Найти в Дзене
Белорецкий рабочий

Молодой педагог Валерия Ильинична

Открываю дверь в школу, пропускаю группку учеников, один из них тут же бросает мне: «Спасибо!» Приятно видеть воспитанных детей.

Захожу в школу № 16. После необходимой регистрации на посту охраны поднимаюсь на второй этаж. Девочка, пришедшая на уроки раньше всех, открывает для меня дверь.
- Спасибо! - говорю ей.
Иду по коридору.
- Здравствуйте! - летит в мою сторону от детей.
Они уже начинают собираться на линейку. В школе дети здороваются со всеми, кто приходит к ним в гости. Не скажу, что такого не увидишь в других учебных заведениях города, но в шестнадцатой – дети особенные: они живут по большей части в частном секторе, который охватывает весь Первомайский посёлок, а также район Мокрой поляны и Шанхая. Этих детей, конечно, не назовешь деревенскими, но в них неистребимо живет дух простоты, искренности и почтения к старшим.
Старшеклассники репетируют вынос знамен Российской Федерации и Республики Башкортостан. Скоро здесь, в пространстве школьного коридора, будут звучать гимны. Теперь это всеобщая школьная традиция – начинать учебную неделю с торжественного построения.
- После линейки у нас будет РОВ, - говорит мне один из старшеклассников.
- Что это такое?
- Разговор о важном! - отвечает он и смотрит на меня с некоторым недоумением.
Дети склонны к сокращениям. Думаю, ничего в этом плохого нет, хотя звучит несколько грубовато.
Не помню, чтобы подобные уроки проводились в советской школе, хотя понятия патриотизма в нас, советских детях, закладывались основательно и крепко. Я, к примеру, до сих пор напрочь советский. Это моё, если хотите, звание! Впрочем, стоп! Меня сейчас опять потянет на сравнительные характеристики, и я уйду от основной темы.

