Семья Кругловых – Владимир и Галина – были типичными представителями советской интеллигенции. Проработав всю жизнь учителями, они скопили на хорошую трехкомнатную квартиру в спальном районе. Их гордостью и смыслом жизни была единственная дочь Катя. Когда та объявила о помолвке с перспективным менеджером Андреем, родители решили сделать молодым роскошный подарок – подарить им свою квартиру, оформив дарственную на дочь. «Мы же одна семья! – убеждала Галина осторожного мужа. – И мы остаемся здесь жить, просто теперь все будет по-честному, на бумаге».
Первые полгода после свадьбы напоминали сказку. Андрей был галантен, помогал по дому, советовался с Владимиром по бытовым вопросам. Но постепенно его поведение начало меняться. Сначала это были безобидные комментарии в стиле «Галина Ивановна, не учите меня жить», потом – критические замечания о привычках пожилых людей. Атмосфера в доме становилась все более напряженной.
Переломный момент наступил вечером, когда Владимир попросил зятя не шуметь после 23:00, так как ему рано вставать на работу. Андрей, который до этого казался абсолютно трезвым, вдруг резко повернулся и холодно произнес: «Знаете, Владимир Петрович, мне надоело, что вы устанавливаете здесь свои правила. Это ведь, если вы забыли, не ваша квартира. Ваша дочь – собственница. А вы здесь просто прописанные жильцы».
На следующее утро Кругловы обнаружили на кухонном столе официальное уведомление: Андрей требовал в месячный срок освободить жилплощадь, «препятствующую молой семье в осуществлении их законных прав на комфортное проживание». Катя, разрываясь между мужем и родителями, в итоге под давлением Андрея приняла его сторону.
Суд стал для Кругловых унизительной процедурой. Адвокат Андрея, дорого одетый молодой человек, цитировал Жилищный кодекс, доказывая, что пожилые люди «злоупотребляют своим правом проживания». Судья, хотя и с явной неохотой, был вынужден признать правоту истца. У Кругловых был месяц, чтобы собрать вещи и покинуть дом, в котором они прожили 25 лет.
Спасение пришло от неожиданного источника. Галина, разбирая старые бумаги, нашла распечатанную переписку Андрея с юристом, датированную периодом ДО свадьбы. В ней подробно обсуждался «план по легальному отъему квартиры у будущих тестя и тещи». Эти доказательства помогли возбудить уголовное дело о мошенничестве и признать дарственную недействительной. Квартира вернулась к Кругловым, но их отношения с дочерью были разрушены навсегда. Теперь они живут в тишине своей спальни, где на тумбочке стоит фото улыбающейся Кати в школьной форме – напоминание о том, что доверие можно вернуть, а вот вернуть разрушенную семью – почти невозможно.