В 1987 году на экраны вышел фильм, которому было суждено стать культурным феноменом. «Грязные танцы», изначально считавшиеся малобюджетной картиной с сомнительными перспективами, покорили сердца миллионов зрителей по всему миру, а исполнители главных ролей, Патрик Суэйзи и Дженнифер Грей, в одночасье стали звездами первой величины. Однако путь этой ленты к успеху был полон трудностей, конфликтов и удивительных совпадений.
Личная история, ставшая сценарием
В основе сюжета «Грязных танцев» лежит автобиографическая история сценаристки и продюсера фильма Элинор Бергстин. Дочь нью-йоркского врача, она в юности проводила лето в пансионате в горах Катскилл, где, как и главная героиня, участвовала в конкурсах «грязных танцев». Эти танцы, наполненные страстью и чувственностью, разительно отличались от классических бальных танцев того времени. Прозвище главной героини, Фрэнсис «Бэби» Хаусмен, также было взято из жизни — именно так называли саму Элинор.
Идея фильма родилась из разочарования. Бергстин написала эротическую танцевальную сцену для фильма «Теперь мой ход» (1980), но ее вырезали при монтаже. Тогда она решила создать историю, в которой танец будет настолько тесно переплетен с сюжетом, что его невозможно будет удалить. Так, в 1985 году, всего за три месяца родился сценарий «Грязных танцев».
42 отказа и низкий бюджет
Несмотря на энтузиазм Бергстин и ее партнера-продюсера Линды Готтлиб, голливудские студии одна за другой отказывались от проекта. В то время в моде были боевики, и романтическая история о танцах казалась бесперспективной. После 42 отказов продюсеры были готовы сдаться, но им неожиданно позвонили из небольшой студии Vestron Video, специализировавшейся на выпуске фильмов сразу на видеокассетах.
Студия согласилась профинансировать съемки, выделив скромный бюджет в 6 миллионов долларов. Этот шаг был рискованным, но единственным шансом для фильма увидеть свет.
Сложный кастинг и напряжение на площадке
Подбор актеров на главные роли оказался непростой задачей. Сценаристы изначально сомневались в кандидатурах Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей, поскольку оба были почти на десять лет старше своих 17-летней и 25-летнего персонажей. На роль Джонни Кастла пробовались Билли Зейн и Вэл Килмер, но им не хватало танцевальных навыков. Патрик Суэйзи, профессиональный танцор, оказался идеальным кандидатом.
Сама Дженнифер Грей не хотела сниматься с Суэйзи. У них уже был негативный опыт совместной работы на съемках фильма «Красный рассвет» (1984). Чтобы убедить актрису, Патрику пришлось серьезно поговорить с ней, после чего оба, растроганные до слез, согласились работать вместе. Тем не менее напряжение между актерами сохранялось на протяжении всех съемок. Хореограф Кенни Ортега и режиссер Эмиль Ардолино умело использовали эту «химию» ненависти и притяжения, чтобы сделать танцевальные сцены еще более страстными.
Знаменитая сцена, где Джонни проводит рукой по телу Бэби, а та не может сдержать смех от щекотки, — чистая импровизация. Раздражение Суэйзи в этот момент было неподдельным, но эпизод получился настолько живым и искренним, что его решили оставить в фильме.
Съемки вопреки всему
Из-за ограниченного бюджета съемочной группе приходилось экономить буквально на всем, даже на еде для массовки. Съемки, запланированные на лето, из-за задержек перенесли на осень. Декораторам пришлось вручную красить пожелтевшие листья на деревьях в зеленый цвет.
Легендарная сцена поддержки в озере снималась в октябре, когда температура воды опустилась до 4°C. Актерам было так холодно, что у них посинели губы, поэтому в этой сцене нет крупных планов.
Неожиданный триумф
Руководство студии Vestron, увидев первый черновой монтаж, пришло в ужас. Один из продюсеров даже предложил «сжечь негативы и получить страховку», будучи уверенным в полном провале картины. Все изменил закрытый показ: зрители аплодировали стоя.
«Грязные танцы» вышли в прокат в августе 1987 года и стали абсолютным хитом. Фильм собрал в мировом прокате 215 миллионов долларов, многократно окупив свой скромный бюджет. Саундтрек к картине стал платиновым, а песня «(I've Had) The Time of My Life» получила премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Судьбы актеров после славы
Для Патрика Суэйзи роль Джонни Кастла стала трамплином к мировой славе. К сожалению, жизнь актера трагически оборвалась в 2009 году — он скончался от рака в возрасте 57 лет.
Карьера Дженнифер Грей сложилась иначе. В начале 90-х актриса сделала ринопластику, которая кардинально изменила ее внешность. Уникальная узнаваемость, сделавшая ее звездой, исчезла. «Я вошла в операционную знаменитостью, а вышла никем», — с горечью признавалась она. Хотя Грей продолжает сниматься, повторить оглушительный успех «Грязных танцев» ей так и не удалось.
Несмотря на все трудности, фильм, созданный на голом энтузиазме и вопреки всем прогнозам, стал классикой романтического кино и доказал, что искренняя история и настоящая страсть всегда найдут отклик в сердцах зрителей.