Андрей Васильевич, владелец небольшой строительной фирмы, открыл глаза с тяжелым чувством на душе. Предстоящий день казался ему невыносимым бременем. Хотелось отложить все назначенные дела на неопределенное время, но это было неосуществимо — сегодня должна была состояться ключевая встреча с потенциальными партнерами. К тому же положение дел было настолько сложным, что завтрашний день вряд ли принес бы больше оптимизма.
Источником его тревоги служили переживания о судьбе взрослого сына. Максим всегда был послушным и ответственным молодым человеком, никогда не создавал проблем, получил образование и стал надежным помощником в семейном бизнесе. Отец не мог пожаловаться на него — до того момента, пока тот не встретил девушку, с которой достаточно скоро завязались глубокие отношения. Больше того, Максим недавно объявил о намерении создать с ней семью.
— Что значит жениться? Ведь ты планировал сделать предложение Анне Рязановой, — воскликнул отец, считавший подобный союз весьма выгодным.
— Это твои планы! Возможно, и ее отца тоже. Может, даже сама она рассчитывала на это, но у меня подобных намерений никогда не было. Не спорю, девушка достойная, привлекательная, однако я не испытываю к ней любви. А вот Оля…
И взор Максима затуманился мечтательным блеском.
— И что же это за Оля? Откуда она появилась? — нахмурился Андрей Васильевич.
Безусловно, он был далек от мысли принуждать сына к браку по расчету с кем-либо. Просто это была родительская мечта. Ведь Анна Рязанова приходилась дочерью хозяину логистической фирмы с внушительным оборотом, и подобный брак оказался бы полезным во всех смыслах. Да и девушка действительно была хорошей, образованной, красивой. С Максимом они смотрелись прекрасной парой. И вдруг появилась некая Оля.
***
Поначалу Андрей Васильевич особо не волновался. Максим — юноша молодой, симпатичный, всегда обеспеченный. Ничего странного в том, что какие-то Оли проявляют к нему интерес. Это, возможно, даже полезно. Ведь легкомысленностью Максим не страдал и, вероятно, поразмыслив, прекратит ненужную связь с незнакомой особой. Кто в юности не увлекался?
Однако как разумный человек, Максим размышлял о грядущем, поэтому отец не ругался, ни на чем не настаивал, а терпеливо выжидал. И он дождался, но совершенно не того, на что надеялся — недавно в мусорной корзине обнаружил тест на беременность.
Естественно, извлекать его оттуда он не решился и результатов не узнал, но понял: ситуация, похоже, серьезная. Поэтому решил переговорить с сыном по-взрослому. Ничего о находке сообщать не стал, просто строго поинтересовался возможной женитьбой на дочери Рязанова.
— Отец, ты снова начинаешь! — с негодованием произнес Максим. — Я же растолковывал тебе: у меня другая избранница, и, вероятно, мы скоро станем мужем и женой. Так что тема закрыта. Анна? Да я убежден, она отыщет себе сколько угодно поклонников и страдать обо мне не станет.
— Как бы нам с тобой не пришлось страдать. Пойми, с Рязановым конфликтовать нельзя. Ее отец будет оскорблен тем, что ты общался с его дочерью, но не сделал предложения. И из-за чего? Ради какой-то Оли?
Отец раздраженно поморщился, припомнив что-то свое. «Еще и имя такое», — подумал он. «Как встретишь Олю, так жди неприятностей».
Но сын об этих размышлениях не догадывался и продолжал настаивать:
— Да не собираюсь я ни с кем конфликтовать. Тем более с Анной у меня ничего особенного не было. Я не ухаживал за ней. Так, поговорили несколько раз. Ну сам рассуди, зачем она мне? Богатая, избалованная и, насколько я понимаю, вообще не торопится замуж. Ее вполне устраивает существование на родительские средства. А вот моя Ольга… О, она совершенно иная! Когда ты встретишься с ней, поймешь, насколько я был прав. Да, у нее нет состоятельных родителей, нет крупных денег, но это удивительная личность — открытая, чуткая.
— Превосходно. Ну и когда ты меня с этой чуткой личностью познакомишь? — поинтересовался отец. — Почему ты встречаешься с ней тайно?
— Да не тайно я встречаюсь. Скоро познакомишься. А куда ты спешишь? Настанет время, и обязательно увидитесь. Не беспокойся.
Максим удалился, не желая продолжать беседу.
***
«И как это все понимать?» — размышлял, оставшись наедине, отец. «Если девушка такая чудесная, почему нельзя с ней встретиться? Все утаивает, словно заговорщик. Явно здесь что-то нечистое. Ладно, сам разберусь, что за Оля такая. Возможно, и побеседую с ней», — решил он.
