Сходил на очень интересный спектакль "Жертвоприношение", созданный на основе фильма знаменитого кинорежиссёра Андрея Тарковского в театре на Васильевском.
Тарковский снял одноименный фильм в эмиграции в 1986 году. К сожалению кино стало последним в его карьере. Многие "Жертвоприношение " считают своеобразным завещанием будущим поколениям.
Но не великое имя Тарковского заманило меня в театр на Васильевском, а имя театрального режиссёра Галины Зальцман. В этом году я ходил на ее спектакль "Первая любовь" по мотивам одноименной пьесы Тургенева. В тот день произошел разрыв моих шаблонов. Пьесы Тургенева, буду откровенен, для меня при прочтении казались скучны, а на сцене я увидел столько переживаний, столько моральных терзаний, что спустя более полугода я нахожусь до сих пор под сильным впечатлением.
Поэтому я не мог не пойти на "Жертвоприношение" в Театр на Васильевском.
Галина Зальцман - довольно продуктивный режиссёр. Если верить сайту "афиша.ру", то по всей России идёт сейчас 30 ее постановок в разных театрах. Ее спектакли стали лауреатами таких российских и международных фестивалей как "Solo", "Территория", "Новосибирский транзит", "Красноярская весна", "Фестиваль театров малых городов России", "Арлекин", "Золотой софит". Спектакль "Я нанял убийцу" в Шарыповском драматическом театре стал лауреатом специальной премии жюри "Золотой Маски-2020" за точность художественных средств и ясность театрального высказывания.
Удивительно, что про нее ещё никто не сделал страничку на Википедии.
Вернёмся к спектаклю "Жертвоприношение".
Кратко о сюжете:
Главный герой - Александр, уже немолодой шведский журналист, критик, бывший актер и профессор эстетики. Он живет уединенно со своей молодой женой Аделаидой и детьми. В день рождения Александра они собираются в доме вместе с другом Виктором и почтальоном Отто. Атмосфера тревожная и меланхоличная. Во время праздника по телевидению передают экстренное сообщение об угрозе начала ядерной войны. Миру пришел конец. На какую жертву готов пойти наш главный герой Александр? Вроде, без сильных спойлеров описал сюжет.
Спектакль получился классным. Тут соблюдены все условия хорошего спектакля:
Первое: замечательная игра актеров. Все актеры очень хорошо подобраны. Актриса Екатерина Зорина, игравшая жену главного героя Аделаиду, так хорошо справилась со своей ролью, что даже вызвала раздражение к своей героине в нужный момент спектакля.
Да и вообще актеры не льют на сцене слезы, не кричат в муках (как например в "Короле Лир", от НДТ), но мы все равно чувствуем их боль, терзание и сопереживаем им.
Второе: продуманный и не рваный сюжет, без проседания и перегруза действиями. Сам сюжет развивается плавно, без каких-либо сильных скачков ( не считая объявления ядерной угрозы). Но при этом каким-то магическим образом он нас держит в каком-то напряжении. Хочу заметить ещё, что спектакль сюжетом сильно не отличается от фильма, но для меня спектакль показался более захватывающим. Он больше держит в напряжении и действия героев в спектакле более понятны и вызывают больший отклик в сердце зрителя.
Осторожно, спойлер!
При этом после просмотра спектакля возник у нас спор. Александр сжёг макет дома, подаренный сыном, или все же весь дом как и обещал в своей клятве? Лично я посчитал задымление макета как символ пожара в жилом доме, а не буквально сожжение только макета.
А профиль человека в горящем доме я понял как гибель мальчика в пожаре обещанного жертвоприношения. Хотя уверен, что тут каждый может по-своему это истолковать.
Третье: Музыка! Одним слово - Бах! Его музыка "Страсти по Матфею" как и в одноименном фильме символизируют присутствие чего-то высшего над нами. Нет, не над нами. Рядом. Музыка будто говорит, я тут! я рядом! увидь меня! В фильме тоже была музыка Баха и судя по одному интервью Галина Зальцман таким образом хотела показать, что Тарковский - Бах своего времени.
Четвертое: декорации. Семен Пастух, художник - постановщик, справился со своей работой на "ура!". Что не удивительно, у него огромный опыт. Он оформил более 200 спектаклей на площадках всего мира! Трижды удостоен Национальной театральной премии "Золотая маска" за спектакли "Семен Котко" в Мариинском театре, "Болт" Д. Шостаковича в Большом театре, "Маскарад. Воспоминания будущего" по драме М. Лермонтова и спектаклю В. Мейерхольда 1917 г. в Александринском театре.
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" за оформление спектакля "Семен Котко" в Мариинском театре.
Я видел "Семена Котко" и "Маскарад", и могу сказать точно - награды Пастух получил заслужено.
Меня позабавил момент с велосипедом. Пока ждал спектакль в фойе, я заметил велосипед, портящий вид на чудную железную лестницу.
Ну естественно подумал, что это кто-то из персонала придумал так припарковать своего железного коня. Я был не прав, это оказался "Чеховский" велосипед. Сыгравший свою важную роль в постановке.
Очень обидно, что зал был не заполнен людьми. Видимо ажиотаж, который был год назад на премьере, спал. О спектакле тогда писали во многих новостных изданиях. Спектакль при этом очень в тему из-за происходящих мировых событий. Во многом может помочь осознать хрупкость нашего мира. И прочувствовать пословицу: Что имеем не храним, потерявши плачем. И подумать, что лично мы готовы отдать - принести в жертву, ради мира наших близких.
Также хотел бы добавить, если вам не нравится фильм "Жертвоприношение", то спектакль всё равно может вам понравиться. Мне после спектакля было сложно смотреть фильм, он уже кажется слишком затянутым и наверное "пустым". Тарковскому, как мне кажется, не хватало русских артистов.
Если вам понравилась статья, пишите комментарии и подписывайтесь на канал) мы будем рады)
Наш канал вырос до 100 подписчиков, большое спасибо всем подписавшимся!) Для меня это важное событие)