Найти в Дзене

ПЕЛЕВИН ЛЕВОЙ РУКИ

Оглавление
Обложка нового романа Виктора Пелевина A Sinistra
Обложка нового романа Виктора Пелевина A Sinistra

В новом романе Виктора Пелевина, A Sinistra (левый путь, или в магии - путь левой руки) есть один большой плюс и уравновешивающий его минус. Начнём с недостатков - это опять про вселенную Transhumanism, то есть про банки с мозгами, которые живут ирреальную жизнь после смерти. Самое неприятное в этой научной фантастике то, что она действительно может случиться. Это уже пятый роман из этой серии, но только сейчас я догадалась, откуда "ноги растут".

Был такой культовый советский роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». В нём описывались опыты по оживлению человеческой головы. Профессор-хирург Керн хранит голову своего учителя - профессора Доуэля, осуществляя под ее руководством сложнейшие операции. Интересно, что роман этот является отчасти автобиографическим. Александр Беляев на протяжении трёх лет лежал обездвиженным в постели и чувствовал себя «головой без тела».

-2

Маркус Зоргенфрей - баночный оперативник - отправляется на расследование таинственных исчезновений мозгов высокопоставленных "баночников" в средневековую Верону. Мы уже встречались с этим персонажем в "Путешествии в Элевсин" и в "Крути". Маркус работает под руководством адмирала и епископа Ломаса, в чьём имени слышится анаграмма имени древнееврейского мудреца и царя Соломона. (Он - Ломас!) Царь Соломон был известен своей мудростью, строительством Иерусалимского храма, множеством приписываемых ему притч и легенд, а также кольцом Соломона с надписью "Все пройдёт!". Виктор Пелевин упоминал это кольцо в своём романе "Тайные виды на гору Фудзи": Главный, страшный секрет кольца Соломона в том, что надпись «и это пройдет» описывает вовсе не сменяющиеся радости и беды, сытые и голодные годы, семейные неурядицы и прочий макроконтент. Нет. Эта надпись очень точно объясняет функционирование реальности на частоте около десяти герц. Или даже двадцати"

-3

Почему мне кажется, что возвращение во вселенную Transhumanism - это минус? Прежде всего из-за издевательств над гностиками, чьи представления о материальном мире как о тюрьме выливаются в образы ветроколонии, в которой царят петухи и куры - недвусмысленная отсылка не только к воровскому жаргону, но и к важному божеству гностиков - Абраксасу с торсом человека, головой петуха и ногами змеи. Такое издевательство мне кажется некрасивым, особенно учитывая тот факт, что Пелевин себя позиционируют как буддиста, а буддийская и гностическая картины мира во многом похожи.

Абраксас — гностическое космологическое божество, верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. Согласно доктрине василидиан, Абраксас — высший бог или совокупность мировых духов по гностическому учению последователей Басилида.
Абраксас — гностическое космологическое божество, верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. Согласно доктрине василидиан, Абраксас — высший бог или совокупность мировых духов по гностическому учению последователей Басилида.

Плюс романа "A Sinistra" заключается в том, что здесь описывается процесс создания Философского камня и алхимической трансмутации, а также создание гомункула. Основное действие происходит в Вероне, но она соединяется с Венецией через подземный канал, по которому герой путешествует на гондоле.

Вообще у меня сложилось такое впечатление, что с каждым годом Виктор Пелевин становится всё более далёким от людей мизантропом. В фигуре алхимика-оперативника Маркуса Зоргенфрея проглядывают эти черты интроверта, общающегося только со слугами и со своим психоаналитиком. Епископа Ломаса невозможно понимать по-другому. Это типичный аналитик, принимающий своего клиента и не сильно вмешивающийся в его жизнь, но влияющий на уровне идей и пытающийся спасти "согрешившего" через проговаривание. Маркус делится с Ломасом своими переживаниями в качестве злого мага: он соблазняет священника, невинную девушку, умирает сам и губит своих учеников, трансмутируя их тела в золото. Алхимический процесс здесь - метафора создания романа, каждый раз выходящего из под пера писателя в преддверии осеннего равноденствия и Элевсинских мистерий.

Некоторые критики обратили внимание на то, что новый роман Пелевина - это парафраз "Мастера и Маргариты". Но я бы пошла дальше, вглубь, и сказала, что здесь есть текст, на который опирался Булгаков, а именно - "Фауст" Гёте как история об алхимической трансмутации. Монолог главного героя в первой части трагедии посвящен его отцу-алхимику.

