Найти в Дзене
ТАЁЖНЫЙ ДЗЕН

ГАДАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Сейчас нам может показаться, что для получения интересующей скрытой информации необходимо обязательно использовать карты Таро, маятники, рамки, чат GPT и т.д. Но наши предки успешно обходились совершенно обычными вещами, окружавшими их. Предметы, используемые в ритуалах гаданий, составляют обширный круг бытовых вещей, пищи, одежды, орудий труда, растительных и природных объектов и даже мусора. Заметная роль в этом ряду отводится ритуальной пище, прежде всего обрядовому хлебу, блинам, специально испечённым для гадания булочкам, хлебным крошкам, а также крупяным блюдам — кутье, каше. Имеющая особое сакральное предназначение (символическое «кормление духов») ритуальная пища часто была самостоятельным объектом гадания, или само её наличие создавало условия для получения знаков судьбы. Многие виды гадания требовали, чтобы гадающий имел при себе пищу с праздничного стола. Из предметов домашнего и хозяйственного обихода чаще всего использовалась печная утварь (кочерга, ухват, хлебная лопата,

Сейчас нам может показаться, что для получения интересующей скрытой информации необходимо обязательно использовать карты Таро, маятники, рамки, чат GPT и т.д. Но наши предки успешно обходились совершенно обычными вещами, окружавшими их.

Предметы, используемые в ритуалах гаданий, составляют обширный круг бытовых вещей, пищи, одежды, орудий труда, растительных и природных объектов и даже мусора. Заметная роль в этом ряду отводится ритуальной пище, прежде всего обрядовому хлебу, блинам, специально испечённым для гадания булочкам, хлебным крошкам, а также крупяным блюдам — кутье, каше. Имеющая особое сакральное предназначение (символическое «кормление духов») ритуальная пища часто была самостоятельным объектом гадания, или само её наличие создавало условия для получения знаков судьбы. Многие виды гадания требовали, чтобы гадающий имел при себе пищу с праздничного стола.

Из предметов домашнего и хозяйственного обихода чаще всего использовалась печная утварь (кочерга, ухват, хлебная лопата, помело, а также вода, угли из своей печи), веник, квашня, горшок, решето, сито, ложка, блюдо, скатерть, полотно, зеркало, свеча, лучина, льняная кудель, коромысло, оглобля, хомут и т. п. Из предметов одежды — обувь, платок, фартук, пояс, головной убор, девичьи украшения.

Гадания в основном использовались для того, чтобы получить ответы на важные бытовые и личные вопросы. Люди хотели узнать о здоровье и благополучии семьи, погодных условиях, будущем урожае, приплоде скота, успехе в пчеловодстве, финансовом благосостоянии, судьбе близких, причинах болезней, выборе места и времени для строительства дома и других подобных темах.

Однако особой популярностью и детализацией отличались гадания, которые проводила молодёжь, особенно девушки. Когда гадали о браке, стремились выяснить имя будущего мужа или жены, их внешность, возраст, характер, род занятий и достаток. Также пытались предугадать, кто будет главным в семье, сколько родится детей, их пол и судьбу, кто из супругов проживёт дольше и прочие важные аспекты семейной жизни.

Максимов С. В. - «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903г.
Максимов С. В. - «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903г.

Реже встречаются гадания, с помощью которых пытаются выявить вора, колдуна или ведьму, узнать, где находится пропавшая корова, когда вернётся отсутствующий член семьи, как завершится планируемое дело и т.д.

