Наверняка вам знакомы разные истории о ремонте, который вместо пары месяцев затянулся на год. Это и суды с подрядчиками, и месяцы на замену не тех материалов или мебели. Я расскажу, как минимизировать риски и завершить работы в запланированные сроки.
С какими сложностями обычно сталкиваются
Согласно статистике, ремонт в новой квартире длится от 3 месяцев до полугода, а в просторных апартаментах больше ста квадратов может занять и целый год. Это серьезно бьет по бюджету, особенно если приходится параллельно платить аренду и ипотеку.
Основные препятствия — это финансы, слаженность действий рабочих и своевременные поставки материалов. Но помимо них, на сроки также влияют:
· Непроработанный дизайн-проект;
· Перепланировка и сложные технические задачи;
· Отступление от первоначального плана;
· Желание лично контролировать каждый шаг;
· Некачественно составленный договор с подрядчиком.
Справиться с этим поможет следование рекомендациям 👇🏻
Совет 1. Заранее спланируйте все этапы
Правило Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата. В подготовке к ремонту эти 20% — это создание детального, продуманного и понятного дизайн-проекта. Такой проект остается только воплотить в жизнь.
Займитесь его разработкой заранее, желательно за полгода: закажите у профессионала или создайте самостоятельно. Соберите примеры понравившихся интерьеров, определитесь с планировкой, цветовой гаммой, материалами, текстурами и мебелью.
Если для вас важна скорость — не усложняйте. Откажитесь от сложных перепланировок, экстравагантных материалов и дополнительных конструкций. Они могут эффектно смотреться в проекте, но быть крайне трудными в реализации.
Чтобы эффективно спланировать работу строительной бригады, вы должны четко представлять конечный результат. После утверждения макета начинайте искать подрядчика и формировать смету с учетом текущего состояния квартиры. Самые сложные и требующие тщательной проработки этапы — это инженерные системы (электрика, водоснабжение, кондиционирование), полы и кухня. Их нужно сделать сразу качественно, удобно и по всем правилам. Все остальное при необходимости можно будет скорректировать.
Совет 2. Грамотно рассчитайте бюджет
Самые грандиозные планы могут рухнуть из-за дыры в бюджете. Поэтому важно заранее оценить общую стоимость ремонта и иметь эти средства. Для подстраховки заложите сверху еще 20% на непредвиденные расходы.
Если сроки поджимают, а нужной суммы нет, можно воспользоваться картой рассрочки для закупки материалов, а наличные оставить для расчетов с подрядчиками. Это инструмент, похожий на кредитку, но без процентов, позволяющий покупать товары в рассрочку до 12 месяцев. Среди партнеров банков часто есть строительные магазины.
Этот способ оправдает себя, если вы хотите быстрее переехать и перестать платить за аренду. Главное — помнить, что сумма ежемесячных платежей по всем займам не должна превышать 30% от семейного дохода, иначе есть риск утонуть в долгах.
Совет 3. Составьте план закупки материалов
Когда на руках есть смета и дизайн-проект, пора подумать о материалах. Желательно сделать это до начала работ. Своевременное снабжение — одна из самых важных и сложных задач, напрямую влияющая на сроки. Процесс тормозят как поездки за недостающими мелочами, так и постоянное перемещение уже закупленных материалов по квартире.
Найти баланс помогут несколько хитростей:
· Заранее составьте полный список материалов с конкретными подходящими вариантами, чтобы не хватать первое попавшееся в последний момент.
· Выбирайте готовые материалы и предметы интерьера, которые есть в наличии, а не те, что привозят под заказ.
· Записывайте все артикулы и названия цветов выбранных материалов для быстрой докупки.
· Закупайте материалы по списку заранее по максимуму, но не храните все в ремонтируемой квартире. Можно попросить магазин подержать часть товара на складе или найти для хранения другое сухое помещение неподалеку.
Совет 4. Ответственно подойдите к договору с подрядчиком
При найме частных лиц для ремонта заключается договор строительного подряда. Он страхует заказчика от недобросовестного исполнения и фиксирует все условия работы. На скорость и качество влияют следующие ключевые пункты:
· Предмет договора: подробно пропишите объем работ со ссылкой на смету и техническую документацию. Укажите свое право корректировать смету при необходимости.
· Сроки выполнения: их нарушение должно грозить штрафными санкциями. Детально распишите этапы работ каждого подрядчика.
· Оплата: самый эффективный метод — дать денежный задаток в начале, а основную часть выплатить после приемки работ.
· Закупка материалов: прозрачно пропишите этот процесс. Если материалы уже куплены, опишите, как подрядчик может получить к ним доступ.
· Приемка работ: заранее пропишите условия, при которых работа считается выполненной, а также сроки испытательного периода для проверки качества.
Совет 5. Используйте эффективные методы управления бригадой
Когда подготовка завершена, создайте условия, в которых все специалисты смогут комфортно работать, соблюдая последовательность и сроки. На любой стройке масса времени тратится на ожидание завершения смежных этапов.
В международных проектных бюро, работающих «под ключ», часто используют гибкие методики управления, например, SCRUM, заимствованную из IT-сферы. Она помогает управлять разнопрофильными специалистами и достигать быстрого результата без потери качества.
· Соберите всех на старте. Превратите разрозненных специалистов в команду: познакомьте их друг с другом, еще раз четко озвучьте желаемый результат, сроки и ресурсы. Каждый должен понимать свою роль.
· Планируйте спринты. Спринты в SCRUM — это временные отрезки, на которые делится весь проект. В начале каждого спринта распределяйте задачи на следующий период, обсуждайте промежуточные результаты и возникшие проблемы.
Как это работает на практике?
Допустим, ремонт нужно сделать за месяц. Вы можете установить спринты длиной в 4 дня, где 1 день — это встреча всей бригады и постановка задач с высшим приоритетом. При совместном обсуждении планов бригаде проще понять, какие работы можно выполнять параллельно (например, укладывать плитку в ванной, заливать полы на кухне и выравнивать стены в гостиной). Также можно обсудить, что не удалось сделать в прошлом спринте и почему.
· Создайте общую доску задач. Это может быть стена со стикерами, пробковая доска или таблица в Excel. Важно, чтобы все участники процесса и вы, как заказчик, видели единую картину по выполнению задач.