Найти в Дзене
AkerMehanik (Акер Механик)

Что можно сделать, если стучат гидрокомпенсаторы: опыт механика

Всем привет, уважаемые автомобилисты! Сегодня статья для тех, кто любит думать головой и что-то делать своими руками, а не просто ездить. Многие из вас сталкивались с таким неприятным явлением как: на горячем двигателе вдруг начинают стучать (громко работать) гидрокомпенсаторы. Масло подается недостаточно, и компенсатор перестаёт обеспечивать нужный зазор между кулачком распредвала и стержнем клапана. Это сопровождается специфичным металлическим постукиванием, возникающим как при запуске холодного двигателя, так и на хорошо прогретом агрегате. Но дело в том, что стук гидрокомпенсаторов может возникать не только на горячем двигателе. Чаще всего он возникает на холодном двигателе при запуске автомобиля «на холодную». Появление стука на горячем и холодном двигателе может зависеть как от одних и тех же причин, так и от совершенно разных факторов, которые между собой не связаны. Гидрокомпенсаторы «стучат» гораздо заметнее на горячем двигателе, причём преимущественно на холостых оборотах
Оглавление

Всем привет, уважаемые автомобилисты!

Сегодня статья для тех, кто любит думать головой и что-то делать своими руками, а не просто ездить.

Проблема стука гидрокомпенсаторов

Многие из вас сталкивались с таким неприятным явлением как: на горячем двигателе вдруг начинают стучать (громко работать) гидрокомпенсаторы.

Масло подается недостаточно, и компенсатор перестаёт обеспечивать нужный зазор между кулачком распредвала и стержнем клапана. Это сопровождается специфичным металлическим постукиванием, возникающим как при запуске холодного двигателя, так и на хорошо прогретом агрегате.

-2

Но дело в том, что стук гидрокомпенсаторов может возникать не только на горячем двигателе.

Чаще всего он возникает на холодном двигателе при запуске автомобиля «на холодную».

Появление стука на горячем и холодном двигателе может зависеть как от одних и тех же причин, так и от совершенно разных факторов, которые между собой не связаны.

Как звучит стук?

Гидрокомпенсаторы «стучат» гораздо заметнее на горячем двигателе, причём преимущественно на холостых оборотах. На холодном двигателе ударный звук может проявиться сразу после старта или кратковременно спустя несколько секунд, иногда быстро стихая.

Почему стучат гидрокомпенсаторы и как устранить проблему?

Для начала важно правильно поставить диагноз, иначе легко можно «попасть на деньги». Диагностика проблемы зачастую проста и обходится значительно дешевле ремонта механической части мотора.

Шаг №1: Убедитесь, что стучат именно гидрокомпенсаторы

Подтвердить источник звука нужно только на разогретом двигателе, когда температура масла превышает +95 °C. Именно стук гидрокомпенсаторов характеризуется отчётливым металлическим звучанием.

-3

Если сомневаетесь, обратитесь к специалисту, который сможет отличить стук гидриков от посторонних звуков вроде щёлканья клапана адсорбера, толкателей ТНВД или фазорегуляторов. Ведь нередко владельцы тратятся зря, ремонтируя не тот узел, и всё равно остаются ни с чем.

Например, многие принимают звуковой сигнал клапана адсорбера за стук гидрокомпенсаторов. Этот звук схож, однако носит скорее пластмассово-глухой оттенок.

-4

Основные причины стука гидрокомпенсаторов:

Причина №1: Замена моторного масла

Самая распространённая причина — использование некачественного или несоответствующего требованиям масла. Особенно актуально это для двигателей BMW, Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, Hyundai. Чтобы избежать проблемы, рекомендую заливать проверенное масло, которое соответствует спецификациям производителя.

Причина №2: Забитые масляные каналы ГБЦ

При большом пробеге двигатель накапливает отложения, которые ухудшают проходимость масляных каналов головки блока цилиндров. Это влияет на работу гидрокомпенсаторов лишь на горячем двигателе, так как холодное масло обладает большей вязкостью, обеспечивая лучшее смазывание. По мере прогрева масло становится менее вязким, ухудшая условия смазки.