Гадания могли быть индивидуальными, коллективными или общесемейными (когда совместно загадывалась судьба на каждого члена семьи). В основе многообразных способов гаданий лежат универсальные верования в то, что при соблюдении определенных условий (выбор времени и места, особое поведение гадающего, использование особых «гадательных» предметов и т. п.) человек может с помощью сверхъестественных сил получить знаки, в которых «зашифрована» его будущая судьба, и он должен суметь правильно истолковать их. Такими знаками могут быть:

  • сновидения;
  • случайно доносящиеся звуки, произнесённые кем-то слова;
  • отражение в гладкой поверхности (в зеркале, воде, стекле);
  • очертания тени, следов, вмятин;
  • формы, которые принимают растопленный воск, олово, вылитый в воду белок, выпеченный хлеб;
  • поведение животных и насекомых;
  • состояние расцветших, зеленых или увядших растений;
  • чётное или нечётное количество объектов;
  • осязательные ощущения (прикосновение голой или мохнатой руки, гладкой или шершавой поверхности);
  • выпавший жребий (выделение одного символического предмета из множества других);
  • цвет, размер, влажность или сухость предметов гадания;
  • исчезновение или сохранность оставленной на ночь вне дома ритуальной пищи; расположение брошенных предметов и др.

По своему функциональному назначению к гаданию примыкают приметы. Например, форму примет имеют гадания по природным явлениям (по обилию звёзд на небе, первому грому, прилёту птиц и т. п.), по случайной встрече, сновидениям, поведению животных и насекомых и т. п.

Максимов С. В. - «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903г.
Максимов С. В. - «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903г.

Отдельно нужно отметить гадательные книги - в основном переводные произведения, заимствованные православными славянами из Византии (и в меньшей степени с Востока), а славянами-католиками — из Западной Европы. Генетическая связь славянских гадательных книг с древнееврейскими, арабскими, греческими предсказательными сочинениями — свидетельство их древности как книжного жанра. Общие представления о славянских гадательных книгах дают индексы отреченных книг (ИОК) XIV—XVII вв., включающие перечень «богоотметных и ненавидимых книг». Некоторые гадательные книги, упомянутые в ИОК, до сих пор неизвестны (например, Чаровник, Волховник). В ИОК вносились не только названия сочинении, но и названия суеверных примет, не связанных с определенными текстами (стенотреск, мышеписк, окомиг, ухозвон). Хотя гадательные книги представлены у славян относительно поздними списками (за исключением гадательных приписок к Псалтыри, известных с XI в., они не встречаются в рукописной традиции ранее XIII в.), появление гадательных книги правомерно рассматривать в русле формирования славянской переводной литературы (IX — первая половина X в.).

Выделяются две группы славянских гадательных книг:

1) прогностики — сборники предсказаний, примет с толкованиями относительно природных и физиологических явлений (Громник, Лунник, Трепетник и др.);

2) книги, гадание по которым сопровождалось выполнением определенных действий (бросанием жребия) или вычислительных операций (Рафли, Планетник, Зверинец, Sortilegia). С этой группой текстов связаны гадания по Псалтыри (гадательные приписки на полях, «Число псалтырьно», «Гадания царя и пророка Давида»). В то же время Псалтырь может быть инструментом гадания (аналогично могут быть использованы любые книги Священного Писания, чаще всего Евангелие).

Поскольку, по народным представлениям, для угадывания будущего было необходимо посредничество духов, нечистой силы, умерших, ритуалы гадания осмыслялись как дело нечистое, грешное и опасное.

Чтобы установить контакт с духами, гадающие снимали с себя крест и пояс, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы, выходили из дома, не перекрестясь, шли к месту гадания молча, иногда босиком или в одной рубашке, тайком, чтобы никто не видел, исполняли ритуал, зажмурившись, прикрыв лицо платком.

В то же время принимали защитные меры против вредоносного воздействия нечистой силы: очерчивали вокруг себя круг кочергой, лучиной, головней, надевали на голову глиняный горшок, при коллективных гаданиях держали друг друга за мизинцы, после гадания совершали обряд «развораживання». Например, в Костромском крае обскакивали овин на левой ноге против солнца с приговором: «Чертово место, черт с тобой!», после чего заглядывали в темное окно в надежде увидеть суженого; затем обскакивали овин на правой ноге по солнцу со словами: «Богово место. Бог с тобой!» Верили, что если не «разворожиться», то можно сойти с ума или навсегда попасть во власть нечистой силы.

