После ухода Михаила Альбина убрала со стола, вымыла посуду и заглянула в комнату к сыну.
- Чем занимаешься, сынок? – спросила она, обнаружив мальчика сидящим за письменным столом.
- Нам в школе дали задание. Нужно нарисовать рисунок на тему: моя семья. И я вот не знаю, как быть…
Начало здесь. Предыдущая часть
- А что не так, Дениска?
- Мне хочется нарисовать тебя, себя, бабушку и папу… Но я не знаю, можно ли папу рисовать? Его же больше нет с нами…
- Сыночек, - Альбина подошла к сыну и обняла его. – Папа больше не живёт с нами, он сейчас далеко, но он всё равно остаётся с нами, потому что мы его любим и никогда не забудем. Нарисуй и папу тоже.
- Да, можно? – обрадовался Денис, а Альбина почувствовала, как на глаза наворачиваются слёзы.
Ей вдруг снова стало нестерпимо грустно от того, что Андрея больше нет рядом… Нет, она, наверное, никогда его не забудет и не перестанет любить. И не прав был Михаил, утверждая, что невозможно любить того, кого уже нет в живых… Даже смерть не преграда для настоящих чувств…
- Мамочка, ты плачешь?– спросил Денис, заметив слёзы на лице мамы. – Тебя кто-то обидел? Или тебе просто грустно?
- Грустно, сынок. Меня никто не обижал…
- А дядя Миша уже ушёл?
- Да, ушёл. Кстати, хочешь манго? Ты же его обожаешь.
- Хочу, но попозже, сначала я дорисую…
- Тогда не буду мешать тебе, мой юный художник… И помни, я очень люблю тебя, ты самое дорогое, что есть у меня.
- И я тебя люблю, мамочка! Очень сильно… Сильнее всех на свете. И когда я вырасту, я буду тебя защищать. Никому не дам в обиду.
- В этом я и не сомневаюсь, - улыбнулась Альбина и вышла из комнаты сына.
Аля почему-то думала, что Михаил больше ей не позвонит. Он как-то странно отреагировал, когда узнал, что она заботится о матери покойного мужа. Его это не только удивило, но и как будто озадачило… Впрочем, Альбина и не ждала звонка, и даже не хотела, чтобы Михаил звонил и снова напрашивался на встречу.
Ей было не до него сейчас… И это его признание и слова о том, что между ними что-то может быть… Не может… Поэтому будет лучше, если Михаил забудет о ней и найдёт себе другой объект для симпатии…
Но спустя четыре дня Михаил всё же позвонил и предложил Альбине встретиться.
- Я бы хотел тебя куда-нибудь пригласить, - сказал он. – Точнее, вас с Денисом. В парке погулять, например. Можно в цирк сходить. Сейчас как раз на гастроли приезжает московский цирк, я видел рекламу. Давай я возьму билеты и сходим втроём, Дениска же, наверняка, любит цирк.
- Любит, - ответила Альбина, понимая, что Денис точно не откажется от такого предложения.
- Ну вот,- обрадовался Михаил. – Тогда я возьму билеты на воскресенье. Сможете?
- Я пока не знаю… - Альбина не была уверена, что ей стоит соглашаться. Сводить Дениса в цирк она могла бы и сама, без участия бывшего одноклассника.
- Аль, а что тут знать? Сама же сказала, что Дениска любит цирк. Послушай, если ты колеблешься из-за моего признания в симпатии, то забудь. Нет, не потому что ты мне на самом деле не нравишься. Нравишься, и даже очень. Но я не собираюсь приставать к тебе и требовать взаимности. Я всё прекрасно понял, ты пока не готова к новым отношениям, тебе нужно время. Я просто хочу быть рядом. В качестве друга.
Михаил был убедительным, и Альбина решила принять его предложение.
- Ну хорошо, Миш, бери билеты. Но я верну тебе деньги за свой билет, и за билет сына.
- Аль, не начинай… Билеты недешёвые, это же московский цирк. У меня есть деньги, а ты одна воспитываешь ребёнка, ещё и к свекрови в больницу сумки с едой таскаешь… Возвращать мне ничего не нужно… Лучше угости меня ещё раз своим чудесным пирогом, я никак не могу забыть его изумительный вкус…
- Ладно, Миш, ты, пожалуй, прав. Мне в этом месяце Денису нужно купить куртку и ботинки, он так быстро растёт, а маме нужны лекарства. Для меня сейчас, действительно, билеты в цирк будут не по карману.
- Вот видишь! А я буду счастлив порадовать Дениску, мне очень понравился твой сын.
От похода в цирк Денис был в восторге, а потом Михаил пригласил его и Альбину в кафе, после чего довёз их до дома и поблагодарил за прекрасно проведённый день.
- Это тебе спасибо, Миша,- улыбнулась Аля. – Мы тоже давно так хорошо не проводили время.
- Теперь я постараюсь, чтобы у вас было как можно больше таких радостных дней, - пообещал Михаил и обратился к мальчику. – Дениска, вот куда бы ты ещё хотел сходить?
- Я не знаю… - задумался мальчик.
- Ну тогда я узнаю, что в нашем городе ещё есть интересного. Я тут не жил пятнадцать лет, за это время, наверное, многое изменилось… Кстати, Аля, ты в курсе, что скоро у нас намечается встреча одноклассников?
- Нет, не в курсе… Я как-то не общаюсь ни с кем особо. Раньше в соцсетях с Ленкой Гавриловой иногда переписывалась, но после гибели Андрея я забросила соцсети… Там столько наших совместных фотографий, мне больно было видеть и осознавать, что мужа больше нет… Ладно, не будем о грустном. Значит, вы решили собраться?
