С приобретением Delivery Club «Яндекс» может стать монополистом рынка доставки еды. Однако на интеграцию двух сервисов уйдет время, которым могут воспользоваться другие игроки, чтобы составить конкуренцию корпорации. У кого на это больше всего шансов и есть ли место на рынке для независимых фудтех-проектов?
Рынок доставки еды долгое время был ареной противостояния двух крупных игроков — «Яндекс Еда» и Delivery Club. После приобретения последнего через сделку с VK, «Яндекс» устранил прямого конкурента и теперь намерен утвердиться в роли монополиста. Однако два сервиса серьезно истощили свои ресурсы на маркетинговые баталии и субсидии курьерам, и теперь им важно начать отдавать инвестиции.
«Яндекс» объявил о создании единой технологической платформы для обеих служб доставки, но пока что они функционируют как отдельные подразделения, работающие с ресторанами, клиентами и курьерами отдельно. Во время интеграции полномочия команды Delivery Club, скорее всего, сократятся главным образом до взаимодействия с клиентами, а маркетинговый бюджет будет уменьшен. Означает это существенные перестановки в управлении. Кроме того, часть курьеров придется уволить, так как в пиковые и низкие периоды примерно 30% из них простаивают. Планируется снижение общего количества простаивающих сотрудников.
Процедура объединения сервисов заняла бы не менее полугода, а может растянуться на несколько лет — пример интеграции сервиса FoodFox, приобретённого «Яндекс Такси» в 2017 году, до сих пор не завершён. Сегодня часть курьеров продолжает работать через приложение «Яндекс Еды» (бывшее FoodFox), а часть — через «Яндекс Про».
Основная цель «Яндекса» сейчас — сбалансировать экономику всех фудтех-проектов, сократить расходы и повысить прибыль. Delivery Club остаётся убыточным, ситуация осложнена последствиями февральских событий, и корпорация вынуждена адаптироваться, а не просто доминировать. Это открывает окно возможностей на ближайшие полгода — год, который может привлечь новых участников на рынок.
Создание конкурирующего агрегатора, сравнимого с объединённым сервисом «Яндекса», требует больших ресурсов и времени — ориентировочно два года при наличии финансирования и опытной команды. Однако вряд ли «Яндекс» оставит окно открытым так долго — через несколько лет аудитория и рестораны укрепятся у объединенного сервиса, и отток клиентов в новом проекте будет затруднён.
Возможны различные сценарии развития:
- Рассмотрение входа на рынок крупных маркетплейсов с собственным трафиком и логистикой, таких как Ozon и Wildberries. Они могут привлечь рестораны с самостоятельной доставкой и зарабатывать комиссию без необходимости строить экспресс-логистику. При развитии собственной быстрой доставки, например, Ozon, это даст им рыночное преимущество.
- Усиление позиций существующих игроков, вроде Chibbis, потенциально через партнёрства с новыми компаниями в период открытого окна возможностей.
- Возрождение давно закрытых сервисов доставки еды, например, проекта «Около» от «Пятёрочки».
- Привлечение иностранных игроков из дружественных стран, таких как Zomato, Swiggy или Didi, которые могут выйти на рынок России самостоятельно или купить локального конкурента.
- Заключение сделок маркетплейсов с готовыми ресторанными базами — к примеру, покупка сервисов с уже налаженной сетью ресторанов — чтобы ускорить процесс набора партнеров.
Некоторые ритейлеры, банки или девелоперы, ранее пытавшиеся выйти на рынок доставки (как «Самолет» с инвестициями в dark kitchen), столкнутся с необходимостью развивать интерфейсы для заказов и привлекать покупателей, что займет время и ресурсы.
С ростом роли «Яндекса» уменьшится доля ресторанов в управлении комиссиями — вероятно, они будут вынуждены платить больше, что способно подтолкнуть их к созданию собственных внутренних агрегаторов. Крупные ресторанные холдинги, такие как Ginza Project, White Rabbit или заведения Аркадия Новикова, могут сосредоточиться на одинаковом приложении с доставкой из всех своих брендов. Уже есть положительный опыт, например, у сети «Тануки» с их TanukiFamily.
Интересно, что попытка создать внешний агрегатор на базе ресторанной сети рискует вызвать недоверие других ресторанов, опасающихся, что агрегатор будет использовать данные о клиентах в своих интересах. Поэтому вызов — сделать такой сервис привлекательным и нейтральным.
Что касается независимых фудтех-компаний, то вопрос их места в эпоху монополизации «Яндексом» стоит остро. Рынок доставки пищи значительно отличается от рынка такси: в доставке еду важнее ассортимент ресторанов и зоны доставки, а не только цена и скорость. Это доказывает существование и развитие проектов вроде Broniboy, успешно работающего пять лет несмотря на мощных конкурентов.
Перспективны сегменты:
- Сервисы доставки из фудкортов и фудмаркетов (Hungry Ninja, Eat Market), которые могут расти при расширении ассортимента и увеличении заказов.
- Курьерские и логистические платформы (Master Delivery, «Чекбокс»), пока что без клиентского интерфейса, с потенциалом роста через расширение клиентской базы или слияния.
- Региональные проекты с собственной логистикой (Chibbis, «Крым.Еда», «Екдоставка» в Нижнем Новгороде, Madyar Collection в Краснодаре), которым для выхода на рынок нужны амбиции и инвестиции.
Таким образом, независимые проекты сохраняют шанс, но по мере завершения интеграции «Яндекса» бороться с ним станет сложнее. Более того, новый крупный конкурент «Яндекса» может появиться в обозримом будущем, осложнив ситуацию для мелких игроков.
Расскажи понравилась ли тебе статья или просто поставь лайк, чтобы помочь в продвижении статьи. А если хотите устроиться в Яндекс Еда то эта ссылка для вас, если хотите, переходите и пробуйте.