Когда сын собрался куда-то отправиться, явно не по служебным делам, Андрей Васильевич сел в свой автомобиль и осторожно поехал следом. Держался старался на безопасном расстоянии, но при этом не терять из виду. Он рассчитывал, что Максим, поглощенный своими размышлениями, не заметит преследования.
К счастью, ехать довелось недолго. Сын добрался до района с частными домами, остановился у одного из строений и подал сигнал. Оттуда выбежала девушка, скользнула в автомобиль, и влюбленная парочка уехала.
К сожалению, рассмотреть возлюбленную сына отец не смог — остановился достаточно далеко, да и пробежала девушка стремительно. Заметил лишь, что невысокая и худенькая.
«В такой глуши обитает», — с неприятным ощущением подумал Андрей Васильевич. «И одета просто, да и вообще, кажется, ничего выдающегося. Ну вот зацепилась за моего сыночка, не отпустит. Все они сначала добрые, чуткие, а как тест этот с двумя полосками покажут, так и начнется».
Преследовать парочку он не поехал — сейчас беседовать с ними все равно бесполезно. Да и на работу следовало спешить.
«Вероятно, заеду к ней завтра перед встречей с партнерами без Максима. Сам познакомлюсь и сам узнаю, что за особа. А если что, объясню ей, чтобы не лезла не в свои дела».
***
Вот поэтому проснулся он утром без настроения, понимая, что встреча его ждет неприятная — и не на работе. Там-то он был уверен, все пройдет как положено. А вот с этой Олей разговор будет непростым.
Андрей Васильевич подъехал к невзрачному дому. А точно ли это то самое строение, из которого выбежала невеста? Их было несколько довольно похожих, и никаких особых отличий не наблюдалось. Мужчина слегка растерялся.
«Так, мой автомобиль стоял вон там, возле электроподстанции. Максим остановился у того дома. Ну да, верно, тот самый».
Он подошел и вошел в открытую калитку. Звонка не было. Подошел к двери — там тоже никаких кнопок не имелось, так что постучал в дверь с крайне недовольным выражением лица.
«В какой дыре обитает! И дверь вся облупленная, участок запущенный. Ну понятно. Теперь эта девушка ни за что от Максима не отцепится. Наверняка нищенка какая-то. И радуется до ушей, что такого парня сумела поймать», — подумал он и постучал еще раз.
За дверью послышались медленные и неуверенные шаги. Ему открыла женщина, а Андрей Васильевич застыл с открытым ртом. Дело было не в том, что предстала перед ним женщина явно лет тридцати пяти, а то и больше. В конце концов, это могла быть мать или старшая сестра избранницы сына. Скорее всего, та самая девушка — худенькая, невысокая.
Но дело в том, что Андрей Васильевич знал ее. И не просто знал — любил когда-то. Роман у них был с этой Олей. Хотели пожениться, но не получилось. А теперь, значит, она встречается с его сыном. Понятно, почему Максим не торопится знакомить с такой невестой.
— Оля… — пробормотал он, невольно отступив назад.
— Да, это я. Здравствуй, Андрей, — холодно произнесла она, тоже узнав бывшего возлюбленного.
Тут сзади к ней подошел мальчик лет десяти.
— Мам, это к нам? — спросил он удивленно.
— У тебя сын? — спросил Андрей. — А я не знал.
— Да, сын, — так же безразлично ответила бывшая возлюбленная.
Разумеется, выяснять отношения при ребенке было невозможно. Да и вообще невозможно — какие там отношения? Между ними все давно завершилось, когда она вышла замуж за его друга и, видимо, вскоре родила от него этого сына.
О чем им теперь говорить? Андрей Васильевич настолько растерялся, что просто не знал, как поступить. Да и женщина, судя по всему, тяготилась этой встречей, хотела завершить ее поскорее.
Поняв это, гость пробормотал:
— Прости, я ошибся.
И, отвернувшись, быстро направился к машине. Дверь за ним сразу захлопнулась.
***
Андрей шел, переживая в душе события двенадцатилетней давности. Чувства, которые он испытывал тогда и, казалось бы, забыл, вспыхнули вновь.
Он в тот момент был тридцатилетним вдовцом, одиноким отцом десятилетнего Максима, и очень влюбился в Олю. А ведь после того, как в результате неудачных родов умерла его жена, Андрей ни с кем не заводил близких отношений, не мог забыть любимую супругу. Да и просто не до того было — работа и забота об осиротевшем сыне отнимали все время и силы, хотя претенденток на руку и сердце хватало. Дела шли в гору, и человеком он был довольно приятным.
