Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Филармонические тайны и парадное закулисье

Если даже 50 лет ходишь в Филармонию (мой персональный слушательский стаж), это не значит, что ты знаешь всё о Филармонии. Тем более о ее закулисье. Свой юбилейный театральный сезон мы начали еще и с экскурсии по залам Филармонии - Авторская экскурсия «Тайны Большого зала Филармонии». Строго говоря, всё есть тайна. И процесс. И не подумайте, что это был мой «гонорар» за недавнюю «оду», посвященную открытию 105-ого сезона в Большом зале. И ода и экскурсия - за свой счет. В ангажированности захочешь, но не упрекнешь. Ну, если только получить упрек за чрезмерные восторги - издержки врожденного темперамента. Хотя, признаюсь, как-то уж хотелось бы научиться монетизировать свои истории. Но не дано! Увы. Маркетингом не владею. А «литераторство» - это своего рода недуг - неизлечимый, надеюсь, не смертельный. И всех своих друзей благодарю за чтение, разделение интересов и отзывы. Это тоже труд. Благодарных. И благодарный. Так вот. Что мы увидели. Пустой темный Большой зал, который вдруг

Если даже 50 лет ходишь в Филармонию (мой персональный слушательский стаж), это не значит, что ты знаешь всё о Филармонии. Тем более о ее закулисье.

Свой юбилейный театральный сезон мы начали еще и с экскурсии по залам Филармонии - Авторская экскурсия «Тайны Большого зала Филармонии». Строго говоря, всё есть тайна. И процесс.

И не подумайте, что это был мой «гонорар» за недавнюю «оду», посвященную открытию 105-ого сезона в Большом зале.

И ода и экскурсия - за свой счет. В ангажированности захочешь, но не упрекнешь. Ну, если только получить упрек за чрезмерные восторги - издержки врожденного темперамента. Хотя, признаюсь, как-то уж хотелось бы научиться монетизировать свои истории. Но не дано! Увы. Маркетингом не владею.

А «литераторство» - это своего рода недуг - неизлечимый, надеюсь, не смертельный. И всех своих друзей благодарю за чтение, разделение интересов и отзывы. Это тоже труд. Благодарных. И благодарный.

Так вот. Что мы увидели.

-2

Пустой темный Большой зал, который вдруг осветился легендарными сияющими люстрами по мягкой команде «Антракт» нашего экскурсовода - увлеченной, талантливой, тонкой Марины Монаховой.

Признаюсь, одной из причин выбора даты посещения этой экскурсии была моя давняя тайная мечта познакомиться с Мариной, музыковедом Филармонии. Это она ведет филармонические антракты-интервью с ведущими солистами и дирижерами, когда вы слушаете программу концерта в записи или online. Неизменный профессионализм, уважение к собеседнику (а они, хотя и безумно талантливые, порой бывают сложными!), аристократизм ведущей - визитные карточки Антрактов в Филармонии. И многие-многие знания, конечно.

А дальше?

Мы сидели на стульях музыкантов на сцене (!).

И пустой Большой зал со сцены тебе не кажется огромным. Аберрация зрения.

-3

-4

Слушали звучание органа и любопытный рассказ сосредоточенного органиста - еще один подарок экскурсантам.

-5

И… прошли по совсем уж закрытым для зрителя помещениям этого исторического здания.

Чувство самозванца, которого пустили в алтарь храма.

-6

-7

-8

Рахманиновская лестница.

-9

Гостиная. Почему-то Голубая. Историческое название, конечно.

А вазы-то и сегодня синие.

-10

-11

-12

-13

-14

-15

Будуар солиста. Кабинет дирижера. Императорская лестница. И тайны, маленькие тайны этих мест.

-16

Многие «тайны», известные мне ранее, дополнились фрагментами концертов, важными деталями, которых не найдешь ни в одном печатном источнике.

-17

-18

-19

-20

Кое о чем я уже писала ранее:

о Евгении Мравинском, который отдал служению Филармонии 50 лет своей жизни. Или подарил городу 50 лет своего безупречного мастерства. О его разбитом вдребезги фарфоровом сервизе. Тоже ведь издержки артистического темперамента? Об этом даже на экскурсии не говорили.

о митрополите Вениамине, мученике Петроградском.

Именно в Большом зале ему вынесли чекисты смертный приговор… За веру и верность.

о Игоре Стравинском, «гение варварских диссонансов», дирижировавшем однажды оркестром на сцене Большого зала.

о Шостаковиче, гениальном, обладавшим животворящим чувством юмора (пример прилагается, по ссылке). Его юмор и сегодня целителен. Его имя Филармония носит 50 лет. Петербургский ангел, символ города.

А. Траугот. Графика. Портрет Д.Д. Шостаковича
А. Траугот. Графика. Портрет Д.Д. Шостаковича

о Темирканове, который остался в сердце теплым лучиком навсегда

Два часа пролетели мигом.

И да, я призналась в любви Марине Монаховой. Другие (не такие разговорчивые - ленинградская «фирменная» черта) экскурсанты тоже. Мечты сбываются. Но не без усилий со стороны мечтателя.

***

…Любите ли Вы Филармонию, как люблю ее я - не музыковед, не музыкант, не искусствовед - просто увлеченный слушатель (и театральный зритель) с большим стажем?..

Это самое доступное в моей жизни чудо. И, конечно, не только в моей. В этом я уверена. Никаких вопросительных интонаций.

©️Мила Тонбо 2025

💌

Отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли отечественных и зарубежных постановщиков в подборке «Театральная гостиная»