Найти в Дзене

Три глубоко политизированных, пророческих советских фильма от разных режиссёров.

«Кин-дза-дза» 1986г Фильм Георгия Данелии- научная фантастика и приключения.«Убить дракона»1988 г Марка Захарова- фэнтези, драма, притча, антиутопия, сказка. «Две стрелы» 1989г Аллы Суриковой- детектив и комедия. Такие разные фильмы, от разных именитых режиссёров, но при этом в каждом из них завуалирован политический смысл, и пророческие намёки. Но давайте обо всем по порядку. Разберём каждый фильм в отдельности. В фильме "Кин-дза-дза!" действие происходит на планете Плюк, где общество строго разделено на касты, отличающиеся по цвету штанов — важному символу социального статуса. Эта цветовая система каст ярко иллюстрирует иерархию и неравенство, существующие в обществе. При первом просмотре фильм кажется фантасмагорией — смесью антиутопии, абсурдистской комедии и социальной сатиры. Однако в ней угаданы многие явления, которые позже проявились в современной действительности: от социального неравенства до абсурдности бюрократии и тотального контроля. "Цветовая" система каст в мире Плюк к

«Кин-дза-дза» 1986г Фильм Георгия Данелии- научная фантастика и приключения.«Убить дракона»1988 г Марка Захарова- фэнтези, драма, притча, антиутопия, сказка. «Две стрелы» 1989г Аллы Суриковой- детектив и комедия. Такие разные фильмы, от разных именитых режиссёров, но при этом в каждом из них завуалирован политический смысл, и пророческие намёки. Но давайте обо всем по порядку. Разберём каждый фильм в отдельности.

-2

В фильме "Кин-дза-дза!" действие происходит на планете Плюк, где общество строго разделено на касты, отличающиеся по цвету штанов — важному символу социального статуса. Эта цветовая система каст ярко иллюстрирует иерархию и неравенство, существующие в обществе.

При первом просмотре фильм кажется фантасмагорией — смесью антиутопии, абсурдистской комедии и социальной сатиры. Однако в ней угаданы многие явления, которые позже проявились в современной действительности: от социального неравенства до абсурдности бюрократии и тотального контроля.

"Цветовая" система каст в мире Плюк как предсказание социального расслоения

"Пацаки", они же серые штаны — это самая низшая каста, представители которой лишены прав и часто подвергаются унижениям. Они выполняют самую тяжелую и непрестижную работу, не имеют возможности влиять на принятие решений и считаются бесправными. Их положение символизирует маргинализированные слои общества, лишенные доступа к ресурсам и власти.

-3

"Эцилоппы", оранжевые штаны — средний слой общества, который, несмотря на более высокий статус, по сути, служит интересам правящей элиты. Эти люди заняты обслуживанием и поддержанием системы, выполняют административные и технические функции, обеспечивая стабильность и функционирование общества. Они обладают некоторыми привилегиями, но не имеют полного контроля над ресурсами и властью.

"Чатлане", голубые штаны — правящая каста, обладающая основными привилегиями и властью. Их статус обеспечивает доступ к ресурсам, влиянию и высоким социальным позициям. Они контролируют управление обществом и принимают ключевые решения, формируя политику и экономику планеты.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

Эта система каст, основанная на цветовой дифференциации одежды, служит метафорой для современного социального расслоения, которое наблюдается в реальном мире. В современном обществе социальный статус и возможности человека часто определяются не столько его личными заслугами или талантами, сколько близостью к власти, принадлежностью к определенным элитным группам и доступом к ресурсам. Такая структура порождает неравенство и ограничивает социальную мобильность, закрепляя привилегии одних и угнетение других.

-5

"Цветовая" система каст в "Кин-дза-дза!" стала своего рода предсказанием или отражением тех тенденций, которые проявляются в современном мире — усиления социальной и экономической иерархии, где статус и возможности человека жестко связаны с принадлежностью к определенному слою общества.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

Вот так из бреда возникает фильм, направленный на тех, кто хоть немножечко застал СССР, точнее, то, что от него осталось. И так же из ржавого безумия рождается предчувствие новой России, точнее, эпохи девяностых. И пусть Данелия в восемьдесят шестом об этом, естественно, не думал, но что копилось, так сказать, негласно, стало явью.

