Найти в Дзене
окно в икону

Девятый псалом: иллюстрации. Часть вторая

С праздником, уважаемые читатели! Новый аспект в раскрытии темы Господа-Судии дают следующие строки: «И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой» (А Господь вовеки пребывает, уготовил для суда Престол Свой). Они тоже иллюстрируется образом Господа, сидящего на престоле, но изображение отличается несколькими деталями. Во-первых, здесь престол – это трон, Христос представлен как Царь. Во-вторых, от основания трона (или даже ног Господа) вытекает огненная река, которая образует огненное озеро. Эти детали отсылают нас к теме Страшного Суда. Спас на престоле. 14 в. Киевская псалтирь. Наконец, появляется изображение, которое объединяет оба подхода. Здесь есть и тема богослужения, и тема Страшного Суда. Иллюстрация к девятому псалму. 17 в. Псалтирь с толкованием. И ещё этот образ вводит много изображений среди образов этого псалма, в которых царь Давид пишется в молитве к Господу. Так как в девятом псалме царь Давид неоднократно обращается к Господу, естественно, что иллюстрирует

С праздником, уважаемые читатели! Новый аспект в раскрытии темы Господа-Судии дают следующие строки: «И Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой» (А Господь вовеки пребывает, уготовил для суда Престол Свой). Они тоже иллюстрируется образом Господа, сидящего на престоле, но изображение отличается несколькими деталями. Во-первых, здесь престол – это трон, Христос представлен как Царь. Во-вторых, от основания трона (или даже ног Господа) вытекает огненная река, которая образует огненное озеро. Эти детали отсылают нас к теме Страшного Суда.

Наконец, появляется изображение, которое объединяет оба подхода. Здесь есть и тема богослужения, и тема Страшного Суда.

Иллюстрация к девятому псалму. 17 в. Псалтирь с толкованием.
Иллюстрация к девятому псалму. 17 в. Псалтирь с толкованием.

И ещё этот образ вводит много изображений среди образов этого псалма, в которых царь Давид пишется в молитве к Господу. Так как в девятом псалме царь Давид неоднократно обращается к Господу, естественно, что иллюстрируется и такая тема. Но показано моление в разных псалтирях по-разному, может относиться к разным строкам. Где-то иллюстрируется первая срока: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя» (Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, поведаю чудеса Твои).

Но в некоторых псалтирях идея принимает более определённый характер, мысль как бы заостряется. В приведённых ниже примерах царь Давид не только молится, но и указывает на человека, почти обнажённого и сидящего на земле. По контексту псалма его можно истолковать как врага, который побеждён силой Божией и погибает от своих грехов. Но поскольку в толковании святителя Афанасия Великого этот враг толкуется как смерть, то этот образ можно проинтерпретировать как образ умершего человека (либо физически, либо духовно, либо и так, и так). Царь Давид указывает на погибшего, и прославляет Бога за справедливость.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!