Я была очень заинтригована аннотацией к новой книге Александры Марининой. Прочитав, что действие романа происходит в 2090 году, решила, что роман фантастический. Довольно резкий и неожиданный переход зрелого автора в иную ипостась одновременно возбуждал интерес и тревожил. Какой же оказалась книга?
Во-первых, Маринина нисколько не изменяет себе и своему стилю. Я с удовольствием читала её книгу и узнавала любимого автора. Весь свой опыт и видение нашей жизни писательница вкладывает в свой текст. По её книгам в будущем будут изучать наше время. Все приметы времени — как птички на жёрдочке. Нагляднее не бывает.
Во-вторых, Маринина учла «вселенский плач» на тему, что в её книгах много пространных рассуждений. В «Посохе двуликого Януса» их практически нет. Роман динамичный. Да, тем и смыслов много, но подаются они не в виде описаний или монологов, а в большей степени встроены в диалоги. Нет чрезмерной назидательности, но есть над чем подумать.
Действие книги происходит в Москве в двух временных точках и соответственно с разными героями.
2024 год. Молодая девушка Анисия Золотарёва была блогером. Она занималась тем, что выявляла телефонных мошенников, которых развелось немерено. Они звонили направо и налево, обманывали доверчивых людей, чаще всего пенсионеров, целые спектакли разыгрывали. Да вы и сами представляете, как это происходит. Анисия была очень хорошей девушкой, неравнодушным человеком. И просто не могла стоять в стороне. Однако одной ей было трудно быть убедительной, делать яркие обличительные видео. Она предложила своему соседу, полковнику полиции в отставке, помочь ей выводить мошенников на чистую воду. Тихий, замкнутый в себе Юрий Костантинович Пашутин согласился. И у них всё отлично получалось. Но спустя какое-то время произошло страшное. Девушку нашли убитой в парке. А её сосед был найден повешенным в собственной квартире. Следствие очень быстро свернули с вердиктом — убийство и самоубийство. Якобы Пашутин убил Золотарёву и повесился.
2090 год. Спустя 66 лет сын знаменитого писателя Стражалковского решил узнать, что же произошло на самом деле в этой истории. Популярнейшая книга отца о преступлениях конца XX — первой четверти XXI века перестала продаваться, денежный поток иссяк. Пошли обвинения, что, мол, автор в своей книге подтасовывал факты, писал неправду. Чтобы успешно переиздать книгу, нужны были факты и доказательства, подтверждающие правдивость книги. Самым свежим, а потому доступным для изучения, описанным в книге случаем было двойное убийство 2024 года. Именно туда надо отправить человека и всё узнать. Да-да, речь идёт о перемещениях во времени.
В 2090 году люди научились преодолевать время. Изобрели Туннель, программу, по которой можно было отправиться в прошлое. Главных условий было два. Первое — человек должен был в этот период уже родиться. Второе — место, куда он переместится, должно находиться в пределах 50 км от того места, где он находился в то время сам.
Главная героиня истории — Наяна — работает инструктором в Тоннеле. Она готовит людей для отправки в прошлое. По госпрограмме у неё есть пять возрастных студентов и этого мало для того, чтобы повысить свой уровень и, соответственно, зарплату. И тут ей дают на подготовку частника, которому нужно попасть в 2024 год. Его нанял сын писателя Стражалковского...
Большая часть событий в романе развивается в 2090 году, история связана с перемещениями во времени, НО это не научная фантастика, здесь не будет описаний процесса перемещения, самого Тоннеля и прочих технических моментов. Я бы назвала фантастическую линию в книге фантастическим допущением. Хотя, конечно, в рамки социальной фантастики книга прекрасно помещается. Автор пишет о социальных проблемах, рассматривает их как с философской, так и с этической точки зрения. Мир будущего показан читателю таким, к какому мы уже сейчас идём семимильными шагами. Всё совершенно понятное и узнаваемое.
