Каждый раз, когда при знакомстве сообщаю, что преподаю в университете, тут же слышу вопрос: «О, ну и как нынешнее поколение?». Действительно, благодаря специфике профессии у меня есть возможность каждый год наблюдать группу людей одного и того же возраста и, волей-неволей, замечать их изменения. В результате накопилось несколько наблюдений и размышлений. С учетом того, что сейчас тема поколений популярна (по крайней мере среди представителей моего поколения, хе-хе), поделюсь своими мыслями по поводу.
О ком речь?
Да, поколения отличаются, но провести четкие временные границы невозможно. Как минимум, это связано с региональными особенностями. Крупные центральные города раньше начинают задавать тренд, а в мелкие и отдаленные все, как всегда, приходит с запозданием. Почему так - объясню в конце.
Как и почти все в природе, специфика поколений подчинена нормальному распределению. То есть, условно, из 10 000 рожденных в 2005-2010 гг. большинство будут скорее зумерами, но найдется сотня больше похожих на миллениалов, и столько же похожих на альфа. Как и в контексте региональном – не надо всех чесать под одну гребенку и не глядя навешивать ярлыки поколений.
Какие они?
Тем не менее, если мы возьмем по типичному представителю, вот с самой вершинки колокола, из разных поколений, то разница будет заметна. Какие отличия вижу я:
1) Пресловутая «клиповость» мышления и восприятия. Да, нынешние студенты (за последние лет 5 примерно) с трудом воспринимают большие объемы информации, им надо нарезать на кусочки. Сюда же можно приписать и что-то похожее на СДВГ – необходимость постоянно переключать внимание. При чем это монета с двумя сторонами: если ситуация требует постоянного переключения внимания и внимания к «1000 мелочам», то тут зумеры будут эффективнее своих предшественников.
2) Большая цифровизация - переворачиваются понятия об удобстве. Если я, когда беру статью на рецензию, предпочту ее распечатать и почирикать ручкой, то современные студенты охотно пишут конспект пером на айпаде. Аналогично и с онлайн курсами – для зумеров необходимость воспринять какую-то информацию из видео, а не вживую, это скорее плюс чем минус. Можно ставить на паузу, увеличивать скорость, проматывать… С живым лектором так не получится.
3) Широкие личные границы, при чем не только свои, но и чужие. Здесь я имею в виду тягу написать вместо позвонить или, тем более, прийти лично. Во время того же он-лайн курса мне скорее напишут вопрос в чат, чем зададут голосом. Справедливости ради, эта тенденция свойственна еще моему поколению, но у зумеров она набрала обороты до того, что вместо того, чтобы нажать кнопку звонка, некоторые присылают сообщение «мы за дверью».
4) Меньшая тяга к владению чем-либо. Зачем покупать машину, если есть каршеринг? Зачем покупать квартиру, когда можно ее снимать? Ценность обладания и приватности заменяется на большую свободу и мобильность. Кстати, можно заметить аналогию с предыдущим пунктом. Чем читать большую книгу, лучше 1000 мелких заметок. Чем покупать одну дорогую квартиру, лучше снять по очереди 5 разных за недорого. Сменил работу и стало неудобно ездить? Просто переселяешься поближе. Надоел внешний вид? Вместо долгого и дорогого ремонта просто выбираешь новое жилье.
5) Кстати, любовь к самокатам и прочим СИМам – это комбинация из двух предыдущих пунктов. Во-первых, это средство передвижения, которое не надо покупать, а можно взять где угодно и бросить где угодно. Во-вторых, вместо долгой и монотонной прогулки ты получаешь быстрое переключение локаций.
Можно говорить и о других особенностях – большее внимание к вопросам экологии и потребления, другая эмоциональная конституция (например, непринятие сарказма), вкусы в музыке и кинематографе. Я обозначил именно те, которые сам наблюдаю.
Кто прав?
Теперь от наблюдений к анализу. К сожалению, в современном обществе любят все радикализировать и доводить до искусственного конфликта (так выгоднее для СМИ, соцсетей и правительств). Я же, как кот Леопольд из советского мультика, за то, чтобы жить дружно. Отличия поколений – не повод считать, что одно чем-либо лучше другого, но и отрицать, что различия есть – тоже глупо. (Кстати, ровно такую же фразу я могу повторить при разговоре о различиях полов или наций). Старшему поколению важно понимать, что изменения, которые мы видим – это не какая-то странная генетическая мутация. Сама жизнь и то, как она устроена, создала поколения такими, какие они есть. Отсюда же и запаздывание смены поколений в регионах. Комфорт в прохождении он-лайн курсов – это последствия всеобщей цифровизации, помноженные на эффект от ковида. Если к этому добавить больший объем личного пространства, доступный с детства, мы получаем широкие личные границы и робость в живом общении. Клиповость мышления и «скачущий» фокус внимания – это ответ на колоссальный поток информации, несравнимый с тем, который окружал нас в детстве. Все поколенческие отличия – это эволюционный ответ на меняющийся мир, и бороться с ними значит бороться с самим прогрессом. От лица преподавательского сообщества могу сказать, что наша задача – не переучивать студентов работать и мыслить так, как привыкли мы, а, наоборот, через призму их восприятия, замечать глобальные перемены и подстраиваться под них, чтобы идти в ногу со временем.
Есть, как всегда, и другая сторона. Мировоззрение каждого психически здорового человека меняется в течение жизни. С возрастом меняется окружающая нас действительность, меняется наш организм, появляется накопленный опыт, и все это неизбежно приводит к смене ценностей и установок, манеры поведения. Как говорил Черчилль Познер*:
«Кто в молодости не был революционером, тот лишён сердца, кто в зрелости не стал консерватором, тот лишён ума».
То есть о нынешнем поколении мы можем судить только в его молодости, и мы не знаем к каким мнениям и образу жизни оно придет в нашем возрасте (и тем более какими мы сами будем в то же время). Эволюционные процессы неотвратимы не только в масштабе видовом, но и в вопросах развития конкретной особи. Скорее всего, через 10 лет дистанция в понимании между миллениалами и зумерами сократится, и они плечом к плечу будут удивленно смотреть на расцвет поколения альфа, и с еще большим непониманием замечать первые черты будущих бета.
Завершая, отвечу на тот самый вопрос преподавателю. Нынешние студенты такие, какими они и должны быть. Такие, какими их сделала окружающая действительность, и, в частности, мы с вами.
А какие явные различия между поколениями видите вы? Пишите в комментариях.
*Сам Познер ошибочно приписал эту цитату Черчиллю. Похожие строки писали значительно менее известные Бенджамин Дизраэли («Кто в 16 лет не был либералом, не имеет сердца. Кто к 60 не пришел к консерватизму, не имеет головы») и Франсуа Гизо («Кто не республиканец в 20 лет, у того нет сердца. Кто республиканец после 30, у того нет головы»). Поскольку данные источники несколько туманны, а вот Владимир Владимирович такие слова точно произнес, сошлюсь на него.