Когда познакомился с двадцатилетней Олей, не думал, что это знакомство приведет к чему-то серьезному. Во-первых, разница в возрасте немаленькая, а во-вторых, у него сын. Ну зачем, спрашивается, молодой девушке такой мужчина? Ну разве что из корыстных соображений.
Андрей полюбил ее, но боялся дать волю чувствам, в первую очередь думая о благополучии сына, вступившего к тому же в самый трудный возраст. Но оказалось, что он был нужен ей. Да, Оля тоже влюбилась и мечтала выйти за него замуж, стать мамой для Максима.
Андрей, наверное, сам был виноват в том, что не воспринял ее всерьез. Считал, что девушка быстро разочаруется, бросит их, а вторую потерю перенести будет гораздо труднее, поэтому старался не привязываться. При этом скрывал всю глубину своих чувств.
И она, чувствуя такое отношение к себе, вскоре начала принимать ухаживания другого человека. И не просто какого-то другого, а компаньона Андрея по бизнесу. Это стало для него очень болезненным. Он воспринял это как двойное предательство, хотя и понимал, что так, вероятно, будет лучше.
«Сергей моложе, да и свободен совершенно. Я ведь все-таки желаю ей счастья, а с ним она наверняка будет счастлива», — подумал он тогда. «А со мной еще неизвестно, как выйдет».
Но когда узнал, что бывший друг и любимая девушка собираются пожениться, то порвал отношения с обоими и с тех пор больше не видел их, ничего не слышал об их жизни. Зачем рвать себе сердце?
И вдруг такая встреча. Он не знал, как и что у них сложилось. Замужем ли сейчас Ольга или по какой-то причине осталась с сыном в одиночестве. Но надо ли это знать?
Андрей встряхнулся. «Зачем я пришел туда? Забыл, что ли? Прошлое нужно отпустить. Сейчас ведь речь о судьбе сына. Но неужели Максим сошелся с женщиной, которая старше его больше чем на десять лет и у которой уже есть ребенок? А вдруг Рязанов узнает, ради кого Максим бросил его дочь?»
И мысли об этом настолько поглотили бизнесмена, что он совершенно забыл о том, что должен присутствовать на встрече с партнерами. И только сев в машину и увидев на сиденье папку с документами, вспомнил об этом важном мероприятии.
«Так, все, возвращаемся к работе. Что теперь занимать голову тем, что неизвестно?» — решил он. «Вечером поговорю с Максимом, выясню, что за отношения».
***
На важную встречу Андрей Васильевич не опоздал, прибыл вовремя, и переговоры провел вполне успешно. Помимо партнеров на встрече присутствовала девушка-юрист, которая всех поразила знанием дела и профессионализмом. Звали ее Ольгой Алексеевной.
Услышав это, Андрей вздрогнул: «Опять Оля!» Но, вглядевшись в нее и послушав ее речь, подумал: «Ну можно все-таки надеяться, что эта Ольга нам проблем не добавит».
Но самое неожиданное ждало Андрея Васильевича после того, как переговоры закончились. В пустеющий зал вошел его сын, подошел к Ольге Алексеевне, обнял ее и поцеловал.
Отец стоял, недоуменно хлопая глазами. Кажется, странности на сегодня не закончились.
И тут Максим, заметив его, подошел вместе с девушкой:
— Ты еще здесь? Отлично! Ну раз уж так получилось, знакомься. Это Оля, моя невеста, и мы собираемся скоро пожениться. У нас, кстати, будет ребенок.
— Как это? — пробормотал пораженный Андрей Васильевич. — Значит, ты с этой Олей? А я думал… я ездил сегодня к другой, в тот дом, к которому ты ездил.
— Вы заходили ко мне домой? — улыбнулась Ольга. — И разговаривали с другой Ольгой, думая, что это я?
— Да нет, это соседка. У нас дом на две половины, два входа. Я в одной живу, а в другой она с сыном.
— Вот оно что! — с облегчением вздохнул Андрей. — А ты, значит, следил за мной? — укоризненно сказал сын. — Ну что, шпион из тебя получается не очень.
— Ай, прости, Максим, — улыбнулся отец. — Ну что мне было делать, когда ты все не знакомил нас? Кстати, я не вижу причин скрывать такую невесту.
Настроение его моментально улучшилось. Он был готов обнимать всех присутствующих. Значит, он просто ошибся дверью, и у его сына нет никаких отношений с Ольгой из прошлого.
***
От облегчения ему вновь захотелось поговорить со своей бывшей возлюбленной, объяснить свое поведение и, может быть, вместе посмеяться над его ошибкой. Хотя, возможно, он сможет чем-то помочь — ведь неизвестно, как она там живет. Судя по всему, не все у нее в порядке. Дом запущенный, и выглядит довольно бледно. Да и сын у нее грустный и встревоженный. Видимо, все-таки одинокая.