Давно я не был в школе. В шестнадцатую пришёл, чтобы рассказать о молодой учительнице начальных классов.
Она еще продолжает учебу в педагогическом колледже, но уже приступила к работе с детьми. Подчеркну: речь идёт не об учебной практике, а полноценной педагогической деятельности! Такая система вызвана большой нехваткой кадров.
Итак, молодая учительница Валерия Ильинична Третьякова. Через год она окончит педколледж, где учится заочно, и станет дипломированным специалистом. Впрочем, к ней уже сейчас коллеги относятся с чувством подчеркнутого пиетета: молодых учителей здесь ценят, тем более Валерия Ильинична – выпускница шестнадцатой школы.
Захожу в класс. Одна из учениц тут же уступает мне место на парте в первом ряду.
- Трудно сегодня быть учителем? – спрашиваю Валерию Ильиничну. - Такой вопрос звучит во все времена, но всегда остается актуальным.
- Скажем так: непросто, - отвечает моя собеседница. – Имею в виду себя: приходится и к урокам готовиться, и тетради проверять, и выполнять задания по программе колледжа. Я сама учусь и детей учу.
- На личную жизнь время остается?
- Ну, если только часика два…
Говорим про учеников.
- Детей плохих не бывает! - уверена Валерия Ильинична. – В начале учебного года самым сложным, на мой взгляд, является психологически перестроить детей с каникулярного отдыха на уроки.
Она рассказывает интересные вещи! Оказывается, учитель не должен быть с учениками на одной волне, быть этаким другом (подружкой), заискивать перед ними, искать дешёвую популярность. Наоборот, он (она) должен стремиться выработать искренние, глубокие отношения, основанные на уважении детей к учительскому статусу.
Очень правильная мысль! Мне доводилось встречать учителей, которые пытались быть за панибрата с учениками, и это всегда заканчивалось большими проблемами: дети тут же начинали выходить за границы дозволенного. Я не педагог, но, на мой взгляд, ко многим новомодным инновациям в области воспитания надо подходить крайне осторожно. Самая лучшая система образования касается классического подхода, когда само понятие учительства наполнено безукоризненным и законным авторитетом.
Другой разговор, что излишняя авторитарность – это противоположная крайность. Вот меня опять потянуло на заумные размышления. Но учительница словно слышит мои мысли. Она рассказывает об учебных играх, которые используются во время проведения уроков. Показывает на картинки с изображением яблок. На каждой значатся простые задачки: «3+7», «2+4»… Рядом - изображения корзинок с правильными ответами. Получив картинку с яблоком, ребёнок должен прикрепить ее магнитиком к нужной корзинке. Дети в восторге от такого подхода.
- Детей от игр, к которым они привыкли в детском садике, нужно плавно переводить к учебному процессу, - говорит Валерия Ильинична. – Но лучше это делать опять же с помощью игр.
Она выглядит несколько смущенной, очевидно считает, что пока не заслужила внимания прессы к собственной персоне. Спрашиваю о планах.
- Я хочу продолжить педагогическое образование и стать дефектологом. Хочу помогать детям с ограниченными возможностями здоровья.
Учительница хрупкая и милая. Даже как-то не хочется называть ее Валерией Ильиничной. Но… Она - учитель!..
Я вспоминаю рассказы стариков об учительнице Марии Квасниной из села Кага. В годы Гражданской войны она осталась единственным педагогом по всей округе - её коллеги уехали с остатками белых. Мария тоже была хрупкой, молодой, изящной. Когда она шла по селу, старики снимали шапки и делали поклоны. История, в общем-то, известная и во многом типичная для тех лет, но отношение к учителям во все времена должно быть именно таким. Можно, кстати, обойтись и без поклонов: достаточно поднять зарплаты современным учителям.
- Дети, встаём по двое. Идём на линейку, - раздается голос Валерии Ильиничны.
Ребятишек всего-то шестеро! Капа, Ислам, Катя… Забыл, как зовут остальных. Я пристраиваюсь седьмым. У меня нет пары…
Поднимаемся на второй этаж. Начинается торжественная линейка, выносятся знамёна. Замечаю, что малыши поют гимн куда как активнее, чем старшие школьники. Я тоже пытаюсь петь, правда, невольно вырываются первоначальные слова про Ленина (до сих пор не могу привыкнуть к новому тексту). Звучит гимн Башкортостана, где есть знаменательная и всегда важная мысль: «С Россией вместе мы всегда!»

Ученики шестнадцатой патриотизму учатся не понаслышке: два выпускника школы – Алексей Гайсин и Антон Индейкин - геройски погибли при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции.
Антон перед смертью в своем письме к родственникам завещал перечислить часть положенной выплаты родной школе. Его завещание было выполнено: в школе появился компьютерный кабинет, оснащенный за счет этого пожертвования.

После торжественной линейки спрашиваю о Валерии Ильиничне директора школы Людмилу Владимировну Елисееву:
- Она хорошо показывает себя как учитель?
- Валерия - выпускница нашей школы, а у нас плохих выпускников не бывает! - патриотично отвечает директор.
Вместе с Валерией Ильиничной и ее учениками идем говорить о важном. Сегодня тема урока необычная: использование атомной энергии в мирных целях. Учительница применяет игровые приемы: включает мультик про фиксиков, потом раздает листы с заданиями. Задача заключается в том, чтобы не просто рассказать детям о мирном атоме, но и научить их логическому мышлению.
- Проведите линию от фиксика через лабиринт до изображения атомной электростанции, - обращается она к ученикам.
Я наблюдаю за классом с последней парты. Неподалеку сидит Ислам. Он болтает ногами и старательно пытается запитать фиксика атомной энергией, но линия, которую он чертит, неумолимо натыкается на тупики лабиринта. Валерия Ильинична ходит между рядами. Я беру с разрешения Ислама его задание и пытаюсь провести линию. С пятой попытки у меня получается это сделать. Возвращаю листок мальчику и ловлю на себе вопросительно-удивленный, но вместе с тем весёлый взгляд Валерии Ильиничны.
- А теперь ручки на парту, ножки вместе, спинка прямая! – раздается её голос. - Катя, не отвлекайся.
Катя сидит на первой парте и постоянно оборачивается назад, чтобы взглянуть на дяденьку, то есть на меня. Её мучает вопрос: что я там делаю? Для этих малышей само понятие «корреспондент» звучит, как инопланетянин…
Капа – самая резвая в этом классе, как я успел заметить. Она быстрее всех выполняет задания и быстро реагирует на реплики учителя.
- Я устал… - неожиданно протягивает Ислам.
- Дети, давайте сделаем гимнастику! – раздается голос Валерии Ильиничны.
Все встают из-за парт. Я тоже поднимаюсь.
- Сначала буду маленьким, к коленочкам прижмусь! – начинает Валерия Ильинична.
Ребятишки весело повторяют движения за своей учительницей: они приседают, касаясь ладонями коленей.
- Потом я вырасту большим, до неба дотянусь!
Я тоже начинаю тянуться к небу. Катя, обернувшись, бросает на меня взгляд недоумения.
- Кем ты мечтаешь стать? - спрашиваю я шепотом Ислама.
- Пожарным! – важно шепчет он в ответ.