"...Отец мой, нелюдим-оригинал,
Всю жизнь провел в раздумьях о природе.
Он честно голову над ней ломал,
Хотя и по своей чудной методе.

Алхимии тех дней забытый столп,
Он запирался с верными в чулане
И с ними там перегонял из колб
Соединенья всевозможной дряни.

Там звали «лилиею» серебро,
«Львом» — золото, а смесь их — связью в браке.
Полученное на огне добро,
«Царицу», мыли в холодильном баке.

В нем осаждался радужный налет.
Людей лечили этой амальгамой,
Не проверяя, вылечился ль тот,
Кто обращался к нашему бальзаму.
Едва ли кто при этом выживал..."

Во второй части «Фауста» алхимией занимается Вагнер, создающий Гомункула — искусственного человечка, находящегося в колбе. Точно такого же гомункула выращивают герои романа Пелевина. Его называют "исполнитель желаний", но также он гримуар - старинная магическая книга, слова в которой оживают и становятся приказами.

Хранит эту книгу (одну из её эманаций) старая служанка Мойра, переименованная так Маркусом Зоргенфраем из Марии. В этом персонаже, в последствии оказавшемся женщиной-алхимиком, проступают черты Марии Пророчицы, первой женщины-алхимика, изобретательницы водяной бани, жившей в 1-2 веках н.э., основательницы александрийской алхимической школы.

Изображение Марии Пророчицы из книги «Символы золотого стола двенадцати народов» М. Майера, 1617 г.
Изображение Марии Пророчицы из книги «Символы золотого стола двенадцати народов» М. Майера, 1617 г.

Вообще в романе много отсылок к разным деятелям духовного характера, например в ученике алхимика Игнацио узнается образ основателя ордена иезуитов Игнатия де Лойола. А в алхимике Лоренцо делла Луна - Лоренцо Медичи, известный как чёрный маг и алхимик. За стенами его виллы Кареджи скрывалась лаборатория алхимика Марсилио Фичино, где создавали «эликсир бессмертия» из золота, вина и порошка мумий, украденных из египетских гробниц.

Но больше всего линия с гримуаром напоминает Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришельё», по которому Романом Полански был снят фильм "Девятые врата". Речь в нём идёт о «Книге о девяти вратах в царство теней» («De Umbrarum Regni Novem Portis»), которая была опубликована в 1666 году неким печатником Аристидом Торкьей. Аристид Торкья публиковал в Венеции (городе, где также происходит действие A Sinistra) книги на мистические темы, пока не был обвинён инквизицией в ереси, а затем сожжён на костре. Весь тираж «Девяти врат» был изъят и уничтожен. Но осталось три экземпляра этого тиража. И вот в романе Виктора Пелевина речь тоже идёт о таинственном гримуаре в трёх экземплярах, который точно также опасен и смертоносен, как "Книга о девяти вратах..."

-6

Однако вместо "линии Дюма" у Пелевина - отсылки к Шекспиру. В основном к Ромео и Джульетте, поданным в макабрическом смысле. Не буду пересказывать, но Шекспир перевернулся в гробу от такой вольной интерпретации своего коллеги.

В целом книга читается легко и видно, что автор учёл пожелания критиков к предыдущему роману. Он не стал жестоко оттаптываться на своих оппонентах, литературных конкурентах или идеологических противниках. Этот роман гораздо более добрый, хотя написан не без иронии. Самое наверное жёсткое издевательство - над пранаямой, четырёхчастным дыханием в йогической практике. Пелевин подробно описывает пранаяму в "Книге Васи Атлета" - вставном тексте в роман, описывая ее как кручение педалей на четыре такта, в рамках душеспасительной практики Вольнобега. Я лично не поддерживаю такую иронию, но возможно, кому-то будет полезно. Иногда люди приходят к духовной практике, случайно увидев одну из таких пародий.

На протяжении многих лет осенняя новинка Виктора Пелевина становится знаковым событием книжного рынка. Но в последних книгах видна оторванность автора от современных процессов (даже несмотря на то, что его романы многим кажутся написанными ИИ) и отсутствие адекватного круга общения. Всё-таки в социальности есть много плюсов, в том числе - возможность посмотреть на себя со стороны.