Что происходит, когда блестящая задумка попадает в руки сценаристов, которые не знают, что с ней делать? Некоторые фильмы настолько бездарно обходятся со своим потенциалом, что бросают тень на всю научную фантастику в глазах массового зрителя. Такие картины, как "Поле битвы: Земля" или "Явление", укрепили стереотип о фантастике как о чём-то несерьёзном и наивном.
Давайте разберёмся, как именно некоторые ленты умудрились испортить жанр.
"Кловерфилд, 10" (2016): Когда пришельцы лишние
Фильм "Монстро", снятый в жанре "найденной плёнки", оставил после себя армию фанатов. Конечно, коммерческий интерес требовал расширения вселенной, что привело к появлению таких картин, как "Парадокс Кловерфилда" и "Кловерфилд, 10". Последний хоть и считается частью франшизы, имеет мало общего с оригиналом.
По своей сути, "Кловерфилд, 10" - это напряжённая история о похищении, герметичный и великолепный триллер. Проблема в том, что в финал создатели втиснули внезапное вторжение инопланетян. Сразу видно, что сценарий писался как самостоятельное произведение. Этот научно-фантастический поворот отвлёк зрителей от великолепной актёрской игры и хорошо продуманного сюжета, разрушив его целостность. Попытка насильно вписать фильм в чужой для него жанр оказалась губительной.
"Время" (2011): Потерянная в метафорах
Идея, где время стало главной валютой, могла произвести революцию в жанре. Фильм "Время" с Джастином Тимберлейком и Амандой Сайфред задумывался как остросюжетный антиутопический триллер, но с задачей не справился.
Создатели настолько увлеклись своей центральной метафорой, что превратили картину в сумбурную драму. Посредственный сценарий и неровный тон загубили глубокую мысль, оставив у зрителей странное послевкусие. Фантастике нужны свежие концепции, но когда идею ставят во главу угла, пренебрегая персонажами и повествованием, страдает вся история.
"Звёздный десант" (1997): Сатира, которую не поняли
Изначально критики разгромили "Звёздный десант", но спустя годы фильм обрёл новую жизнь. Сегодня его воспринимают как пародию на жанровые клише и одновременно как увлекательную фантастику. У такого юмористического подхода много достоинств, однако при адаптации классики Роберта Хайнлайна трудно было избежать недовольства фанатов книги, ведь режиссёр откровенно иронизировал над первоисточником.
Для многих зрителей тонкая сатира на фашизм и прославление войны потерялась за шквалом взрывов, силовой брони и лазерных выстрелов. Фильм запомнился в первую очередь эффектными боями с жуками, а не социальным комментарием. Картина укрепила заблуждение, что вся научная фантастика сводится к большим пушкам и космическим кораблям.
"Пассажиры" (2016): Роковая ошибка в космосе
Два пассажира колониального корабля, проснувшиеся от гибернации на десятилетия раньше срока, - отличная завязка для фантастической истории. Однако фильм "Пассажиры", несмотря на участие Дженнифер Лоуренс и Криса Пратта, превращается в крайне сомнительную романтическую драму. Оставшись в полном одиночестве, Джим Престон влюбляется в спящую красавицу Аврору и решает разбудить её. Он не просто обрекает девушку на совместную изоляцию, но и лишает её жизни и семьи, которые ждали её в пункте назначения. И не вижу смысла писать "но если бы он не сделал, то корабль погиб". А если бы нет? Если бы астероиды пролетели мимо, вы автоматически согласились бы, что он негодяй без права на серую мораль?
Между Лоуренс и Праттом чувствуется химия, и фильм даже пытается осмыслить поступок Джима, заставляя его столкнуться с последствиями. Однако в итоге сценаристы выставляют героя спасителем, который заслуживает любви Авроры. Да и сама девушка в такой концепции представлена лишь дополнением к Джиму, а не самостоятельной личностью.
"Прометей" (2012): Красота, убившая смысл
"Прометей" считается важной частью франшизы "Чужой" и помог оживить серию и фанбазу после нескольких неудачных продолжений. В этом приквеле группа учёных отправляется в космос, чтобы найти ответ на вопрос о происхождении человечества, но их поиски оборачиваются кошмаром.
