Найти в Дзене
Алексей Кондратенко

Литературные порталы: замкнутый круг бесполезности

В цифровую эпоху писатель, закончив очередную книгу, часто ищет способы заявить о себе. Первым делом он наталкивается на множество мелких «профессиональных литературных порталов», которые позиционируют себя как мост между писателями и читателями или обещает коннект с профессиональным сообществом посредством публикаций и сотрудничества на коммерческих условиях. Такие порталы обычно узнаются стародавним нафталиновым дизайном. Увы, в большинстве случаев этот их мост ведет в никуда и является эдаким примером скама в мире литературы, основанного на доверчивости авторов. Главная проблема таких проектов — их сегодняшняя несостоятельность в выполнении главной функции: донесения информации о книге до реальной, живой аудитории. Охваты их публикаций близки к нулю. Статьи, рецензии и интервью видны лишь узкому кругу таких же авторов, оплативших свои «промо-пакеты», и нескольким литераторам из сферы, которые прекрасно понимают суть происходящего и не воспринимают такие материалы всерьез. Это карго
Оглавление
Литературные порталы: замкнутый круг бесполезности
Литературные порталы: замкнутый круг бесполезности

В цифровую эпоху писатель, закончив очередную книгу, часто ищет способы заявить о себе. Первым делом он наталкивается на множество мелких «профессиональных литературных порталов», которые позиционируют себя как мост между писателями и читателями или обещает коннект с профессиональным сообществом посредством публикаций и сотрудничества на коммерческих условиях. Такие порталы обычно узнаются стародавним нафталиновым дизайном. Увы, в большинстве случаев этот их мост ведет в никуда и является эдаким примером скама в мире литературы, основанного на доверчивости авторов.

Проблема

Главная проблема таких проектов — их сегодняшняя несостоятельность в выполнении главной функции: донесения информации о книге до реальной, живой аудитории. Охваты их публикаций близки к нулю. Статьи, рецензии и интервью видны лишь узкому кругу таких же авторов, оплативших свои «промо-пакеты», и нескольким литераторам из сферы, которые прекрасно понимают суть происходящего и не воспринимают такие материалы всерьез.

Это карго-культ: все делают вид, что участвуют в литературном процессе, но на самом деле просто имитируют процесс его для самих себя.

Почему так происходит? Во-первых из-за безразличия к литературе, люди бдящие за литературой, бдят уже так давно, что им уже всё равно, что с литературой происходит, лишь бы деньги капали. В других случаях там вообще сидят полусамозванцы, популярность и авторитет которых, на поверку, оказывается меньше вашей собственной. Во-вторых, бизнес-модель этих порталов в наше время устарела. Они зарабатывают на авторах, но не вкладываются в формирование аудитории из читателей, не развивают свои сайты, даже не адаптируют дизайн 20-летней давности под современный интернет, поэтому люди их не читают. Единственный источник их дохода — сами авторы, которые платят за «рецензию», «размещение в топе» или «экспертное интервью».

Это не мошенничество, а вопрос выживания таких порталов, ведь ситуация усугубляется крайней недолговечностью самих порталов. Многие из них живут меньше, чем длится какой-нибудь книжный цикл. То они продаются, то уже не действительны ссылки, то сайт вроде как есть, но последняя публикация год или два назад. Они доживают последние дни и благополучно закрываются на глазах, либо ныряют в забвение нижнего интернета. Это их реальная репутация.

О ком речь не идет

Рядовой читатель, вероятно, даже понятия не имеет, о каких порталах идет речь, это не про книжные социальный сети из топ выдачи гугла. Там-то деньги крутятся большие, аудитории много, всё принадлежит крупным издательствам и дела обстоят хорошо (ну как хорошо, всё поглощено шаблонными женскими романами, но жизнь кипит).

А расценки у таких дочек книжных маркетплейсов рассчитаны на крупный бизнес, на сферу B2B в первую очередь, поэтому независимые авторы редко взаимодействуют с ними. Согласитесь, физлицу потратить от 70 до 350 тыс. рублей на банныры в эпоху баннерной слепоты - тоже своего рода скам. Но статья не про такие литературные порталы, а про те, что вроде как должны им противостоять интеллектуально и культурно, однако сводится всё к незаметному для миллионов читателей копошению неизвестных экспертов, разбирающих неизвестных авторов на неизвестных порталах в тени гигантов, обслуживающих многомиллионные контракты издательств.

Решение

Проблему и причины, почему современные авторы не рискуют связываться с такими нафталиновыми литпорталами, я обозначил. Как решать проблему, тоже есть идеи.

Нужен открытый прозрачный книжный госпортал, который мог бы с помощью современных специалистов и партнеров из того же Яндекса, обеспечить приток аудитории, а авторам площадку для новостей, где не нужно за каждую статью платить от 30 000 до 300 000 руб с непрогнозируемым выхлопом. И монополистов книжного рынка держать от этого госпортала подальше.

В идеале нужно бы и литпорталы поддержать Министерству Культуры. Нужно составить реестр старых литпорталов, ввести для них определенную отчетность об эффективности и целесообразности существования, и если они несут культурную пользу обществу, то обеспечить финансирование хотя бы минимальное, хотя бы на оплату домена.