Посмотрите внимательно, узнаёте знакомые лица? Вот вам "ночные бабочки", то есть, простите, шлюхи, вульгарные и грязные, готовые на всё за... Рубль? Нет, за доллар. Хорошо. За чатл. Чего так дёшево? И где вообще приличия, порядочность и совесть? Где-где? В Караганде! А тут им не до жиру, быть бы живу

-7

Хотите немножечко культуры? Пожалуйста! Пройдите в подземный переход. Хотя и Плюк сгодится. Подайте оборванцу, чтоб он вам дал приборчик. Нажмите кнопочку и посмотрите сколько там вонючих, нищих танцоров, певцов и музыкантов без голоса, без слуха, без таланта. А сколько было с голосом, со слухом и с талантом, но без работы, исполненных отчаянием в огромной, но уже не той стране?

-8

В фильме «Убить дракона»1988 г. Марка Захарова все оказалось намного жестче и мрачнее. Это настоящая антиутопия с угрюмым немецким городом, стражей в черном, иллюзией счастья и тираном, который еще опаснее, так как ближе к людям - на уровне физического контакта, чем и пользуется в фильме. Пороки общества показаны очень ярко, даже в самом начале фильма именно простые люди сдают оппозиционного Ланцелота на суд. В этот момент мы видим тот самый мрачный город, следуя за чередой преступников, подвешенных за ноги и двигающихся по конвейеру. Как скот на забой. Отличный баланс на грани фарса и трагедии. Дракон отлично видит людей, ну, он же их любит и знает, что для них лучше. Их ведь так учили, что даже счастье они хотят "то старое".

-9

Каждый персонаж в чем-то комичен, в чем-то трагичен, в чем-то по-своему прав. А кто-то и вовсе потерял рассудок - так легче жить, не понимая (а точнее делая вид), что происходит вокруг. Страх, покорность, запугивание, которые сменяются обязательными праздниками (так велел Дракон). Все это настолько становиться привычным, что люди уже просто не знаю, чего они действительно хотят и зачем им свобода. И, после того как дракон погибает, народ просто сходит с ума. Это еще одно важное отличие. Начинается беспредел, мародерство, избиение представителей закона и другие ужасы. Показано, что общество просто не способно существовать без жесткой руки и закона. И эта должность быстро занимается, никакого вакуума, и даже Ланцелот в конце чуть не сорвался и не уподобился тиранам, против которых боролся. Именно поэтому фильм никак не назвать сказкой или чем-то детским. И от этого он не хуже.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

Кстати, в фильм еще очень здорово показаны типичные клише общества - для мужчины, для женщины ("Зачем мне свобода, я ведь замужем"), только ребенок еще может сомневаться в силу нового нарождающегося разума, но и тут-то за свои мысли он получает оплеуху. Знакомо?Персонажи Ланцелота и Элизы еще таят в себе надежду на спасение, на что-то новое, на здравомыслие. И тут всплывает очень важная тема не только для группы людей/народа в целом, но и для каждого человека отдельно. Что такое свобода? Что с ней делать? И что на самом деле понимает каждый? На деле, как можно видеть в фильме, как и в жизни, мало кто может распорядиться этой самой свободой по достоинству. Значит, большинству опять нужен Дракон? А как тут не быть дракону, если никто не знает, как ему быть и что делать. Их никто не учил думать, а точнее, старшее поколение тщательно отучали это делать. Результат - безвольное стадо, закрывающее на все глаза и "моя хата с краю", либо другая крайность - анархия и беспорядок. А все потому, что Дракона нужно опять убивать в себе, прежде, чем браться за свободу и ей распоряжаться.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

Ведь было очень легко жить, когда за людей думали другие (пусть даже тот же Дракон), думают, решают, делают и т.д. Очень легко у себя дома (на диване/на кухне) критиковать, но чтоб не слышали. А вместе, со всеми опять верят в правильность правления Дракона. Как ярко и не завуалирована показана психология раба (и взращенного раба) в действии. И чтобы не произошло - страшное, грустное, серьезное - всегда потом будет праздник. Такое поощрение. Даже если одного Дракона убьют, обязательно на смену придет другой. В данном фильме - бургомистр, у которого и разум с душой оставили, только потому, что он сам признал, что душевно больной. И вот уже новый Дракон грядет...Бургомистр - раб власти и от власти, но ответственности не снимает - ошибки же бывают. Остальных это вполне устроит, а то вдруг, опять придется учиться думать и принимать решения самостоятельно. Порочный круг и от этого становиться горько и даже страшно.

