В эпоху Второй Мировой Войны, когда практически весь мир был охвачен войной на земле и в воздухе, происходило немало технических прорывов. Именно тогда в итальянских мастерских довольно мучительно и небыстро рождался самолет, который должен был изменить ход воздушных сражений. Речь идёт о Fiat G.55 Centauro («Кентавр») — название, которое сегодня почти забыто, на фоне великолепных советских, немецких, американских и английских авиамашин. Но именно этот истребитель в 1943-м году стал настоящей звездой неба.
Этот истребитель, созданный в условиях кризиса и неопределенности, оказался настолько совершенным, что даже немецкие специалисты признали его лучшим самолетом Оси. Посему возникает вопрос: как простой итальянский конструктор смог создать машину, которая превосходила немецкие аналоги? И почему этот «Кентавр» так и остался тайной авиационной истории? Давайте же постараемся разобраться с ними в рамках новой статьи на канале «Культурный код».
Рождение «Кентавра»: когда Италия решила бросить вызов Германии
В конце 1930-х годов Италия столкнулась с серьезной проблемой: ее авиация отставала от европейских конкурентов как минимум на порядок. Итальянские истребители, такие как Fiat G.50, уступали современным моделям Германии и Великобритании. Однако в 1941 году все изменилось.
Главный конструктор Fiat — Джузеппе Габриелли, предложил смелую идею — создать новый истребитель на базе немецкого двигателя Daimler-Benz DB 605. Этот агрегат, лицензионная копия которого получила название Fiat RA.1050 «Tifon», обещал мощность и надежность, которых не хватало итальянским самолетам.
Первый прототип G.55 поднялся в воздух 30 апреля 1942 года. Командир Валентино Кас, летавший на этой машине, был поражен: самолет демонстрировал превосходные летные характеристики. В отличие от многих своих предшественников, G.55 сочетал в себе легкость, маневренность и мощное вооружение. Его крыло с площадью 21,11 квадратных метров обеспечивало отличную устойчивость на больших высотах.
G.55 стал частью «Серии 5», которая включала также Macchi C.205 и Reggiane Re.2005. Эти самолеты были разработаны вокруг единого двигателя, что позволило Италии создать единую линейку истребителей, способных конкурировать с немецкими Bf 109 и Fw 190. Однако именно G.55 выделялся своей сбалансированностью — он не был слишком тяжелым, как некоторые аналоги, и не слишком хрупким, как другие.
Небесная битва: как «Кентавр» сражался против союзников
8 июня 1943 года G.55 впервые принял участие в боевых действиях, защищая Сардинию от налетов союзной авиации. Итальянские пилоты быстро оценили его преимущества: мощное вооружение, высокую скорость и отличную управляемость. В отличие от Macchi C.202, который терял эффективность выше 8000 метров, G.55 сохранял высокую производительность даже на критических высотах. Его 20-мм пушка MG 151/20 и четыре 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT позволяли эффективно сбивать тяжелые бомбардировщики B-17, которые ранее казались почти неуязвимыми.
Однако вскоре Италия раскололась. После подписания перемирия 8 сентября 1943 года страна разделилась на две части: королевское правительство на юге и фашистская «Республика Сало» на севере. G.55 оказался в центре этого конфликта. Часть самолетов перешла королевским силам, часть к нацистской Германии, другие — к итальянским фашистам.
В феврале 1943 года немецкая комиссия под руководством Оберста Петерсена провела тщательные испытания G.55 в сравнении с Bf 109 и Fw 190. Результаты шокировали: немецкие специалисты признали, что итальянский истребитель превосходит их собственные модели по скороподъемности и управляемости на больших высотах. Геринг лично одобрил производство G.55 в Германии, но планы так и остались нереализованными из-за военных событий.
Повезло, что военные события не позволили итальянцам развернуться «на всю катушку»: за всю Войну, итальянцы создали всего 349 G.55. Однако эти машины стали символом гордости: они продемонстрировали превосходство над такими легендами, как Spitfire и P-51 Mustang.
После Войны: как «Кентавр» продолжил служить
Война закончилась, но жизнь G.55 только начиналась. В 1946 году Fiat возобновил производство истребителя, используя оставшиеся запасы компонентов. Создали две новые модификации: G.55A — одноместный учебно-боевой самолет и G.55B — двухместный учебный вариант. Первые прототипы поднялись в воздух в сентябре 1946 года, и вскоре итальянские ВВС закупили 19 машин G.55A и 10 G.55B.
Однако наибольший интерес к «Кентавру» проявила Аргентина. В 1947 году страна закупила 30 одноместных и 15 двухместных модификаций. Эти самолеты стали основой аргентинской авиации в послевоенные годы.
В 1951 году G.55 даже участвовали в попытке военного переворота против правительства Хуана Перона. Пилоты из Grupo 2 de Caza попытались перейти к повстанцам, но были арестованы, а самолеты обездвижены. Этот эпизод стал последним значимым событием в истории аргентинских «Кентавров».
В Сирии и Египте G.55 также нашли применение. Сирия заказала 30 самолетов, из которых 26 были одноместными (G.59-2A) и четыре — двухместными (G.59-2B). Эти машины использовались в течение нескольких десятилетий, демонстрируя долговечность итальянской конструкции. А в Италии, где производство было полностью восстановлено, создали модификации G.59-4A и G.59-4B с каплевидными фонарями кабины для улучшения обзора. Эти самолеты служили в летных училищах до середины 1950-х годов.
Технические чудеса: что делало G.55 таким уникальным
G.55 был настоящим инженерным шедевром. Его длина составляла 9,37 метра, размах крыла — 11,85 метра, а высота — 3,13 метра. Площадь крыла в 21,11 квадратных метров обеспечивала отличную устойчивость на больших высотах. Масса пустого самолета была всего 2630 килограммов, что позволяло ему легко маневрировать, несмотря на мощное вооружение.
Двигатель Fiat RA.1050 «Tifon», развивал мощность 1475 лошадиных сил. Это позволяло G.55 развивать максимальную скорость 623 километра в час на высоте 7000 метров. Практический потолок самолета достигал 12 750 метров. Скороподъемность в 13,9 метра в секунду делала G.55 одним из самых быстрых истребителей своего времени.
Бомбовая нагрузка в 320 килограммов делала G.55 универсальным самолетом, способным выполнять задачи как истребителя, так и штурмовика.
G.55 Centauro — это история о человеческом гении, о том, как инженеры, работающие в условиях кризиса, создали машину, которая превзошла все ожидания. И не вина машины, что она долгое время сражалась на другой стороне. Это не делает её хуже. Это делает её уникальнее.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.