Бывает конечно, что деградируют в своей работе обратные клапана ГБЦ масленой системы. Но это как правило случается редко и требует вмешательства в механику мотора.

Хорошее моторное масло должно сохранять стабильную вязкость в диапазоне рабочих температур. Например, масло класса SAE 5W-40 сохраняет оптимальные характеристики при температуре около +100°C, сохраняя вязкость порядка 12–13 единиц.

Иногда помогает переход на более вязкое масло типа 5W-40, но опять же убедитесь, что оно одобрено производителем.

Причина №3: Засорённый масляный фильтр

Редкая, но возможная причина — низкое качество масляного фильтра, приводящее к недостаточному очищению масла и потере необходимого давления в гидравлической системе гидрокомпенсаторов. Неоднократно сталкивался с фильтрами «непонятных» производителей которые не просто не работали, сминались внутри корпуса и реально вредили двигателю не давая нормально работать редукционному клапану.

-5

Причина №4: Неподходящий уровень масла

Неправильный уровень масла может привести к появлению воздушных включений («пенится») в масле, что провоцирует стуки гидрокомпенсаторов.

Недостаточный уровень масла увеличивает риск повреждения компонентов системы, включая турбину. Но данный фактор маловероятен в современных двигателях.

Причина №5: Износ масляного насоса

Это фактор уже конечно компетенция автомеханика «заметить» падение давления масла.

Отмечу, что «просаженное» давление не обязательно вызывает включение сигнализации на приборной панели. Оно может быть в пограничных пределах.

-6

Проверка состояния масляного насоса это проверка есть ли износ, что приводит к недостаточной прокачке масла, вызывая перебои в работе гидрокомпенсаторов.

Однако будьте осторожны: порой причиной падения давления масла оказываются загрязнённые каналы, а не сам насос. Перед заменой насоса рекомендуется проверить все возможные пути поступления масла. Такие как балансирные валы, опоры распредвалов и обратные клапана.

Причина №6: Механический износ гнезда гидрокомпенсатора

По мере эксплуатации металл головки блока расширяется, увеличивая зазоры, что приводит к возникновению ударов гидрокомпенсаторов.

Весьма редкая причина, все же случается.

Причина №7: Проблемы внутри самих гидрокомпенсаторов

Хотя крайне редкий случай, но возможны неисправности гидравлики или механических элементов компенсатора. Обычно такие проблемы возникают вследствие загрязнения компенсатора продуктами износа двигателя или некачественным сервисом при обслуживании.

-7

Что делать дальше?

Проблема стука гидрокомпенсаторов встречается довольно часто, и точное определение её первопричины доступно лишь опытному автомеханику.

Тем не менее, существует простая последовательность действий, позволяющая самостоятельно локализовать проблему:

1. Проверьте уровень и качество масла. Для снижения шума от работы ГБЦ и вообще в целом, можно использовать моторные масла с большим содержанием в своем составе органического молибдена который снижает шум работы двигателя.

2. Используйте подходящие добавки-присадки, улучшающие свойства масла и восстанавливающие чистоту каналов.

3. Оцените состояние фильтров и магистралей подачи масла.

4. Проверьте целостность клапанов фазовращателей (если применимо).

5. Только потом принимайте решение о ремонте сложных узлов, с разборкой таких как фазы ГРМ или замену масляного насоса.

Помните, что правильный выбор масла и регулярное обслуживание способны существенно продлить срок службы двигателя. Лучше брать моторные масла с большим щелочным числом, что улучшает моющие свойства от отложений и загрязнений.

Заключение

Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в причинах стука гидрокомпенсаторов и подсказала способы решения проблемы. Берегите свои двигатели и путешествуйте спокойно!

Если указанные меры не помогли, потребуется разборка двигателя для детальной диагностики состояния гидрокомпенсаторов и системы подачи масла.

Помните, своевременная диагностика и правильная эксплуатация автомобиля помогут предотвратить серьёзные поломки и сэкономить средства на ремонте. Удачи на дорогах!