Звенит звонок, и мы идём в столовую. Перед этим Валерия Ильинична опять расставила всех в колонну по двое. Я тихонько плетусь сзади.
- Здрасте! – раздается в мою сторону от учеников других классов.
На завтрак - гречневая каша и йогурт.
Мы стоим с Валерией Ильиничной в сторонке.
- Почему вы решили выбрать для себя именно учительское поприще? – спрашиваю молодого специалиста.
- Я ещё в детстве любила играть в школу, - отвечает она.
- Что вам больше всего не нравится в людях?
- Безответственность.
- А что больше всего цените?
- Доброту, честность и понимание.
Она рассказывает, что очень благодарна своим педагогам, которые учили ее в шестнадцатой школе. Всех имён перечислять не стану, но выделю её первую учительницу - Наталью Михайловну Захарову.
- Огромная благодарность всем моим коллегам! – говорит Валерия Ильинична. – Они всегда помогают, подсказывают, поддерживают. Отдельное спасибо моему наставнику Марине Роландовне Исмагиловой.
Она благодарит и преподавателей педагогического колледжа, в первую очередь своего классного руководителя Юлию Владимировну Ломакину.
Потом рассказывает о правилах, которые каждый день повторяет для своих учеников. Вот самые главные из них: необходимость всегда и со всеми здороваться, быть внимательными во время уроков и не перебивать учителя. А ещё во время письма не склоняться лицом к тетрадному листу. Правило звучит так: не писать носом!
Чуть позже наставник Марина Роландовна сказала о своей подопечной:
- Валерия Ильинична - очень добросовестный человек, я её знаю со школьных лет. Приятно была удивлена, когда она пришла к нам на работу. Радостно видеть бывших учеников в числе своих коллег.
Прощаюсь с учительницей и её учениками. Впереди у них урок математики, дети будут изучать число сто.

В кабинете директора Людмила Владимировна Елисеева рассказывает о главной школьной проблеме. Мы об этом писали много раз: речь идет о трещине в стене, которая со временем расползлась от потолка до самого фундамента. Каждый рабочий день директор и завхоз начинают с осмотра так называемых маячков, установленных для фиксации движения всей конструкции. Повреждение носит природный характер: причина в грунтовых водах, плюс сопутствующие факторы.
Все в шестнадцатой школе ждут начала строительства нового здания. Земельный участок уже выделен – это район бывшего парка сталепроволочников.
Я думаю, что недалеко то время, когда в Первомайском посёлке появится новая школа с оборудованными по последним требованиям аудиториями, просторными актовым, спортивным залами и бассейном, современной столовой.
Обязательно приду, чтобы написать о новоселье! И, проходя мимо кабинета Валерии Ильиничны, непременно услышу голос учителя:
- А теперь ручки на парту, ножки вместе, спинка прямая!

Игорь Калугин. Фото из архива школы.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab