Разбираемся, почему советские дачи выглядели именно так и какие приемы стоит позаимствовать сегодня
Пока вы листаете Pinterest в поисках идей для загородного дома, где-то в Переделкино и НИЛе до сих пор стоят дачи советских писателей и архитекторов 1930-х годов. Двухэтажные деревянные дома с огромными верандами, странными для нашего времени планировками и обязательной печкой в углу. На первый взгляд кажется, что строили как придется — но на самом деле каждая деталь имела четкое объяснение. Разбираемся, почему советские дачи выглядели именно так и какие приемы стоит позаимствовать сегодня.
Главное из статьи:
- Советские дачи строились с расчетом на круглогодичное проживание, хотя официально считались летними — отсюда печи, толстые стены и закрытые веранды;
- Огромные веранды и террасы были не роскошью, а необходимостью: так обходили ограничения на площадь жилой части дома (не более 65 квадратов);
- Типовые проекты разрабатывали советские инженеры, а не немецкие архитекторы, как гласит популярная легенда;
- Дачи в привилегированных поселках (Переделкино, НИЛ, Абрамцево) получали по полгектара земли — в 80 раз больше, чем обычные граждане;
- Плохое качество строительства было нормой: вода в подвалах, дыры в стенах, плесень — писатели жаловались, но доделывали дома сами.
Веранда размером с городскую квартиру — главная фишка советской дачи
Дачи в Переделкино, построенные в 1934-1935 годах, имели характерную черту: двухэтажную остекленную веранду в форме вытянутого прямоугольника с закруглением. Это была отсылка к архитектуре конструктивизма, хотя к тому времени стиль уже критиковали.
Веранда стала главной, жизненно важной частью советской дачи в средней полосе — не просто тамбуром от спальни к лужайке, а витриной в окружающий мир. И дело не только в эстетике.
Архитекторы старались реализовать как можно больше нежилых пространств, сохраняя установленную норму — объем жилой части не более 65 квадратных метров, хотя сам дом мог быть вдвое больше. Веранда формально считалась нежилым помещением, поэтому ее можно было делать сколько угодно большой.
На практике именно на веранде проходила вся жизнь. Там ставили диваны, книжные полки, рабочие столы. Летом веранда становилась гостиной, весной — оранжереей для рассады, осенью — кабинетом. В советском климате три месяца погреться на солнце было несравнимым счастьем, но бывали такие дождливые июли, когда семьи вынуждены были весь отпуск прятаться под крышей.
Сегодня этот прием можно использовать иначе: застекленная терраса или зимний сад добавляют полезные метры без необходимости строить полноценное отапливаемое помещение.
Печка — не дань традициям, а суровая необходимость
Дома строились из бруса, затем штукатурились и красились. На первом этаже — терраса, на втором — балкон. 150 метров внизу плюс 50 наверху. Отопление — печь. Причем не символическая, а настоящая — такая, от которой зависело, сможешь ли ты пережить осень на даче.
Построенные дома с большими окнами и высокими эркерами не были предназначены для жизни зимой. Каждый утеплял свою дачу как мог, а это требовало дополнительных средств. Но многие хотели жить на даче круглый год — и доделывали дома самостоятельно.
В 1930-е в селе Перхушково было решено организовать дачный поселок для актеров московских театров. Артистам выдавались участки, которые готовили рабочие под возведение будущего дома. Проекты тоже были типовыми, хотя каждый мог вносить изменения по своему вкусу. Пик строительства пришелся на послевоенные годы, а на дачах стали жить круглогодично, появился водопровод, позже канализация, а топили дровами или углем.
Печь решала несколько задач сразу: обогрев, приготовление еды и горячая вода. В условиях, когда электричество на дачах было ненадежным, а газа не было вообще, печка становилась центром дома.
Типовой проект, который никто не соблюдал
Популярная легенда гласит, что дома были простыми, деревянными, одно- или двухэтажными, с просторными террасами, а строились по единому проекту немецкого архитектора Эрнста Майя. Но это миф.
Документы позволяют утверждать, что немецкие специалисты, работавшие в СССР, никакого отношения к проектированию дачных домов не имели. Встречающаяся информация о том, что автором дачных домиков был немецкий архитектор Эрнст Май, также представляется довольно странной, поскольку Май занимался преимущественно большими градостроительными проектами.
На самом деле проекты домов разработали советские инженеры. И строительство шло хаотично.
Строительство было связано со многими трудностями, и первые жители Переделкина жаловались на плохое качество стройки, воду в подвалах, стены с дырами и плесень. Доделывать дачи приходилось самостоятельно.
Писательница Мариэтта Шагинян в 1935 году отправила гневное письмо Молотову: «Место, выбранное под дачи, за исключением 5 участков, болотистое. У Леонова под дачей стоит вода, он на свой счет выкачивает ее, осушает землю, роет канавы, но вода стоит. Почти все вынуждены покупать на рынке печные дверцы. Лестница на моей даче оказалась такой, что перила сами собой отошли и упали вниз».
Звучит знакомо? Проблемы российского строительства имеют глубокие корни.
Почему дачи делили на типы по размеру, а не по стилю
Исследователи классифицируют советские дачи через размеры: «дача-изба» (одноэтажная, из одного или двух срубов), «дача-дом» (полтора или два этажа), «дача-усадьба» (два или три этажа плюс пространство, четко разделенное на «парадное» и «бытовое»).
Но при всем этом никаких стилистических различий между тремя этими типами не было: простой сруб, скатные крыши и непременная терраса или веранда.
Почему так? Потому что дача была явлением идеологическим. При всей разности писателей дачи их были типовыми, что отвечало новому представлению о литературе как о части идеологической машины, как об «инженерии человеческих душ».
Поскольку дачное строительство было одновременно и областью свободы, и областью пристального внимания государева ока, оно старалось выглядеть возможно более конформным и непритязательным.
Выделяться было опасно. Лучше построить скромный типовой дом и жить спокойно.
Как жили на дачах: огороды, варенье и круглосуточный труд
Пастернак был заядлым дачником: самостоятельно перекапывал землю, строил теплицы, полол сорняки на грядках. Соседи часто видели, как голый по пояс Борис Леонидович под палящим полуденным солнцем копался в огороде.
В одном из писем родителям Пастернак с гордостью рассказывал о собранном урожае: на зиму он заготовил две бочки квашеной капусты, собрал 4000 помидоров, а также бобы, фасоль, морковь и картофель — «всего не съесть и за год».
На дачу приезжали в апреле, перевозя с собой все вещи и помощницу по хозяйству. Каждый год — а это была обязательная традиция — варили 80 килограммов варенья. Для этого до блеска начищали медный таз, а плиту ставили прямо в саду. В ноябре семейство возвращалось в город и всегда с сожалением.
Дача не была местом безделья. Это был второй фронт работы — только вместо статей и сценариев здесь копали грядки и консервировали овощи.
Советский человек практически не умел отдыхать. На даче отдыхать совершенно некогда, там слишком много дел. Постоянно что-то ломалось и требовало починки.
Дачи для избранных: полгектара против шести соток
Важно понимать: дачи писателей, актеров и архитекторов — это совсем не то же самое, что дачи обычных советских граждан.
Классический размер дачного участка в садоводческом товариществе в советское время составлял 600-800 квадратных метров (шесть-восемь соток), и существовали строгие ограничения на размеры и архитектурно-конструктивные решения дачных построек.
Дачи советской элиты: актеров, режиссеров, сценаристов, писателей, драматургов отличались комфортом и приятным соседством. Это не шесть соток с картошкой и овощными грядками, а почти по полгектара на лоне природы.
Разница в 80 раз. На шести сотках едва помещался домик и огород. На полугектаре можно было разбить сад, построить баню, сделать пруд.
В 1960-х годах внучка архитектора Семенова вышла замуж за Александра Ширвиндта. На даче стали появляться его друзья — Андрей Миронов, Марк Захаров, Михаил Козаков. Однажды Миронов и Ширвиндт катались по всему поселку на мопедах. Возмущенные шумом дачники повыскакивали из домов, но смягчились, увидев известных артистов.
Вот такая жизнь была в привилегированных дачных поселках — с известными соседями, большими участками и возможностью шуметь безнаказанно, если ты знаменитость.
Что можно позаимствовать сегодня
Советская дача кажется пережитком прошлого, но некоторые архитектурные решения актуальны до сих пор:
- Большая веранда или зимний сад — дополнительное пространство, которое не требует полноценного отопления, но дает полезные метры.
- Печь или камин с функцией обогрева — резервный источник тепла на случай отключения электричества. В загородном доме это не роскошь, а страховка.
- Простая планировка — советские дачи были понятными и функциональными. Никаких лишних коридоров, каждый метр использовался по назначению.
- Ориентация окон на юг — максимум естественного света, меньше затрат на электричество. Технические помещения с северной стороны, жилые — с южной.
- Толстые стены — хорошая теплоизоляция окупается быстро. Летом прохладно без кондиционера, зимой тепло при минимальных затратах на отопление.
Советские дачи строили не от хорошей жизни. Ограничения на площадь, дефицит материалов, плохое качество работ, необходимость все доделывать самому — но при этом люди жили там круглый год и были счастливы. Потому что главное в загородном доме — это не квадратные метры и модный дизайн, а возможность дышать свежим воздухом и быть ближе к природе. Советские архитекторы это понимали. И мы можем у них поучиться.
Сейчас читают:
Спасибо, что читаете нас! ❤️
Если материал был полезен — поставьте лайк и отправьте другу.
А ещё больше интерьерных идей, советы экспертов и классные румтуры в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, вам точно понравится!