В соответствии с этими поверьями для гадания избирали нечистые места, где обычно обитали или появлялись духи. Такими местами считались заброшенные дома, нежилые помещения (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), а также места, осмысляемые как пограничное пространство между «своим» и «чужим» миром (печь, порог, внешний угол дома, забор, ворота, места возле колодца, источника, проруби, перекрёстки, расходящиеся дороги, межи, кладбища и т. п.).

Время, считавшееся благоприятным для гадания, также имело отношение к переломным, пограничным периодам, которые считались наиболее опасными. Основная масса гаданий была приурочена к зимнему и летнему солнцеворотам. Для русской традиции гадания после святок — редкое явление. Некоторые виды гаданий были растянуты во времени: например, за 12 дней до Рождества ставили в воду ветки плодовых деревьев, загадывая, расцветут ли они к Рождеству. В меньшей степени гадания характерны для весенне-летнего периода.

В масштабах суток для гаданий считались подходящими вечер и ночь. Восточные славяне считали, что гадать можно только до первых петухов, дальше уже ничего не угадывается.

Для гаданий предназначался именно канун праздников. Русские объясняли это тем, что праздничная церковная служба изгоняет бесов, поэтому к их помощи следует прибегать накануне.

Максимов С. В. - «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903г.
Максимов С. В. - «Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903г.

Помимо гаданий в определённые календарные периоды, о судьбе узнать можно было и:

  • во время похорон и поминок (гадали о жизни и смерти членов семьи по горению свечи, поведению домашних животных, тени, ложкам, воткнутым в миску с кутьей, и т. п.);
  • во время свадебного и родильного обрядов (гадали о семейной жизни и будущих детях по движению свадебного поезда, по особенностям церковной службы во время венчания и т. п.);
  • при дожинках (связывая последний сноп, подсчитывали количество собранных пучков колосьев — чётное число предвещало удачу);
  • при переезде в новый дом и т. п.
  • при печении хлеба, выметании мусора, растапливании печи, при посадке рассады, при тканье и сновании и т. п.
Никифоровский Н. Я. - «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», 1897г.
Никифоровский Н. Я. - «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», 1897г.

Типичный ритуал гадания включает три этапа: подготовительные действия, получение знака судьбы, толкование его. Например: для того, чтобы приснился вещий сон, девушки клали под подушку или под кровать обрядовую пищу (хлеб, блин, кутью и т. п.) или прутья от веника, мужские штаны, ключ и замок, гребень, зеркало, пояс, полотенце, ставили чашку с водой и т. п. Перед сном произносили соответствующий приговор: «Суженый ряженый, приходи со мной ужинать» («париться», «коня поить», «замок отмыкать», «причеши меня», «через реку переведи» и т. п.); обсыпали кровать или подушку (комнату, порог дома, колодец) семенами льна или зерном, приглашая суженого «прийти жать», «лён собирать» и т. п.

Вещий сон могли вызвать также умывание водой, принесённой из девяти колодцев, вплетание в косы или подкладывание в постель определённых растений, подметание перед сном пола в направлении от порога к покути, обегание дома в обнаженном виде и другие ритуальные действия. Считалось, что увидеть облик суженого можно, вглядываясь ночью в зеркало или в воду (а также в окно, устье печи, колодец, дверную скважину, рукав мужской рубахи и т. п.).

Основная часть гаданий связана с толкованием звуков, слов, образов, предметов и их признаков. Гадали не только по случайным звукам, но и провоцировали их сами: стучали по забору, воротам, в двери хлева, конюшни; если в ответ животные подавали голос, то это было добрым знаком.