- Да, всё-таки пятнадцать лет прошло со дня выпуска, мне кажется, что это хороший повод увидеться, пообщаться и посмотреть, кто чего добился и кто как теперь выглядит. Я надеюсь, что ты тоже пойдёшь на эту встречу. Точнее, мы с тобой вместе пойдём.
- Миш, я пока ничего не могу сказать, не уверена, что хочу туда пойти…
- Аля, это будет через месяц – полтора, не раньше. Мы ещё не определились с датой, хочется, чтобы все желающие смогли присутствовать, у большинства ведь семьи, работа, свои дела… Так что время подумать у тебя есть. И я очень надеюсь, что ты примешь правильно решение. Неужели не хочется увидеть всех наших, кто не уехал из города? Кстати, мы ещё некоторых учителей хотим пригласить. Так что подумай…
- Я подумаю, Миша. Спасибо тебе ещё раз, давно Дениска так не смеялся, как сегодня в цирке, когда клоуны выступали… Даже я улыбалась…
- А на твой фирменный сладкий пирог я могу рассчитывать? Не сегодня, конечно, но как-нибудь на неделе…
- Конечно, Миша, должна же я отблагодарить тебя за такой чудесный день. Обязательно испеку и приглашу тебя…
- Договорились, буду ждать! – улыбнулся Михаил.
Во вторник Альбина приехала в больницу к Антониде Васильевне и встретилась в коридоре с Леонидом Сергеевичем.
- Добрый вечер,- поздоровалась она с доктором.
- Здравствуйте, Альбина Викторовна! – Леонид Сергеевич был искренне рад видеть Альбину. - У меня хорошие новости для вас. Завтра буду выписывать Антониду Васильевну. Её анализы в норме, соответствующей возрасту, чувствует она себя отлично, но видно, что скучает по дому. Всё-таки больница, как бы хорошо тут к человеку не относились, это то место, откуда хочется поскорее уйти и больше сюда не попадать.
- Да, это верно, - согласилась с доктором Альбина.
- А вам, Альбина Викторовна, я снова хочу выразить искреннее восхищение. Вы так заботились и беспокоились о свекрови, почти каждый день привозили домашнюю еду. Другие пациенты и некоторый медперсонал, кто недавно тут работает, уверены, что вы приходитесь Антониде Васильевне дочкой.
- Пусть так и думают, - ответила Аля…
***
- Как же хорошо оказаться дома, Алечка! – сказала Антонида Васильевна, когда Альбина на такси привезла свекровь домой.
- А мы-то с Дениской как рады, мама. Без тебя было тоскливо и одиноко… Давай переодевайся и будем обедать, я твой любимый суп сварила…
Во время обеда Денис рассказал бабушке про поход в цирк, упомянув в рассказе и Михаила…
- А кто такой этот дядя Миша? – Антонида Васильевна вопросительно посмотрела на невестку.
- Это мой одноклассник, мама. Я его после окончания школы не видела ни разу, потому что он в Москву уехал. А теперь вернулся, и мы совершенно случайно встретились на улице, когда я возвращалась из магазина с тяжёлыми пакетами. Он мне помог донести их до дома и напросился на чай. А потом пригласил в цирк.
- Понятно, - ответила Антонида Васильевна, и Альбине показалось, что свекровь то ли задумалась, то ли погрустнела, но не стала при внуке расспрашивать дальше.
Когда же Денис съел суп и убежал в свою комнату, Антонида Васильевна вернулась к разговору о Михаиле.
- Аля, ты же знаешь, как я хочу счастья для тебя, - сказала она. – Уже больше года прошло с гибели Андрея… Ты молодая и красивая женщина и заслуживаешь снова быть любимой и счастливой…
- Мама…
- Подожди, не перебивай… Так вот, если у тебя начались отношения с мужчиной, ты мне скажи, как есть. Я сразу же вернусь в свою квартиру, и не стану вам мешать…
- Мама, ни о каких близких отношениях пока и речи нет. Пока Миша для меня просто друг, не больше…
- Но он-то, наверняка, считает иначе и надеется на то, что вы будете вместе…
- Почему ты так думаешь?
- Алечка, я живу на свете восьмой десяток лет… Ну не станет мужчина уделять женщине внимание исключительно из дружеских чувств… Если он уже напрашивается в гости, и куда-нибудь приглашает вас с Денисом, это означает только одно: ты ему нравишься…
- От тебя, правда, ничего не скроешь, - вздохнула Альбина. – Да, Миша признался мне в своей симпатии, но я ему сразу же сказала, что пока не готова к отношениям с мужчиной. Я всё ещё люблю Андрея, я вообще не уверена, что смогу быть с кем-то…
- Ты вовсе не обязана хранить верность мужу, которого больше нет… Думаю, что и Андрей бы не хотел, чтобы ты оставалась одна. Он очень любил тебя, а когда по-настоящему любишь, желаешь любимому человеку только счастья… Поэтому, Аля, я очень тебя прошу не отказываться от новой любви, если она постучится в твою дверь. Я хоть сегодня могу вернуться домой, если так для тебя будет лучше.
- Мама, пока никуда уходить не нужно. И знаешь, я хочу, чтобы ты познакомилась с Мишей. Ты не против?
- Конечно, нет! Наоборот, я бы хотела познакомиться с ним.
- Тогда в субботу я приглашу Мишу к нам на обед. Но ещё раз повторю: у меня к нему нет никаких чувств, кроме дружеских…
- Я поняла, Аля… Всему своё время. И то, чему суждено случиться, обязательно случится, как бы мы этому не сопротивлялись… Ты не против, если я пойду прилягу?
- Конечно, мама, отдыхай, я сама тут всё уберу…
- Спасибо, дочка. Супчик был очень вкусный, впрочем, как и всё, что ты готовишь… Спасибо, родная…