Простившись с сыном и его невестой, он поехал к Ольге. На этот раз дверь открыл мальчик.
— Привет. Помнишь, я к твоей маме заходил? Так вот, я бы хотел с ней поговорить, — объяснил он свой визит.
— Помню, — ответил ребенок. — Только мамы сейчас нет. Она к врачу ушла, в больницу. Не знаю, когда вернется. Хотите, можете подождать.
Андрей Васильевич зашел. Оказалось, что мальчика зовут Денисом.
— Вы с мамой вдвоем живете? — представившись, спросил он.
— Да. Папа в аварии погиб, когда мне три года было. Я его почти не помню, только по фотографиям.
И он указал на висящий на стене портрет Сергея.
— Ты в школе учишься? Как оценки? — оглядывая небогатую комнату, спросил гость.
— Да, в четвертом классе. Я не отличник, но учусь хорошо. По некоторым предметам, правда, не очень. Вот по физкультуре, по рисованию.
— Интересно, почему? А я всегда считал, что это самые легкие предметы, — весело удивился мужчина.
— Да, я тоже так думаю. Просто у меня часто чего-нибудь нет. То формы спортивной, то обуви, лыжи еще нужны зимой, а по рисованию — краски, альбомы. Вот мне и занижают из-за этого оценки. А ребята дразнятся, говорят, я бедный, — печально объяснил Денис.
— Интересно. То есть вы с мамой бедно живете? А почему она не работает? — удивился Андрей Васильевич, помнивший, что образование у девушки все-таки было.
— Работала, но уволилась год назад, потому что заболела. Не знаю, что за болезнь, какая-то серьезная. Она все время к врачам ходит, и на лекарства много денег надо. Говорят, можно вылечить, только операция нужна. Она очень дорогая. У нас только денег нет, — развел руками Денис.
И Андрей поразился тому, как мальчик переживает за маму.
***
Вскоре вернулась Ольга, и Андрей сказал, что хочет объяснить причину своего прихода, а потом уже поговорить серьезно. Над его ошибкой они действительно немного посмеялись. Потом же он перешел к главному.
— Твой сын рассказал о болезни. Чем ты больна? И где лечишься?
Ольга не хотела говорить об этом, но Андрей был настойчив. Убедил ее, что спрашивает не из любопытства.
— Ты же понимаешь, у меня много возможностей, и, наверное, я могу помочь тебе.
— С какой стати? Мы же были знакомы сто лет назад. Ты уже забыл про меня? — ответила она.
— Да при чем здесь забыл-не забыл? Есть у меня возможность — я сделаю это. А ты бы о сыне подумала. Денис у тебя замечательный, так переживает за тебя, — горячился Андрей.
И как бы Ольга ни отказывалась, он все же настоял на своем. Позвонил в медицинский центр и договорился об операции, которую сам же оплатил.
Вскоре Ольга легла в больницу. Все прошло успешно, но восстановилась она не сразу — была очень слаба. Андрей навещал ее, как только стали позволять, пытался подбодрить.
И тут Ольга, взяв его за руку, сказала:
— Спасибо тебе. Есть надежда, кажется. Но прошу тебя, пообещай: если со мной все-таки что-то случится, ты не оставишь Дениса. Ну, в крайнем случае, пристрой в хороший детский дом. Это на всякий случай, если мы больше не увидимся. Это ведь и твой сын тоже.
— Как это? — поразился Андрей. — А почему я этого не знал? Погоди, ты же вышла замуж за Сергея. Разве это не ваш ребенок?
— Я уже тогда была беременна от тебя. Думала, что тебе ничего не нужно. А Сережа… он меня любил, и он знал, что сын не его — я не обманывала. Он принял Дениса и относился к нему очень хорошо, любил его по-настоящему. Прости, что раньше не говорила. Я была очень обижена на тебя. Мне казалось, что ты наши отношения всерьез не рассматривал, — призналась Ольга.
— Да, здесь ты, пожалуй, права. Дурак я был. Думал, что я тебе не нужен — старше на десять лет, вдовец с ребенком. Но помнил тебя всю жизнь, поэтому не женился ни на ком. А сейчас главное — не говори глупостей. Ты поправишься. Врачи сказали, что опасность миновала, и никакие детские дома нам не понадобятся. Я вас с Денисом ни за что не оставлю теперь.
***
Она действительно вскоре пошла на поправку. Андрей был счастлив, узнав о том, что теперь у него целых два сына — старший и младший, а скоро ожидался еще и внук.
Максим и Оля готовились к свадьбе, но в какой-то момент Андрей и Ольга сообщили, что свадьбу придется играть двойную, ведь они тоже решили пожениться.