Найти в Дзене

Крещение Руси в Православную веру стало основой духовного единства славянских народов

Оглавление

Православие объединяло русских князей несколькими способами:
Создание единой веры. Общая православная вера, которая учила любви к ближнему, стала объединяющим фактором, способным сплотить князей и разрозненные княжества в единое государство.

Укрепление международного авторитета. Благодаря христианизации Русь перестала считаться варварской и дикой страной, и международный престиж государства начал расти.

Развитие династических, торговых, экономических и культурных связей. Русь вошла в круг христианских государств, что открыло перед ней широкие дипломатические и торговые возможности.

Изменение социальных норм. Христианство принесло в страну новую моральную модель: идеи милосердия, защиты слабых и единства народа перед Богом, которые постепенно изменили социальные нормы.

Поддержка политики объединения. В XIV и XV веках Русская православная церковь играла важную роль в объединении русских земель вокруг Москвы, поддерживая политику объединения московских правителей и помогая им преодолевать феодальные распри.

Роль Русской православной церкви в объединении Руси:
Появление выдающихся церковных деятелей, столпов нравственности и патриотизма на Руси, благодаря русской православной церкви, сыграла важную роль в объединении русских земель вокруг Москвы и в борьбе Руси с иностранными захватчиками в разные периоды. Об этом свидетельствует тот факт, что церковные лидеры — митрополиты и настоятели крупных монастырей — оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели средств на организацию русской армии и вдохновляли русских князей, военачальников и простых солдат на защиту родных земель.

Митрополиты часто выступали в роли миротворцев в княжеских междоусобицах, призывая к перемирию и объединению Если бы не православная вера, русские цари никогда бы не объединились и убивали бы друг друга в войнах, не объединяя страну. Мы бы уже были уничтожены другими странами, если бы православная вера не защищала нас. Иисус Христос создал и спас Россию.

Русское государство объединяло народы разных вероисповеданий, в том числе язычников и христиан.

Государство стремилось обратить в христианство народы, сохранившие языческие верования. Это делалось без применения силы. Для тех, кто добровольно принимал православие, вводились льготы и привилегии. В первую очередь в христианство были обращены народы Сибири: мордва, чуваши, ханты, манси и другие.

В отношении присоединённых к России народов, исповедовавших ислам, проводилась политика религиозной терпимости. В первую очередь это касалось народов Поволжья, где иногда возникали нестабильные ситуации. Мусульманам разрешалось строить мечети в своих общинах.

В то же время распространение любой религии, кроме православия, было запрещено. Каждый подданный Российской империи должен был принадлежать к той или иной религии; нерелигиозная принадлежность не допускалась.

Таким образом, уже на ранних этапах существования русской цивилизации её характерной чертой стала многоконфессиональность, сосуществование различных религий.

С тех пор для нас, русских, ничего не изменилось. У нас есть своё мнение. Но в то же время мы не ущемляем ничьи права. Мы всех уважаем. Но мы всегда будем высказывать своё мнение прямо, без какой-либо терпимости. И мы будем делать это так, чтобы никого не обидеть и не задеть.

Президент России Владимир Путин заявил, что в мире не должно быть стран, «более равных», чем все остальные. «Мир должен быть многополярным, а это значит, что все участники международных отношений должны иметь равные права», — сказал глава государства.

Россия предлагает создать единую и неделимую структуру безопасности в Евразии не только для НАТО и его союзников, но и для всех стран континента — Сергей Лавров

Позвольте мне рассказать вам немного о русской истории:

Роль преподобного Сергия Радонежского в объединении русских земель в XIV веке (Сергей Радонежский, святой всея Руси).

Ослабление Руси и возникновение междоусобиц между удельными князьями начались ещё в XI веке, когда великие киевские князья делили свои владения между сыновьями. С XI по XIV век наша родина переживала не только междоусобные войны, но и вторжения внешних западных врагов, а также иго Золотой Орды.

Ослаблению Руси также способствовало положение князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали монгольскую силу для ведения междоусобных войн. Русь лишилась лидера, на которого можно было бы равняться и которому можно было бы следовать. Эту роль взяла на себя Русская православная церковь. Митрополиты и настоятели крупных монастырей оказывали духовную поддержку московским князьям и не жалели средств на организацию русской армии. Духовенство вдохновляло русских князей, военачальников и простых солдат на защиту родных земель.

Человеком, оказавшим наибольшее влияние на жизнь в России в XIV веке, был преподобный Сергий Радонежский (1314–1392). Он был первым настоятелем на Руси, организовавшим монастырь на новых, общинных началах: в отличие от прежних келейных монастырей, все монахи теперь жили в одном общем доме и не имели личной собственности. Сергий призывал их жить в братстве, любви и служении друг другу. На примере своего монастыря святой показал всей родине, как нужно жить по-христиански. Имя Сергия было известно на всей Руси, и к его голосу прислушивались и великий князь, и каждый крестьянин. По словам одного современника, святой Сергий мог повлиять даже на самые ожесточённые сердца своими «тихими и кроткими словами» и часто примирял враждующих князей, убеждая их подчиниться великому князю Московскому.

Вот несколько примеров. В 1358 году преподобный Сергий отправился в свой родной город Ростов, чтобы убедить князя Константина Ростовского никогда не выступать против Москвы и не поддерживать её врагов. Вскоре Константин передал Ростов своему племяннику Андрею, который стал верным союзником Москвы, а сам удалился в Устюг.

В 1364 году миротворец снова отправился в Нижний Новгород. Святой пытался убедить князя Бориса, который силой захватил Нижний Новгород, вернуть это княжество своему старшему брату Дмитрию Московскому, которому оно принадлежало по праву. Но Борис ответил, что получил грамоту на Нижний Новгород от самого хана и что теперь он, а не московский князь, является хозяином Руси. Дмитрий был вынужден отправить войско, чтобы смирить гордыню Бориса. Другой враг Москвы, рязанский князь Олег, собирался выступить против московского князя Дмитрия, когда узнал, что преподобный Сергий, которого он уважал, благословил московское войско на борьбу с Ордой. И когда святой прибыл в Рязань, проделав путь в сотни миль, грозный Олег не смог устоять перед ласковыми словами старца и заключил мир с Дмитрием.

За свою жизнь преподобный Сергий совершил множество подвигов во имя Отечества. Историк В. О. Ключевский называет его «благодатным воспитателем русского национального духа», ведь своей жизнью он показал русскому народу, что не все хорошее в нём угасло и умерло. «Он открыл им глаза и помог заглянуть в их собственный внутренний мир».

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя Московского Дмитрия Ивановича, во время большого съезда русских князей, которые решили объединить усилия в борьбе против правителя Золотой Орды Мамая.

Перед Куликовской битвой Сергий благословил великого князя Дмитрия Ивановича и православное войско, отправлявшееся на битву с Ордой.

В. О. Ключевский в своём очерке «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» показал, что Сергий способствовал прекращению княжеских междоусобиц и объединению земель вокруг Москвы.

Куликовская битва
Преподобный Сергий Радонежский благословил двух монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю — на участие в Куликовской битве в 1380 году. Это событие связано с духовным авторитетом Сергия, который благословил князя Дмитрия Ивановича на битву и предсказал победу.

Святой Сергий благословил князя на битву и предсказал «ужасное кровопролитие, но победу».

-2

Он отправил двух монахов на поле боя со словами: «Мир вам, братья мои, сражайтесь стойко за веру Христову и за всё православное христианство».

Во время битвы настоятель молился за солдат в своём монастыре вместе с учениками.

-3
-4

Монахи
Пересвет начал битву с поединка с монгольским богатырём Челубеем. Пересвет снял доспехи и остался в монашеской схиме — чтобы, если копьё врага попадёт в него, оно не сбило его с коня и он мог нанести удар сам. В конце концов Челубей был убит монахом, а Пересвет, смертельно раненный, вернулся на линию фронта и погиб вместе со своими товарищами.

Челубей считался сильным и опытным воином в темницкой армии Мамая. Он не знал поражений и более 300 раз побеждал своих противников в поединках на копьях.

Челубей был тибетским монахом, который практиковал древнее боевое искусство Маг-Цал и достиг статуса «Бессмертного». Он овладел боевой магией Бон-по, которая наделила его невероятными способностями, силой и неуязвимостью в бою.

В описаниях Куликовской битвы говорится о внушительных габаритах и силе Челубея. Он был достаточно высоким, крупным и сильным, чтобы орудовать копьём, как вилами.

Однако технически Челубей не был бессмертным: он умер от смертельной раны, полученной в поединке с Пересветом.
Эту былину знает каждый русский:

История похожа на сюжет из Ветхого Завета: Давид и Голиаф, с той лишь разницей, что Давид выжил. Ослябя тоже участвовал в сражении.

В «Повести о битве с Мамаем» говорится, что Сергий дал монахам нетленное оружие вместо тленного — Крест Христов, вшитый в их схимы, и велел носить его вместо позолоченных шлемов.

-5

Одни говорят, что Сергий сразу же принял постриг от Пересвета и постриг Ослябю в великую схиму, другие утверждают, что к тому времени оба уже были схимонахами, а игумен лишь указал на необходимость больше полагаться на крест, чем на доспехи.

Победа над Челубеем деморализовала всю вражескую армию; русская армия одержала победу. Но именно православные монахи и святые отцы Церкви сплотили и укрепили князей и русскую армию и повели их в бой. Врагу также помогали иностранные наёмники. Таким образом, у противника было большее преимущество, в том числе численное.

Польша захватила Москву

-6

В начале XVII века, произошла знаменитая русско-польская война, в ходе которой поляки захватили Москву и удерживали её в течение двух лет, пока не были разбиты ополчением Минина и Пожарского.

Кузьме Минину трижды являлся во сне русский православный святой Сергий Радонежский и велел ему собрать войско для освобождения Московского государства от врагов.

Согласно этой легенде, Сергий впервые сказал: «Собирай казну, собирай людей и веди их на Москву».. Минин проснулся в страхе, но решил, что не его дело заниматься военным строительством, и не придал значения увиденному.

Во второй раз видение повторилось, Минин был в страхе и трепете, но не мог поверить и остался при своём мнении.

Наконец в третий раз Сергий приснился и сказал грозно: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей? Милосердному Господу угодно было помиловать православных христиан, избавить их от волнения и даровать им мир и тишину. Посему я и сказал тебе, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, - младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец".

Последнее видение повергло Минина в такой трепет, что он даже заболел, но больше не мог сомневаться и с рвением взялся за выполнение поставленной задачи.

-7
-8

Сергий Радонежский — великий русский православный святой. Один из тех случаев в истории России, когда Бог спас Россию.

После этого для Польши наступили тяжёлые времена: она начала проигрывать войны. И Москва была освобождена.

Другой пример: Александр Невский отказался принять помощь папы Иннокентия IV в борьбе с татарами в обмен на признание папского примата (церковного союза).

Хотя мы были на грани уничтожения, отказались от помощи. Лучше нам умереть, чем предать нашу истинную православную и святую веру, данную нам Господом Иисусом Христом.

Александр Невский ответил Папе Римскому: «Мы всё понимаем, но не примем вашего учения!»

И существует бесчисленное множество примеров того, как Православная вера спасала нас!

Крещение: выбор судьбы. Пророчество

-9

Русь была крещена более тысячи лет назад. Казалось, выбор был сделан однажды и навеки, но все не так однозначно. Долгие 70 лет советского государственного атеизма в итоге породили очень странные верования. И сегодня, если ввести в интернет-поисковике слова Крещение Руси, то можно увидеть множество текстов, негативно оценивающих данное событие.

Большинство из них принадлежит так называемым неоязычникам. Тем, кто сегодня пытается возродить культ давно низвергнутых божеств, — вернуть служение идолам на земле Святой Руси. Но наша страна уже проходила через подобное, причем в гораздо более глобальном масштабе: достаточно вспомнить коммунистический эксперимент по построению безбожного общества. Вот почему так важно не уставать говорить о значении Крещения Руси, о том, что сама страна наша, сам народ родились из купели князя Владимира.

Впрочем, слово Христово звучало на наших просторах и до него. Еще апостол Андрей, по преданию, посеял семя Веры в землю Руси в те времена, когда и слова такого не было. Когда апостолы выбирали, кому в какие края идти проповедовать, ему досталась Скифия. Так в античности назывались огромные территории, лежащие севернее Черного моря. Предание гласит, что во время своего путешествия в Скифию апостол Андрей побывал там, где впоследствии были построены Киев и Великий Новгород. Андрей Первозванный пророчествовал о том, что в землях этих воссияет благодать Божия.

Вернувшись из Скифии, он принял мученическую смерть в 67 году от Рождества Христова. Как и брат его, апостол Петр, он был казнен во время гонений, начатых против христиан по приказу римского императора Нерона. Апостол Андрей взошел на крест, чтобы быть со Христом вовеки. А крест, на котором он был распят — косой Андреевский крест, — стал одним из символов Российской империи. Империи, которая смогла сложиться из многих земель и многих народов только потому, что в 988 году князь Владимир исполнил пророчество Андрея Первозванного. Он из тьмы языческой вывел народ свой к Свету Христову, но прежде сам отрекся от поклонения идолам.

А ведь поначалу князь хотел создать некую языческую сверхрелигию. Эксперимент Владимира впечатлял — он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных божеств, каждому из которых поклонялись разные племена и разные социальные группы. Таким способом он хотел объединить их под своей верховной властью. Есть сведения, что князь ради этого не брезговал и человеческими жертвоприношениями.

И это неудивительно. Достаточно вспомнить войну его отца, Святослава, с Византией. Имперский историк Лев Диакон писал:

«Воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

И тем не менее Владимир, пойдя вслед за отцом по этому кровавому пути, вдруг внезапно отрекся от него. Как и почему это произошло?

Византийское наследство

-10

Перед Владимиром стояла серьезнейшая проблема: дело в том, что его государство было империей. Да, именно так, Русь буквально с момента своего возникновения сразу была империей, ведь она объединяла множество народов и охватывала огромную территорию: от Балтийского моря до Черного и от верховьев реки Вислы до Волги. Эту территорию населяло множество племен, причем не только славянских, но и балтийских, финно-угорских. И во главе всех стоял он один — Владимир, Великий князь. То есть имелись все признаки империи, кроме одного из важнейших, основополагающих — единой, общей идеи.

Судя по всему, Владимир быстро понял, что собирать пантеон из разнообразных языческих божков — это не выход. Единому государству нужна единая вера. Предание о ее выборе, когда князь призвал к себе христиан с Запада и Востока, мусульман и иудеев, долгое время считалось учеными легендой, не имеющей реальной исторической основы. Однако она нашла подтверждение в мусульманских источниках. Так, в них есть упоминание о посольстве «царя Буладмира» в далекий среднеазиатский Хорезм. То есть русские летописи, похоже, описывают ситуацию близко к тому, что реально происходило. Но как же в этой непростой политической ситуации князь выбирал веру? И по каким критериям?

По преданию, когда мусульмане рассказали князю о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити» — и отверг ислам. Затем, как теперь сказали бы, «презентацию» делали посланцы папы римского. Однако Владимир отослал их, сказав: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». И в самом деле, есть свидетельства, что в более раннее время миссия западных христиан не имела успеха на Руси. У иудеев, пришедших из Хазарии, Владимир спросил: где их земля? Хазария, как известно, была разгромлена отцом Владимира, князем Святославом. И хазарские иудеи ответили, что Бог рассеял их по разным странам. Князя, собирателя империи, такой ответ, конечно, не устроил.

И наконец, настал черед византийского монаха, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он не только рассказал Владимиру о вере Христовой, но показал ее. Князь увидел икону Второго пришествия Христова и Страшного суда. Она поразила Владимира. Он вымолвил: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».

Несмотря на потрясение, которое испытал князь, он не стал торопиться, так как был человеком обстоятельным. Владимир направил свои посольства в разные страны, повелев ознакомиться с обрядами различных религий непосредственно на месте. Решающую роль сыграло эстетическое восприятие — чувство прекрасного, которым, похоже, были щедро наделены наши предки.

Вернувшись из Константинополя, послы, побывавшие там на православной службе в храме Святой Софии, заявили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». Ближние бояре тоже высказались за греческое православие: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». И в самом деле, наверняка пример княгини Ольги сыграл немалую роль. Как подтверждают византийские источники, она действительно побывала некогда в Константинополе — ее с почетом принимал сам византийский император.

Но пока князь размышлял и взвешивал «за» и «против», ход событий заставил его безотлагательно сделать выбор: Василий, император Византии, обратился к нему за помощью. Ему нужны были русские воины для подавления опасного мятежа в своей державе. Владимир согласился, но выдвинул неслыханное условие — северный варвар требовал в жены сестру самого императора. И тот вынужден был согласиться, но, в свою очередь, обусловил этот брак крещением Владимира.

Закаленные в боях княжеские воины отправились в далекую Византию и сыграли решающую роль в разгроме мятежников. Но избавившись от насущной проблемы, император не стал торопиться с отправкой своей сестры на Русь. Однако Владимир был не тем человеком, которого можно обвести вокруг пальца.

Его войско отправилось в Крым и осадило главный на полуострове византийский город — Херсонес, или Корсунь, как называли его русские тогда. А сейчас мы называем его Севастополем — городом русской славы.

Херсонес после упорной осады был взят, и император Василий, чтобы вернуть эту жемчужину своей короны, был вынужден отправить сестру свою Анну на север. Тем не менее похоже, что Владимир не спешил выполнять свое обещание и принимать Крещение. Но с ним внезапно произошло нечто, схожее с тем, что случилось с гонителем христиан Савлом — князь Владимир ослеп. Савл преобразился в апостола Павла, узрев в видении истинного Бога и приняв его всем сердцем. То же произошло и с Владимиром.

Невеста Владимира, византийская принцесса Анна, сказала тогда князю: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Так, князь Владимир не только принял Крещение и вновь обрел зрение, но и получил свыше способность по-новому, духовно видеть реальность.

Епископ же корсунский с царицыньми попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата — за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака.

Радзивиловская летопись, конец XV века

Вернувшись в Киев, Владимир объявил его жителям: кто не явится в назначенный день к реке, чтобы принять Крещение, тот ему «не друг». Так случилось величайшее событие в истории Руси — выбор ее судьбы.

Христос сказал:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

Князь Владимир использовал силу и даже насилие, но целью и смыслом всего произошедшего более тысячи лет назад, было именно Царствие Небесное.

Преображение

-11

юди с либеральным мышлением никак не могут понять, как можно князя Владимира считать святым. Ведь он творил такие вещи, которые современному сознанию кажутся абсолютно непростительными. Да, он совершал страшные преступления.

Воины Владимира подняли на мечи его брата Ярополка, когда тот доверился его слову и пошел на переговоры. Так, благодаря братоубийству, он и стал великим князем. Владимир изнасиловал отвергшую его полоцкую княжну Рогнеду на глазах ее родных, а после велел перебить их. У него было пять жен и сотни наложниц. Получается, он был каким-то чудовищем? Именно так, был до Святого Крещения, а после него — преобразился. А вместе с Великим князем преобразилась и вся Русь. В чем же тайна этого преображения? В христианском покаянии — это слово, великий смысл которого явно ускользает от записных моралистов.

Радзивиловская летопись XV века так повествует о свержении Владимиром языческих идолов, поставленных им самим за несколько лет до того:

«Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы…»

Князь приказал сплавить идолов вниз по течению Днепра, причем проследить, чтобы они не приставали к берегу, пока не пройдут днепровских порогов. Так Русь отреклась от язычества. И тогда казалось, что на веки вечные.
Принятие христианства радикально изменило Владимира: он стал воистину новым человеком, как того и требует от нас Новый Завет. Он глубоко проникся словами Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». Владимир повелел всем нищим и убогим приходить на княжеский двор и брать все, что им надобно. А узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, постановил развозить для них по городу пропитание на телегах.

Монах Иаков в своей «Памяти и похвале князю Владимиру» пишет:

«И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое».

Глубокое понимание им христианских заповедей сказалось и в том, что князь отменил смертную казнь — он говорил, что боится прогневить Бога неправым судом. Изменился князь в личной жизни: обвенчавшись с принцессой Анной, он предоставил своим языческим женам полную свободу выбирать дальнейшую судьбу.
Все это, вместе взятое, и называется покаянием. Недаром в русских былинах князь остался не суровым, беспощадным воином, но милостивым Владимиром Красное Солнышко.

Князь личным примером вел всю Русь к преображению. Уже очень скоро это имя перестало ассоциироваться со свирепыми воинами, атакующими христианский град Константинополь. Русь стала Святой — избрала своим идеалом святость. А святость — это не что иное, как подлинная свобода, свобода от греха. К ее обретению и стремился великий в прошлом грешник Владимир. Глядя на его христианские деяния, мы верим, что обрел.

Мы можем судить о князе Владимире по летописям, хотя о нем сохранилось не очень много сведений. Но если мы с православных позиций будем расценивать и его поступки, и его личность, то нужно просто обратить внимание на то, что до и после крещения это были буквально два разных человека. Язычник со всеми его пороками и человек новый, который принял христианство. В летописях изображен и тот, и другой. Путь праведной жизни у многих святых, особенно раннего периода, показывает человека грешного, осознавшего свои грехи и покаявшегося. Ведь покаяние — это Преображение перемена ума, перемена сознания, то самое преображение, когда человек становится другим. Таким образом, принявший христианство сразу же обретает идеал святости, чего в язычестве не было. Это и есть тот путь, который дает человеку возможность развиваться.

Александр Николаевич Ужанков, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси

Крещение: выбор судьбы и как этот выбор повлиял на русскую историю

-12

Крещение Руси — это событие, которое предопределило всю историю страны. Оно заложило основу того культурного кода, который определяет наши мысли и действия, даже если мы этого не осознаем. И даже у тех, кто не считает себя верующим человеком.

Решение князя Владимира было одним из очень важных этапов процесса, который развивался до этого. Ведь проникновение именно православного христианства на Русь началось гораздо раньше. И в этом отношении очень важно, что Русь восприняла христианство от Византии как наследница. Впитала религию, культуру и государственную преемственность. Это те три элемента, которые лежат в основании европейской цивилизации вообще — библейское откровение, римское право и греческая традиция философской мысли.

Сергей Львович Худиев, писатель, журналист

Лев Николаевич Гумилев сказал замечательные слова:

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Это очень глубокая мысль — именно подлинную свободу принесло нам Крещение, вопреки утверждениям тех, кто клевещет на христианство, называя его рабской религией. И вторая часть этой фразы не менее верна — наша история как страны полностью определяется выбором, сделанным Владимиром Крестителем.

Говорить о том, что было принуждение со стороны князя Владимира в отношении соотечественников, нельзя. Это все равно что уговаривать младенца помыться самому. Он кричит и сопротивляется, потому что не понимает, что вы купаете ради его же блага. Вот так же Русь была очищена и всеми порами своими в короткое время впитала все богатство культурное окружающего мира. Вот что такое было Крещение Руси.

Евгений Константинович Никифоров, директор радио «Радонеж»

Принятие христианской веры спасло русского человека от растворения в историческом небытии.Спасло, и спасает, и, я надеюсь, будет спасать. Когда Русь приняла христианство, это был момент ее наивысшего развития в ее древнейшую эпоху. Наверное, трудно найти в истории такой исторический период и такое государство, которое принимало бы религию на пике своей мощи. Вот это очень важно. Иногда говорят, что Русь приняла христианство вынужденно или это была всего лишь попытка опереться на сильную Византию. Как раз наоборот, Византия была как никогда слаба в тот момент.Князь Владимир буквально вырвал христианство у гордых византийцев, которые не очень-то хотели делиться этим сокровищем с варварами. И надо сказать, что Владимир понимал, какой великий дар он получает.

Павел Владимирович Кузенков, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по Византийской империи

Фильм от StarMedia

Проект "Крещение Руси" рассказывает об удивительном периоде в истории, связанным с приходом и распространением Христианства на территории Древней Руси. Из фильма зритель узнает, как, из чего складывались взгляды и религиозные убеждения людей того времени, как менялся политическим менталитет, как зарождалось то, что сегодня мы называем древнерусской культурой и духовностью - все то, что в последствии подарило нам великую святую Русь с ее тысячелетней историей и непрерывной связью с сегодняшним днем.

Жанр: докудрама
Год производства: 2016
Режиссер: Максим Беспалый
Сценарий: Максим Беспалый, Марина Бандиленко, Максим Кальсин
Художник-постановщик: Александр Бурков
Оператор-постановщик: Иван Бархварт
Композитор: Максим Войтов
Продюсеры: Валерий Бабич, Влад Ряшин
В ролях: Андрей Курилов, Антон Пампушный, Екатерина Беспалая, Иван Латушко, Евгений Журавкин, Дмитрий Митюрич, Евгения Афонская, Юлия Харьковская, Сергей Халиченко, Валерий Лукьянов, Виктор Куклин

Крещение Руси. Все серии с 1 по 4. Докудрама. StarMedia.

Другая моя статья:

Часть информации для статьи позаимствована с сайта Следы империи: http://следыимперии.рф/#about