Сегодня поговорим о популярном среди автолюбителей вопросе:
Можно ли увеличить вязкость моторного масла, рекомендованного заводом-изготовителем?
Распространено мнение, что менять масло категорически нельзя. Давайте разберемся объективно, почему замена возможна и когда её проводить безопасно.
Почему рекомендую переходить с 5W30 на 5W40?
Подбор масла не по вязкости, а по допускам
Самое важное — ориентироваться не на вязкость масла (например, 5W30 или 5W40), а на допуски, указанные производителем вашего авто. Масла одинаковой вязкости отличаются по характеристикам для разных марок машин. Например:
- Вязкость масла Volkswagen/Mercedes/BMW маркировки 5W40 — около 14 единиц.
- Для Toyota/Honda/Nissan аналогичного масла 5W40 — всего 10–11 единиц.
Разница обусловлена конструкционными особенностями двигателей.
Заблуждения о влиянии вязкости на работу мотора
Некоторые утверждают, что переход на более вязкое масло перегружает систему смазки, особенно насос и каналы подачи масла в поршнях.
Это неверно:
- Во всех системах предусмотрена защита от повышенного давления через редукционный клапан сброса .
- Размер каналов в поршне не влияет критически на эффективность смазывания. Главное — учитывать тепловые расширения деталей и правильные допуски.
Масло любых характеристик одинаково эффективно "снимает" и растворяет продукты износа независимо от своей вязкости.
Практический опыт
Переход на более вязкое масло позволяет снизить расход масла («масложор»). Приведу личный пример: моя Toyota RAV4 потребляла около литра-полтора масла на каждую тысячу км пробега на масле 0w30.
После смены масла на 5W50, после полторы тысячи км, машина не съела ни капли масла.
В итоге остановился на вязкости 5w40, и с учетом износа получил небольшой расход масла который, приемлемый от ТО до ТО.
Важно: Любые изменения вязкости возможны лишь при соблюдении допусков, указанных производителем.
Когда смена вязкости оправдана?
Повышение вязкости актуально для автомобилей с большим пробегом, где наблюдается повышенный износ деталей. Увеличение вязкости снижает риск масложора и продлевает ресурс двигателя.
Например, спортивные масла типа Mobil 1 имеют высокую вязкость рабочей температуре порядка 20 единиц, специально разработанные для изношенных моторов или эстремальных нагрузок.
Итог
Меняйте масло, ориентируясь не на вязкость, а на допуски производителя. Тогда вы сможете подобрать оптимальное масло для вашего авто, независимо от первоначальной вязкости.
Спасибо за внимание! Надеюсь, статья была полезна.