Найти в Дзене
ShadowTavern

Когда гениальная идея становится ловушкой: 10 фантастических фильмов, которые подорвали веру в жанр

Что происходит, когда блестящая задумка попадает в руки сценаристов, которые не знают, что с ней делать? Некоторые фильмы настолько бездарно обходятся со своим потенциалом, что бросают тень на всю научную фантастику в глазах массового зрителя. Такие картины, как "Поле битвы: Земля" или "Явление", укрепили стереотип о фантастике как о чём-то несерьёзном и наивном. Давайте разберёмся, как именно некоторые ленты умудрились испортить жанр. Фильм "Монстро", снятый в жанре "найденной плёнки", оставил после себя армию фанатов. Конечно, коммерческий интерес требовал расширения вселенной, что привело к появлению таких картин, как "Парадокс Кловерфилда" и "Кловерфилд, 10". Последний хоть и считается частью франшизы, имеет мало общего с оригиналом. По своей сути, "Кловерфилд, 10" - это напряжённая история о похищении, герметичный и великолепный триллер. Проблема в том, что в финал создатели втиснули внезапное вторжение инопланетян. Сразу видно, что сценарий писался как самостоятельное произведени
Оглавление

Что происходит, когда блестящая задумка попадает в руки сценаристов, которые не знают, что с ней делать? Некоторые фильмы настолько бездарно обходятся со своим потенциалом, что бросают тень на всю научную фантастику в глазах массового зрителя. Такие картины, как "Поле битвы: Земля" или "Явление", укрепили стереотип о фантастике как о чём-то несерьёзном и наивном.

Давайте разберёмся, как именно некоторые ленты умудрились испортить жанр.

"Кловерфилд, 10" (2016): Когда пришельцы лишние

Фильм "Монстро", снятый в жанре "найденной плёнки", оставил после себя армию фанатов. Конечно, коммерческий интерес требовал расширения вселенной, что привело к появлению таких картин, как "Парадокс Кловерфилда" и "Кловерфилд, 10". Последний хоть и считается частью франшизы, имеет мало общего с оригиналом.

По своей сути, "Кловерфилд, 10" - это напряжённая история о похищении, герметичный и великолепный триллер. Проблема в том, что в финал создатели втиснули внезапное вторжение инопланетян. Сразу видно, что сценарий писался как самостоятельное произведение. Этот научно-фантастический поворот отвлёк зрителей от великолепной актёрской игры и хорошо продуманного сюжета, разрушив его целостность. Попытка насильно вписать фильм в чужой для него жанр оказалась губительной.

"Время" (2011): Потерянная в метафорах

Идея, где время стало главной валютой, могла произвести революцию в жанре. Фильм "Время" с Джастином Тимберлейком и Амандой Сайфред задумывался как остросюжетный антиутопический триллер, но с задачей не справился.

-2

Создатели настолько увлеклись своей центральной метафорой, что превратили картину в сумбурную драму. Посредственный сценарий и неровный тон загубили глубокую мысль, оставив у зрителей странное послевкусие. Фантастике нужны свежие концепции, но когда идею ставят во главу угла, пренебрегая персонажами и повествованием, страдает вся история.

"Звёздный десант" (1997): Сатира, которую не поняли

Изначально критики разгромили "Звёздный десант", но спустя годы фильм обрёл новую жизнь. Сегодня его воспринимают как пародию на жанровые клише и одновременно как увлекательную фантастику. У такого юмористического подхода много достоинств, однако при адаптации классики Роберта Хайнлайна трудно было избежать недовольства фанатов книги, ведь режиссёр откровенно иронизировал над первоисточником.

-3

Для многих зрителей тонкая сатира на фашизм и прославление войны потерялась за шквалом взрывов, силовой брони и лазерных выстрелов. Фильм запомнился в первую очередь эффектными боями с жуками, а не социальным комментарием. Картина укрепила заблуждение, что вся научная фантастика сводится к большим пушкам и космическим кораблям.

"Пассажиры" (2016): Роковая ошибка в космосе

Два пассажира колониального корабля, проснувшиеся от гибернации на десятилетия раньше срока, - отличная завязка для фантастической истории. Однако фильм "Пассажиры", несмотря на участие Дженнифер Лоуренс и Криса Пратта, превращается в крайне сомнительную романтическую драму. Оставшись в полном одиночестве, Джим Престон влюбляется в спящую красавицу Аврору и решает разбудить её. Он не просто обрекает девушку на совместную изоляцию, но и лишает её жизни и семьи, которые ждали её в пункте назначения. И не вижу смысла писать "но если бы он не сделал, то корабль погиб". А если бы нет? Если бы астероиды пролетели мимо, вы автоматически согласились бы, что он негодяй без права на серую мораль?

-4

Между Лоуренс и Праттом чувствуется химия, и фильм даже пытается осмыслить поступок Джима, заставляя его столкнуться с последствиями. Однако в итоге сценаристы выставляют героя спасителем, который заслуживает любви Авроры. Да и сама девушка в такой концепции представлена лишь дополнением к Джиму, а не самостоятельной личностью.