-12

Дракон - это не просто образ, не просто конкретный объект или личность - это целая система (и определенных ценностей тоже), она касается не только власти, но и мозгов людей напрямую. Когда личность стерта, и она не знает, что такое настоящая свобода - Дракон всегда будет рядом, не на троне, так внутри самого человека. Фильм гениален и проницателен.

-13

Художественный фильм, трагикомедия, детектив режиссёра Аллы Суриковой, вышедший в 1989 году Сюжет фильма основан на пьесе Александра Володина «Две стрелы». Сурикова сняла трагифарс, начав с крайне пародийных сцен, и ухитрилась, не меняя заявленного языка, выйти в финале на какое-то вселенское обобщение. Трагическое и даже страшное обобщение. Там же люди пытаются расследовать убийство. Но они никогда этого раньше не делали, просто потому, что у них никогда еще никого не убивали свои. Враги приходили, с врагами воевали, но, чтобы кто-то из своих кого-то своего – это впервые. У них даже в логике-то самой простой еще никогда особой нужды не возникало.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

И вот на наших глазах очень пародийные люди каменного века начинают осторожно трогать вопросы морали, логики, честности, лжи, благородства, трусости. Это комично и даже поверхностно – в первый же раз. Вдруг возникает необходимость в здравом смысле и тут же потребность в том, чтобы здравый смысл прятать.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

Мы же живем в мире, в котором все эти понятия известны, привычны и даже обросли как седым мхом какими-то бессчетными стереотипами. А когда человек сталкивается с этим впервые, на поверхности оказываются самые глубинные смыслы этих вечных и важных понятий. И это до поры смешно, до поры вызывает некоторое умиление и восхищение. Но в финале все становится на свои места, и оказывается, что среди людей каменного века уже есть люди, которые готовы этими понятиями играть. Которые уже научились лгать для своей и, как они считают, общей пользы. И ложь ужасающе убедительна. И она так маняще похожа на правду, и уже здравый смысл мешает настоящую правду отстаивать, потому, что выглядит нерешительностью. И комедия сменяется ужасающим фасом, и меняются вожди, и брат метелит брата чем попало, и сестра от него не отстает. И ложь поднимается как знамя. И все это в ужимках и прыжках первобытных людей.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

И слова теряют всяческий смысл, хотя их становится бесконечно много. И на наших глазах падает, сраженная такими же двумя стрелами наивность и чистота. Следующие две стрелы поражают верную дружбу и неожиданную правду. Ну а здравый смысл уходит сам. Уходит, умоляя самую глупую и униженную женщину пожалеть всех остальных. Уходит, просто бросив в костер сам символ мудрости и здравого смысла – посох. И вот уже посох в других руках, уже провозглашена новая стратегия жизни, уже без всякого фарса польза подлых победителей заявлена как общее благо.

С момента выхода фильма до самороспуска СССР остается два года. Художественный вымысел вдруг становится историческим фактом. Вот так и гибнут царства. Даже ели это всего лишь маленькое племя древних людей.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма

Подводя итог всему выше изложенному, хотелось бы, ответить на всё это, одной хорошо знакомой фразой из детства «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» означает, что в вымышленной истории есть скрытый смысл, который нужно понять и усвоить. И если в фильмах начинают откровенно высмеивать существующий политический строй, то стоит задуматься власть имущим и что-то менять.

Но это конечно моё личное мнение, и то, как относиться к смыслу в этих фильмах , решать только вам. Подписывайтесь на канал пишите комментарии.