«Надо жить по совести, а не по курсу рубля!» - цитата из фильма.
Это лирическая комедия Эльдара Рязанова, которая затрагивает темы случайности, морального выбора и того, как внезапное богатство может изменить человека.
Главный герой, скромный и нерешительный фотограф Владимир Орешников (Евгений Леонов), выигрывает 10000 рублей. Товарищи по работе, не долго думая, организовывают общественный суд. Дело в том, что 20 рублей на покупку облигации Орешников тайком взял из кассы взаимопомощи, председателем которой он был, и на выигрыш теперь претендует вся контора.
Сценарий был написан Эльдаром Рязановым в соавторстве с Эмилем Брагинским. Это было их второе крупное совместное произведение после «Берегись автомобиля» (1966). Комедия получила всесоюзное и международное признание, и от соавторов ждали продолжения.
В основу сюжета очередного фильма легла реальная история о нечистом на руку профсоюзном сотруднике, который заимствовал деньги из кассы взаимопомощи, покупая на них облигации. Использовался тот же подход, что и в предыдущей совместной работе. Сценарий был сначала опубликован как повесть в журнале «Наш современник», и затем была подана заявка на фильм. Экранизации, как уже опробованный и одобренный материал, быстрее проходили идеологические барьеры.
Первым на роль директора автобазы режиссёр пригласил Евгения Евстигнеева. На эту роль также пробовался Юрий Визбор, но его кандидатуру отклонили — он явно не подходил по типажу. Эльдар Рязанов давно уже хотел пригласить Алису Фрейндлих на одну из ролей в своих картинах. Она в своё время до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтину «под неё». Тем не менее и здесь желанию не суждено было сбыться — оказалось, что Алиса Фрейндлих к моменту начала производства картины ждала ребёнка. На роль Алевтины взяли актрису театра имени Моссовета Валентину Талызину. На роль ретушёра Пети Рязанов выбрал тогда малоизвестного Георгия Буркова. По его словам, актёр представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента».
Главного героя соавторы также писали «под» Иннокентия Смоктуновского, однако у актёра тогда обострилась болезнь. На роль пробовались Миронов, Ширвиндт, Шакуров. Рязанов предложил несколько неожиданную кандидатуру Евгения Леонова. Первоначально Леонова видели в образе директора фотоателье. Актёра долго не утверждал худсовет студии, полагая, что здесь необходима более эффектная и киногеничная внешность. Тогда Рязанов использовал испытанный приём. Он начал тянуть время и готовиться к съёмкам. «Уходила» натура, зима кончалась, и студия подтвердила выбор режиссёра.
Эльдар Рязанов о Леонове: «Леонов был идеален для этой роли. Он мог показать одновременно глубокую человечность и нелепую, почти детскую жадность. Он заставлял зрителя и смеяться над героем, и сочувствовать ему».
Евгений Леонов, блестяще сыгравший трансформацию от забитого трудяги до напыщенного богача, сам был человеком очень скромным. Рязанов отмечал, что Леонову пришлось играть против своей натуры, что придало образу Орешникова особую глубину.
Идея фильма родилась из размышлений о том, как быстро меняется психология человека, когда он получает незаслуженное богатство. Рязанов использовал лотерейный билет как катализатор для раскрытия характеров.
В СССР лотереи были популярны, но крупный выигрыш, который немедленно тратился на предметы роскоши, был темой острой общественной дискуссии. Съемочная группа тщательно прорабатывала детали, чтобы избежать обвинений в пропаганде стяжательства.
Съёмки картины состоялись в январе — феврале 1968 года в Москве. Натурные съёмки прошли в районе Чистопрудного бульвара, театра «Современник» и других мест в столице.
В первый съёмочный день запечатлели сцену «смотрин» жениха Калачёва, дома у Алевтины. Валентина Талызина, впервые получившая главную роль в картине именитого режиссёра, волновалась до такой степени, что у неё дрожал голос. Евгений Евстигнеев попытался найти взаимопонимание со своей партнёршей, предложив выпить в перерыве. Так постепенно был найден общий язык.
После напряжённого дня выяснилось, что единственный удачный дубль был снят участниками эпизода в нетрезвом виде. Он рассорился с артистами, пригрозив написать жалобы им по месту работы.
Трудно давались уличные сцены. В Москве тогда температура опускалась ниже 20 градусов, но зима подходила к концу, и съёмки продолжались по 12 часов в день. Актёрских трейлеров, где можно было бы погреться, в то время ещё не существовало. Рязанов безуспешно боролся с алкогольными напитками, которые негласно проносили на площадку.
Впоследствии режиссёр недолюбливал картину и посвятил ей минимум места в своих воспоминаниях.
Фильм балансирует на грани между чистой комедией и социальной драмой. Рязанов умело использовал юмор, чтобы подвести зрителя к серьезным моральным вопросам.
Слово «Зигзаг» подчеркивает непредсказуемость судьбы. Удача пришла внезапно и увела героя по ложному пути, но в итоге привела его обратно к истинным ценностям.
Финал, где Орешников отказывается от денег, был важен для советской цензуры, так как он подчеркивал превосходство моральных принципов над материальными благами.