Найти в Дзене
Жить легко

Рижский фарфор с эстонским настроением

Как и любой коллекционер я не могу пройти мимо интересных и необычных раритетов не только на тему коллекции, но и сопутствующих, или скажем так, смежных с темой основной коллекции предметов , например шкатулок. Но иногда это могут быть вещи и вовсе "посторонние", перекликающиеся с каким-либо направлением коллекции по стилю, времени создания, производителю. Так ко мне попали необычные фарфоровые тарелочки с двумя клеймами: клеймом Рижского фарфорового завода и клеймом ARS Tallinn. Именно эти двойные клейма и привлекли мое внимание. Броши художественного комбината ARS знают, думаю, все коллекционеры украшений. А про то, что на Таллинском комбинате расписывали фарфор лично я узнала недавно, увидев знакомые буквы на обороте тарелки. Как выяснилось, в Эстонии своего производства фарфоровых изделий не было, но они нашли выход - в 1928 году Николай Лангебраун (Nikolai Langebraun) основал небольшую мастерскую, где декорировали и раскрашивали импортную - в основном закупленную в Герман

Как и любой коллекционер я не могу пройти мимо интересных и необычных раритетов не только на тему коллекции, но и сопутствующих, или скажем так, смежных с темой основной коллекции предметов , например шкатулок. Но иногда это могут быть вещи и вовсе "посторонние", перекликающиеся с каким-либо направлением коллекции по стилю, времени создания, производителю.

Так ко мне попали необычные фарфоровые тарелочки с двумя клеймами: клеймом Рижского фарфорового завода и клеймом ARS Tallinn.

-2

Именно эти двойные клейма и привлекли мое внимание.

Броши художественного комбината ARS знают, думаю, все коллекционеры украшений.

А про то, что на Таллинском комбинате расписывали фарфор лично я узнала недавно, увидев знакомые буквы на обороте тарелки.

-3

Как выяснилось, в Эстонии своего производства фарфоровых изделий не было, но они нашли выход - в 1928 году Николай Лангебраун (Nikolai Langebraun) основал небольшую мастерскую, где декорировали и раскрашивали импортную - в основном закупленную в Германии и Франции белую посуду.

Чайная пара, "Таллин", фарфор, Лангебраун, Эстония, 20-30е годы 20го века. Фотография из открытых источников
Чайная пара, "Таллин", фарфор, Лангебраун, Эстония, 20-30е годы 20го века. Фотография из открытых источников
Чайной трио  "Langebraun".Фотография из открытых источников
Чайной трио "Langebraun".Фотография из открытых источников

Эта мастерская довольно скоро завоевала популярность, и даже в наши дни эстонцы ценят посуду "Langebraun" не меньше, чем мы нашего "Кузнецова".

Сервиз, расписанный эстонскими художниками. Фотография из открытых источников.
Сервиз, расписанный эстонскими художниками. Фотография из открытых источников.

После вхождения Эстонии в состав СССР фарфоровая мастерская Лангебрауна  в 1940 году была объединена с маленькой мастерской по росписи фарфора под названием “Ультра” (эст.-„Ultra“), принадлежавшей Рене Веберу. Новое предприятие получило название “Kerama”.

Фотография из открытых источникоы
Фотография из открытых источникоы

Из “Kerama” в 1948 году вырос “Kunstifondi kunstitoodete kombinaadid” – сокращенно KFK, который был включен в Художественный фонд Эстонской ССР.

Позже, в 1975 году, фабрика была переименована в “Таллинский комбинат художественных изделий” (Tallinna Kunstitoodete Kombinaat) – ARS.

После вхождения Эстонии в состав СССР , когда "бельё" из Германии уже не завозили, эстонские художники работали в основном с Рижской посудой, иногда закупали белые формы на заводе Пролетарий. Комплектовали по своему, по этому в Эстонии можно встретить сервизы, собранные из двух разных форм.

Ну а главной особенность эстонской посуды является то, что это ручная работа, сделанная небольшими партиями, или даже отдельными предметами.

-8

Пока я искала материалы про эстонскую мастерскую по росписи фарфора сработал "закон притяжения подобного" и мне попался в руки ещё один предмет, и снова тарелочка, с ручной росписью, рижским клеймом и авторской подписью.

Вот такая забавная машинка родом из 1976 года.

-9

Клеймо Рижского фарфорового завода и подпись автора на обороте: Таллин, Ансельм Чернявский.

-10

Теперь я счастливая обладательница не только эстонских брошей комбината ARS, но и чудесной декоративной тарелочки и набора столовых тарелок с ручной росписью.