Найти в Дзене
Q-ART GALLERY

Сколько натурщиц было у Рембрандта? Вдохновительницы гения светотени

Имя Рембрандта ван Рейна (1606-1669) навсегда запечатлено в летописи искусства не только благодаря новаторской работе со светом и тенью, но и благодаря удивительной способности передавать внутренний мир человека. Особенно это проявилось в портретах женщин, занимавших важное место в его судьбе. Жизнь голландского гения была тесно переплетена с тремя незаурядными женщинами, которые стали для него не только возлюбленными, но и источником вдохновения для создания бессмертных полотен. Саския ван Эйленбурх: Муза и возлюбленная Молодой Рембрандт нашел свою первую любовь и главную музу в лице Саскии ван Эйленбурх (1612-1642). Происходящая из знатной фризской семьи и будучи дочерью бургомистра, она встретила художника в доме своего кузена, арт-дилера, у которого Рембрандт арендовал мастерскую. Их брак в 1634 году принес живописцу не только семейное счастье, но и существенное приданое, а также доступ в высшее общество Амстердама. Саския стала для него постоянным источником вдохновения. Он писал

Имя Рембрандта ван Рейна (1606-1669) навсегда запечатлено в летописи искусства не только благодаря новаторской работе со светом и тенью, но и благодаря удивительной способности передавать внутренний мир человека. Особенно это проявилось в портретах женщин, занимавших важное место в его судьбе. Жизнь голландского гения была тесно переплетена с тремя незаурядными женщинами, которые стали для него не только возлюбленными, но и источником вдохновения для создания бессмертных полотен.

Саския ван Эйленбурх: Муза и возлюбленная

Молодой Рембрандт нашел свою первую любовь и главную музу в лице Саскии ван Эйленбурх (1612-1642). Происходящая из знатной фризской семьи и будучи дочерью бургомистра, она встретила художника в доме своего кузена, арт-дилера, у которого Рембрандт арендовал мастерскую.

Их брак в 1634 году принес живописцу не только семейное счастье, но и существенное приданое, а также доступ в высшее общество Амстердама. Саския стала для него постоянным источником вдохновения. Он писал ее в разнообразных амплуа: то в образе богини Флоры, то в богатых нарядах, подчеркивающих статус семьи.

Одной из самых знаменитых работ стал "Портрет Саскии в образе Флоры"(1635), где 23-летняя женщина изображена с роскошным букетом. Рембрандт с удовольствием писал ее в дорогих тканях и украшениях, отмечая, как сияет ее юное лицо в лучах света.

-2

Их семейная жизнь была омрачена трагедией: из четверых детей выжил лишь сын Титус, появившийся на свет в 1641 году. В 1642 году, вскоре после его рождения, Саския умерла от туберкулеза, оставив художника одного с младенцем. Эта утрата стала глубоким потрясением и повлияла на все последующее творчество мастера.

Гертье Диркс: От няни до любовницы

После кончины Саскии в доме Рембрандта появилась Гертье Диркс(ок. 1610-1656) – вдова, нанятая в качестве няни для Титуса. Эта женщина простого происхождения стала его спутницей на шесть лет.

Художник даже преподнес ей украшения покойной супруги, что вызвало гнев ее родни. Однако он не желал вступать с Гертье в официальный брак, так как это лишило бы его наследства Саскии.

-3

Их связь завершилась скандалом в 1649 году, когда Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного обещания. Суд частично удовлетворил ее иск, назначив ей ежегодное содержание. В ответ художник обвинил ее в краже драгоценностей и, заручившись поддержкой новой пассии, Хендрикье Стоффелс, добился ее заключения в исправительное учреждение.

Хендрикье Стоффелс: Верная спутница

Хендрикье Стоффелс (1626-1663), дочь сержанта из Бредеворта, пришла в дом Рембрандта служанкой около 1647 года и оставалась с ним до конца своих дней, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте.

-4

Их отношения, в отличие от предыдущих, были построены на искренней привязанности. В 1654 году у пары родилась дочь Корнелия, что привело к осуждению со стороны церкви, обвинившей Хендрикье в "блудном сожительстве". Несмотря на общественное порицание, они не расставались вплоть до ее смерти в 1663 году.

-5

Хендрикье послужила моделью для многих поздних шедевров, таких как «Женщина в постели» (1654) и «Купающаяся женщина» (1654). Искусствоведы видят в этих работах особую интимность и теплоту, с которой художник запечатлел образ своей возлюбленной.

Роль женщин в творчестве Рембрандта

Спутницы жизни Рембрандта оказали глубокое влияние на его художественный метод. В то время как другие мастера часто идеализировали образы, Рембрандт стремился к предельной жизненной правде, не приукрашивая возраст или особенности внешности своих моделей.

Как писал Поль Валери, «Рембрандт знает, что плоть — это грязь, которую свет обращает в золото. Он приемлет — берёт то, что видит; женщины у него такие, как есть». Эта честность в изображении человека, вызывавшая критику у современников, стала революционной чертой его творчества.

Отражение эпохи в судьбах женщин

Истории натурщиц Рембрандта – это также история социальных норм XVII столетия, в котором положение женщины всецело определялось мужчиной. Судьба Гертье Диркс – яркий пример уязвимости простой женщины перед лицом общественных условностей и влияния сильного мужчины.

При этом работа с натурой была основой творческого процесса. В мастерской Рембрандта позировали не только его возлюбленные, но и профессиональные модели – старики, бедняки, люди разных сословий.