Что, если каждая картина – это зашифрованное послание? Художник прошлого создавал не просто шедевр, а прятал в нем тайный намек, обращенный к потомкам. Классическое искусство почти всегда содержит секрет, который не лежит на поверхности, – это язык аллегорий. И сейчас в стенах красивого особняка купца Сироткина Нижегородский художественный музей предлагает этот язык расшифровать.
Пятничный вечер я снова провела в музее – и уже сбилась со счета, сколько выставок посетила с начала года. Но новая экспозиция – нечто особенное. Во-первых, это первая за четыре года масштабная перемена в залах НГХМ,Зарубежное искусство. Во-вторых, целый год команда музея готовила проект, способный удивить, и результат превзошел ожидания.
Выставку «Шифр и символ» нельзя назвать просто рядом картин в красивых рамах. Это настоящее путешествие в мир скрытых смыслов, и, к счастью, разгадывать их помогают подробные аннотации.
Как отметила куратор Сабина Мельник, цель выставки – показать, как художники визуализируют то, что нельзя увидеть глазами. Центральная тема – аллегория, то есть воплощение отвлеченных понятий: любви, добродетели, коварства, скоротечности времени – в зримых образах. Задумка блестяще удалась. Получился живой, понятный и увлекательный диалог эпох, где работы западноевропейских мастеров XVI–XVII веков соседствуют с современными арт-объектами (такова была задумка проекта). Здесь даже фиговое дерево смотрится абсолютно уместно!
Вот, например, скульптура Всеволода Абазова «Пятки сверкают» – ступни, усыпанные стразами. Автор предлагает задуматься: не стала ли наша погоня за внешним блеском и идеальной картинкой в соцсетях новой «ахиллесовой пятой»?
А вот и другая «провокация» – яркие, почти ядовитые бургеры от петербургского художника Антона Власова, иронично отсылающие к обществу потребления. Ту же тему чревоугодия и излишеств исследовал и Ян Брейгель Младший 400 лет назад – его «Аллегория вкуса» висит по соседству, создавая поразительную связь веков.
Еще один яркий диалог – между морским пейзажем XVIII века, где корабль символизирует христианскую церковь, и арт-объектом знаменитого австрийца Эрвина Вурма. Его работа, критически осмысляющая современные ценности, была специально привезена в Россию, где его искусство почти не представлено. Ходят слухи, что ее стоимость составляет 18 миллионов (жаль, не уточнили, рублей или долларов).
Важную роль в раскрытии темы играет и печатная графика, представленная, в том числе, работами из частного собрания коллекционера. В 17-18 веках гравюра была главным способом распространения визуальных образов и символов по всей Европе.
Кстати, в музее собрали под своей крышей большую сокровищницу – больше ста произведений искусства. Многие из них приехали к нам из самых главных музеев страны, а какие-то и вовсе достали из частных коллекций. Такой шанс увидеть все это вместе выпадает нечасто.
Выставка разбита на шесть разделов: «Природа», «Чувства», «Пороки», «Добродетели» и другие. Вы узнаете, как художники прошлого с помощью аллегорий «рассказывали» и увидите, что этот тайный язык жив до сих пор.
И в завершение – приятный бонус. Профессор Вадим Садков, крупный специалист по старинному искусству из ГМИИ им. Пушкина, отметил Нижний Новгород на карте искусства. По его словам, после Москвы и Петербурга именно Нижний и Смоленск хранят лучшие в России коллекции западноевропейской живописи. Пр-р-иятно осознавать, не правда ли?
Выставку можно посетить до 18 января 2026 года.