали молоко. Платили мы за литр, а недостающие 250 мл мне ещё тёплыми наливали в кружку. Там я её и выпивала.
Многие не любят парное молоко. А мне очень нравится. Я даже пастеризованное молоко сразу из холодильника не пью, выдерживаю его при комнатной температуре. Так вкус лучше раскрывается. Только вот молока-то теперь хорошего не стало.
Стоял май и было ещё не очень жарко. Вода в озере была всего 16°. Но мы с папой рискнули искупаться.
Гуляя по окрестностям, мы обнаружили следы бобров. Но самих животных мы не видели.
Эти 6 дней мы просто отдыхали в живописном месте. Помню, как пытались организовать экскурсию в латвийский город Резекне. Но желающих было мало, поэтому туда мы так и не съездили.
Конечной точкой нашего маршрута были Великие Луки. Там нам предстояло прожить три дня. Поселили нас в деревянных бараках чуть ли не за городом. До центра мы добирались на автобусе. Помню невысокие дома среди зелени.
И фонтан. В тот момент он не работал. Рабочий ходил по его дну и собирал брошенные туристами монетки. Он нам объяснил, что фонтан цветомузыкальный. Но увидеть это можно только вечером.
Возможно, на фото другой фонтан. Их в Великих Луках несколько. Вот интересно, рабочего помню, а фонтан нет.
В целом уютный зелёный город оставил о себе приятное впечатление. Как и вся 12-дневная поездка.
Спасибо за прочтение! Берегите себя и своих близких!