"Прометей" (2012): Красота, убившая смысл

"Прометей" считается важной частью франшизы "Чужой" и помог оживить серию и фанбазу после нескольких неудачных продолжений. В этом приквеле группа учёных отправляется в космос, чтобы найти ответ на вопрос о происхождении человечества, но их поиски оборачиваются кошмаром.

-5

Фильм Ридли Скотта, без сомнения, выглядит потрясающе, а его спецэффекты впечатляют. Проблема "Прометея" в том, что в погоне за визуальным великолепием и желанием десяток раз переписать сценарий создатели упустили сюжет. Картина пыталась изобразить возвышенный космический ужас, но запуталась в собственных туманных рассуждениях о духовности. Научная фантастика может и должна говорить о философии и религии, но громкое имя "Прометея" затмило более удачные примеры на эту тему, вроде романа Дэна Симмонса "Гиперион".

"Чужой против Хищника" (2004): Бойня без сочувствия

"Чужой" и "Хищник" - культовые научно-фантастические хоррор-франшизы, и тем большим разочарованием для фанатов стала битва между двумя инопланетными монстрами - ох уж эти возрастные рейтинги. Сюжет вращался вокруг экспедиции, которая оказалась между молотом и наковальней: двумя смертоносными видами.

-6

Лента "Чужой против Хищника" выполнила своё обещание - устроила грандиозную драку. Однако создатели забыли добавить в историю хотя бы одного запоминающегося человека. Без эмоциональной привязки к героям вся эта резня и взрывы не производят никакого эффекта. Фильм стал жертвой заблуждения, что научная фантастика и ужасы могут существовать в вакууме, тогда как любую стоящую историю двигают вперёд персонажи и сюжет.

"Люси" (2014): Устаревший миф как основа

Некоторые фанаты считают, что главной проблемой "Люси" была плохая нелепая концовка, но у этой истории с самого начала хватало недостатков. Антинаучная идея о том, что люди используют лишь 10% своего мозга, десятилетиями кочевала по фантастическим произведениям, начавшись с неверно взятой цитаты длинного выступления. Сам факт, что вся завязка "Люси" была построена на заезженном мифе, был дурным знаком.

-7

Тропы - это основа любого жанра. Однако в избитые клише, основанные на опровергнутой дезинформации, умному зрителю слишком трудно поверить. Было бы логичнее сделать этот фильм современным фэнтези и убрать любые научные атрибуты. В конце концов, сверхспособностям не всегда нужно научное обоснование.

"Планета обезьян" (2001): Как почти уничтожить франшизу

Оригинальная "Планета обезьян" 1968 года и недавние фильмы-перезапуски - иконы апокалиптического кино. Однако ремейк Тима Бёртона, вышедший в 2001 году, чуть не погубил всю франшизу, исказив её главную идею.

-8

Тим Бёртон снял много отличных фильмов, от "Бэтмена" до "Суини Тодда", но его версия "Планеты обезьян" пострадала от слабых персонажей и непродуманного финального поворота. Режиссёр пытался дистанцироваться от первоисточника, что само по себе может быть похвально, да, но делать это нужно разумнее. Своей неудачей фильм бросил тень на репутацию оригинала, в очередной раз подменяя умную фантастику взрывами и космическими кораблями.

"Явление" (2008): Тайна без разгадки

Фильм М. Найта Шьямалана "Явление" обладал огромным потенциалом, хотя и обернулся большим разочарованием. Редкий пример "медленного" апокалипсиса (я был в восторге от начала фильма!), он изображает мир на грани гибели после того, как по планете прокатывается волна необъяснимых смертей. Находясь на стыке фантастики и хоррора, картина могла бы стать шедевром.

-9

Однако "Явление" вышло в тот период, когда зрители ждали от Шьямалана фирменных сюжетных поворотов. Его медлительное повествование больше полагалось на шокирующие сцены, чем на развитие истории, а сам фильм был сосредоточен на концепции "неизвестного". Раскрытая в финале причина разочаровала всех. Опять же, одной идеи недостаточно, и чем больше фильм полагается на единственную большую загадку, тем более впечатляющей должна быть разгадка.

"Поле битвы: Земля" (2000): Коллекция штампов

Земля будущего в виде выжженной пустоши - популярный фон для научно-фантастических боевиков. Однако один лишь хороший сеттинг не делает фильм смотрибельным. "Поле битвы: Земля" использовал сразу два тропа - постапокалипсис и вторжение пришельцев, но Джона Траволты не хватило, чтобы выделиться.

-10

Хорошая фантастика всегда нуждается в чём-то большем, чем грим и экшен-сцены. "Поле битвы: Земля" испытывал проблемы и с тем, и с другим, но даже с безупречной хореографией и спецэффектами ему всё равно требовались бы свежая история и правдоподобные персонажи. Когда фантастика не пытается выйти за рамки привычных тропов в поисках чего-то нового, она обречена на провал.

Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.

Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!