Люди перестали делать что-либо своими руками, зачем, например, шить, готовить, ходить в магазин, если можно всё заказать (купить), не выходя из дома. Люди перестали общаться вживую, зачем тратить время на дорогу и совместный досуг, если все вопросы можно коротко решить с помощью мессенджеров. Нет, есть, конечно, люди, которые готовят, встречаются с друзьями, читают бумажные книги, беспокоятся о чувствах близких. Их в 2090 году называют «ретро», негласно преследуют, могут запросто уволить с работы. В этом мире они вольнодумцы, люди, способные думать, чувствовать, принимать решения. Люди неудобные, неправильные, не соответствующие «линии партии и правительства».
Активное использование возможностей цифровых технологий в таком обществе ведёт к утрате интеллектуальных способностей. Вот довольно наглядная цитата из романа. Она прекрасно характеризует то, что беспокоит Александру Маринину, и что она хочет донести до читателя:
«Любая эмоция имеет свою энергию, но ее можно уловить и почувствовать только при реальном общении, при живом контакте. Поймите, друзья мои, энергия – это физическая субстанция, она как запах: в реале вы его чувствуете, а онлайн – нет, никак. Вы можете до умопомрачения смотреть кулинарные шоу, но вы никогда не узнаете, как пахнет то, что готовят на экране. Вы можете с утра до ночи смотреть один и тот же отрывок из фильма или спектакля, но вы никогда не ощутите ту боль или тот восторг, который на самом деле исходит от исполнителя. Именно поэтому в онлайн-общении так легко обмануть. И если вы привыкли общаться в основном с головами на экранах мониторов, вы не научитесь распознавать истинные чувства собеседника. Кроме того, вы не научитесь выдерживать неприятные и трудные разговоры. Сейчас вы в любой момент можете сослаться на перебои со связью, сказать, что у вас пропало изображение или что-то со звуком, отключиться, взять паузу и подумать, прежде чем снова соединиться. В реальном общении такие фокусы не проходят, и вам придется научиться быстро соображать и быстро реагировать, без всяких пауз».
«Посох двуликого Януса» — одновременно и вполне характерный для Марининой роман, и необычный. С первой необычностью, фантастической, я вас познакомила. До сих пор фантастику Маринина не писала и в будущее так далеко не заглядывала. Вторая необычность — в книге есть романтическая линия. И линия необычная. Я бы, конечно, при случае порасспросила писательницу, как она решилась на такой ход. Сразу предупрежу, не подумайте о чём-то нетрадиционном. Здесь всё как положено — женское, мужское.
О чём же новый роман Марининой?
Это роман о времени, о прошлом, которое сказывается на будущем. Не напрасно в названиие вынесен Двуликий Янус, древнеримский бог времени, изображаемый с двумя лицами, смотрящими в прошлое и будущее.
Это роман о людях. О том, что при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком, не изменять себе. Иначе последствия могут быть очень печальными.
Это книга о непредсказуемости жизни, невозможности загнать её в план или схему. О том, что деньги не приносят счастья. А счастья не бывает без любви.
Книга о трудном выборе, ошибках и умении вовремя их исправлять. В книге сразу несколько положительных героев, между главными героями есть определённая перекличка. Герои — дополнительный плюс в пользу произведения.
Я бы, наверное, могла... читать такие книги стопками. Душа отдыхает. При этом и эмоционально включаешься, и подумать есть о чём, и интересно по-настоящему. К героям буквально прирастаешь. По этой причине гибель Анисии Золотарёвой и Юрия Пашутина воспринимается болезненно. Казалось бы, могла писательница обрисовать их в общих чертах, по касательной, коли придётся так быстро расстаться. Но нет. Писать так, чтоб не тронуло, Маринина не стала. Зато она порадовала читателей в финале книги. Вот прям щедро. Что тоже вполне необычный для неё ход.
Планируете читать новинку Марининой?
Друзья, приглашаю вас на свой канал на Boosty. Там мы проводим совместные чтения, там я рассказываю о своих путешествиях, публикую свои личные дневники. Ну и, конечно, жду вас в Телеграме!