К гаданиям, основанным на слуховом восприятии, относятся и обычаи подслушивать чужие слова, которые гадающий истолковывал по отношению к себе. Например, в Полесье сразу после рождественского ужина девушки, захватив с собой щепотку кутьи, бежали к окну соседнего дома, стараясь услышать речь хозяев: такие слова, как «иди», «возьми», «спеши», «скорее», означали скорое замужество; «сядь», «останься», «не ходи» — девичество. Широко известно у всех славян и гадание, при котором гадающие сами спрашивали имя первого встречного, чтобы узнать имя будущего супруга.

Многие гадания основаны на толковании поведения домашних животных и насекомых. Чаще других животных для гаданий использовались петух, курица, собака, кот, овца, свинья, лошадь. Например, девушки бегали ночью к овцам, чтобы нащупать первую попавшуюся: если оказывалась белая, то жених будет блондин, если чёрная ~ чернявый (рус). Гадающие предлагали внесенным в дом животным каждый свой кусок хлеба (зерно, кости) и следили, чей кусок будет съеден первым (тот первым женится или выйдет замуж); наблюдали также, в какую сторону животное пойдёт — к двери (предвестие свадьбы) или в угол (предвестие девичества). О нраве будущего мужа, приплоде скота, погоде и женитьбе гадали также по поведению насекомых (паука, таракана, муравьев, божьей коровки).

Никифоровский Н. Я. - «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», 1897г.
Никифоровский Н. Я. - «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», 1897г.

Положительной символикой при гаданиях наделялось свойство растений сохранять свежесть. Во всех славянских традициях загадывали о жизни или смерти членов семьи по веткам, букетам, траве, венкам, заткнутым в стены дома: зелень, не сохранившая свежести, сулила смерть. Расцветание фруктовой ветки, поставленной зимой в воду, было добрым знаком для гадающего.

Символика предметов играла первостепенную роль в коллективных гаданиях, основанных на выпадении жребия. В отдельных сосудах, общем горшке, над блюдом размещали хлеб, зерно (символизирующие удачу в хозяйстве), уголь, золу (символы болезни и печали), землю, щепку, песок (символы смерти), монету, пряжу (символы богатства), кольцо, венок, чепец, ветку, чашку с водой (символы замужества). Гадающий с завязанными глазами сам выбирал наугад один из предметов, или это делал ведущий (в южнославянской традиции — ребёнок) для всех гадающих. Другим вариантом подобных гаданий было вынимание из общего сосуда личных вещей, принадлежащих гадающим (колец, бус, лент, платков, поясов), под пение специальных песен, предсказывающих в метафорической форме будущее владельцу вещи.

Большая группа гаданий основана на приёмах бросания предметов (в воду, в колодец, на дерево, на крышу, к потолку), перебрасывания через голову, через забор, разбрасывания по полу и т. п., причём значение придавалось расположению брошенных предметов (башмак, упавший носком к порогу, предвещал замужество; серп, упавший острием к жнецу, — здоровье), их движению в воде, тому, удалось ли их с первого раза забросить наверх, и т. п.

Никифоровский Н. Я. - «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», 1897г.
Никифоровский Н. Я. - «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах», 1897г.

При других способах гаданий существенными оказывались такие признаки, как:

  • чётное или нечётное количество захваченных наугад предметов (дров, кольев забора, камней со дна реки и т. п.);
  • количество воды, измеренной вечером и утром следующего дня (убывание воды при утреннем измерении предвещало убыток в семье и хозяйстве);
  • сохранность специально оставленного на ночь на улице хлеба и другой еды, целых зёрен при разрезании плода;
  • длина соломинки, вытянутой из стога, крыши, из-под скатерти во время рождественского ужина, и др.

Есть ещё специфические виды гаданий по внутренним органам животных, но в этом блоге я не буду это раскрывать.

Как видите, специальных предметов и навыков для гаданий практически не требовалось. Всё было доступно каждому человеку, было бы желание и смелость.