Имя Марии-Антуанетты, самой модной, приковывающей к себе внимание и вызывающей споры королевы в истории, ассоциируется как с излишествами, так и с предметами и интерьерами невероятной красоты. Австрийская эрцгерцогиня, ставшая королевой Франции, оказала огромное влияние на европейский вкус и моду своего времени, создав самобытный стиль, который и сегодня универсален и применим. История Марии-Антуанетты пересказывается и трактуется каждым последующим поколением в соответствии с собственными целями. Редкое сочетание гламура, зрелищности и трагизма сегодня так же завораживает, как и в XVIII веке.
Мария-Антуанетта (1755–1793) — одна из самых известных фигур в истории Версальского дворца. Благодаря своему вкусу к роскоши Мария-Антуанетта оказала большое влияние на искусство. Она была покровительницей многих художников, она заказывала мастерам создавать для нее различные произведения: мебель, декоративные предметы, одежду и картины. У королевы также была прекрасная коллекция китайских изделий.
Мария-Антуанетта — единственная королева, чьи вкусы повлияли на Версальский дворец. «Стиль Людовика XVI» можно было бы назвать «стилем Марии-Антуанетты». Он опирался на разные цветовые гаммы, вдохновленные природой — ее свежими сочетаниями и жизнерадостными красками — где каждая комната была решена в своей определенной теме. Стиль характеризовался элегантностью, пасторальными мотивами и акцентом на неоклассицизм, с возвратом к древнегреческим и римским образцам.
Не секрет, что королева предпочитала вычурную и весёлую сторону жизни (достаточно вспомнить роскошные вечеринки). Чтобы подражать стилю Марии-Антуанетты в современном интерьере, нужно усвоить главное правило: more is more. Cмелые драпировки, от балдахинов до красочного постельного белья, фарфоровые шедевры и произведения искусства, делают интерьер комнаты динамичным и при этом комфортным для жизни. Повсюду декор - на прикроватных столиках, каминных полках, консолях в коридоре - может придать комнате особую ценность и смысл — и кому тогда нужен Версаль?
Восьмиугольная комната Meridienne (фр. Полдень - будуар, прозванный так, поскольку он предназначался для использования в середине дня) «хозяйка» неустанно изобретала заново. С 1780х годов ее цвета эволюционировали от белого атласа, затем к холодному голубому и наконец к лилово-сиреневому.
Последний переход был отражен в недавней реставрации, в которой французский производитель шелка и отделочных тканей (passemantier) Жером Деклерк (Jérôme Declercq) вернул кабинету королевы его последнюю фиолетовую фазу.
В 1789 году Мария-Антуанетта воспользовалась этой распашной дверью, ведущей из официальной королевской спальни в свои личные покои, чтобы спастись от разъярённой толпы, ворвавшейся во дворец. Дверь оформлена ребристым шелком «гро-де-тур», украшенного сиреневыми розами, лентами и павлиньими перьями по эскизу художника XVIII века Франсуа де Бони. Реконструкцию выполняла компания Tassinari & Chatel.
Жан-Анри Ризенер создал этот великолепный комод-секретер для Марии-Антуанетты в 1783 году. Он были заказан для Большого кабинета королевы в Версале, где она хранила коллекцию японских лакированных шкатулок, унаследованную от матери, императрицы Марии Терезии Австрийской. Чтобы декор комода гармонировал с декором самих шкатулок, в качестве шпона были использованы японские декоративные элементы XVII века.
Музыка была одним из увлечений Марии-Антуанетты на протяжении всей её жизни. В юности её учили выступать и петь в Вене, где её наставником был оперный композитор Кристоф Виллибальд Глюк. При французском дворе она посвящала музыке несколько часов в день и была большой поклонницей оперы. Любовь королевы к музыке отражена в дизайне этих настенных светильников, заказанных, вероятно, в 1787 или в следующем году для неё в замке Сен-Клу.
Возможно, это был последний предмет, который Доминик Дагер (торговец предметами роскоши) доставил Марии-Антуанетте в Версальский дворец. Секретер в фарфоровыми панно мануфактуры Севр был одним из ценных вещей, которые королева доверила Дагеру на хранение в октябре 1789 года, вскоре после того, как толпа захватила дворец и королевская семья была вынуждена вернуться в замок Тюильри в Париже.
Золотой кабинет в Версальском дворце, первоначально созданный для Марии Лещинской, был полностью переработан в 1783 году Марии-Антунетты по чертежам Ришара Мика, ее любимого архитектора.