Фильм Ридли Скотта, без сомнения, выглядит потрясающе, а его спецэффекты впечатляют. Проблема "Прометея" в том, что в погоне за визуальным великолепием и желанием десяток раз переписать сценарий создатели упустили сюжет. Картина пыталась изобразить возвышенный космический ужас, но запуталась в собственных туманных рассуждениях о духовности. Научная фантастика может и должна говорить о философии и религии, но громкое имя "Прометея" затмило более удачные примеры на эту тему, вроде романа Дэна Симмонса "Гиперион".
"Чужой против Хищника" (2004): Бойня без сочувствия
"Чужой" и "Хищник" - культовые научно-фантастические хоррор-франшизы, и тем большим разочарованием для фанатов стала битва между двумя инопланетными монстрами - ох уж эти возрастные рейтинги. Сюжет вращался вокруг экспедиции, которая оказалась между молотом и наковальней: двумя смертоносными видами.
Лента "Чужой против Хищника" выполнила своё обещание - устроила грандиозную драку. Однако создатели забыли добавить в историю хотя бы одного запоминающегося человека. Без эмоциональной привязки к героям вся эта резня и взрывы не производят никакого эффекта. Фильм стал жертвой заблуждения, что научная фантастика и ужасы могут существовать в вакууме, тогда как любую стоящую историю двигают вперёд персонажи и сюжет.
"Люси" (2014): Устаревший миф как основа
Некоторые фанаты считают, что главной проблемой "Люси" была плохая нелепая концовка, но у этой истории с самого начала хватало недостатков. Антинаучная идея о том, что люди используют лишь 10% своего мозга, десятилетиями кочевала по фантастическим произведениям, начавшись с неверно взятой цитаты длинного выступления. Сам факт, что вся завязка "Люси" была построена на заезженном мифе, был дурным знаком.
Тропы - это основа любого жанра. Однако в избитые клише, основанные на опровергнутой дезинформации, умному зрителю слишком трудно поверить. Было бы логичнее сделать этот фильм современным фэнтези и убрать любые научные атрибуты. В конце концов, сверхспособностям не всегда нужно научное обоснование.
"Планета обезьян" (2001): Как почти уничтожить франшизу
Оригинальная "Планета обезьян" 1968 года и недавние фильмы-перезапуски - иконы апокалиптического кино. Однако ремейк Тима Бёртона, вышедший в 2001 году, чуть не погубил всю франшизу, исказив её главную идею.
Тим Бёртон снял много отличных фильмов, от "Бэтмена" до "Суини Тодда", но его версия "Планеты обезьян" пострадала от слабых персонажей и непродуманного финального поворота. Режиссёр пытался дистанцироваться от первоисточника, что само по себе может быть похвально, да, но делать это нужно разумнее. Своей неудачей фильм бросил тень на репутацию оригинала, в очередной раз подменяя умную фантастику взрывами и космическими кораблями.
"Явление" (2008): Тайна без разгадки
Фильм М. Найта Шьямалана "Явление" обладал огромным потенциалом, хотя и обернулся большим разочарованием. Редкий пример "медленного" апокалипсиса (я был в восторге от начала фильма!), он изображает мир на грани гибели после того, как по планете прокатывается волна необъяснимых смертей. Находясь на стыке фантастики и хоррора, картина могла бы стать шедевром.
Однако "Явление" вышло в тот период, когда зрители ждали от Шьямалана фирменных сюжетных поворотов. Его медлительное повествование больше полагалось на шокирующие сцены, чем на развитие истории, а сам фильм был сосредоточен на концепции "неизвестного". Раскрытая в финале причина разочаровала всех. Опять же, одной идеи недостаточно, и чем больше фильм полагается на единственную большую загадку, тем более впечатляющей должна быть разгадка.
"Поле битвы: Земля" (2000): Коллекция штампов
Земля будущего в виде выжженной пустоши - популярный фон для научно-фантастических боевиков. Однако один лишь хороший сеттинг не делает фильм смотрибельным. "Поле битвы: Земля" использовал сразу два тропа - постапокалипсис и вторжение пришельцев, но Джона Траволты не хватило, чтобы выделиться.
Хорошая фантастика всегда нуждается в чём-то большем, чем грим и экшен-сцены. "Поле битвы: Земля" испытывал проблемы и с тем, и с другим, но даже с безупречной хореографией и спецэффектами ему всё равно требовались бы свежая история и правдоподобные персонажи. Когда фантастика не пытается выйти за рамки привычных тропов в поисках чего-то нового, она обречена на провал.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!